Миллиард на авиапром

В.Путин и Д.Медведев в ЖуковскомВчера президент Владимир Путин и первый вице-премьер Дмитрий Медведев посетили наукоград Жуковский, где в ближайшее время будет создан Национальный центр авиастроения. О подписании соответствующего указа Путин объявил, выступая перед конструкторами и чиновниками на презентации стратегии государства по развитию авиастроительной отрасли.

Жуковскому предстоит стать «динамично развивающимся центром авиастроения России, да и не только России – Европы и всего мира», отметил президент. Для этого в подмосковный город, в котором находятся такие известные предприятия отрасли, как ЦАГИ и Летно-исследовательский институт имени Громова, планируется перевести московские отраслевые конструкторские бюро и опытные заводы – корпораций Сухого, «МиГа», Ильюшина, Яковлева и Туполева, создав на их базе мощный исследовательский и производственный кластер. Здесь будут проводиться работы в области авиации и космонавтики – как гражданского, так и военного назначения. Кроме этого, заявил президент, предстоит «построить современную промышленную, транспортную, инженерную и, конечно, социальную инфраструктуру. Здесь будет сформирована сеть научных венчурных предприятий. Дополнительные возможности должны быть предложены для малого бизнеса, для самостоятельных лабораторий, дизайнерских и научных центров». В общем, полнейшая лепота.

Помимо этого, на базе ЛИИ имени Громова, на летном поле которого раз в два года проходит Международный аэрокосмический салон (МАКС), будет создан постоянно действующий специализированный транспортно-выставочный комплекс «Россия». И небо над Жуковским будут бороздить крылатые красавцы уже не раз в два года, а чуть ли не каждый месяц. Напомним, что создание национального центра авиастроения в Жуковском предусмотрено стратегией развития Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) до 2025 года. Ответственными за создание этого центра президент РФ назначил в своем указе правительства РФ и Московской области, ОАК и госкорпорацию «Ростехнологии», ранее уже заключившие между собой соответствующее соглашение.

Президент напомнил, что сегодня на российский авиапром приходится почти 40% объема всего оборонно-промышленного комплекса и более 43% – его военной продукции, выпуск которой в прошлом году увеличился почти на 17%. «Пока этого очень мало. Но так и будет мало, если мы не сделаем качественный рывок вперед», – считает Владимир Путин. Для этого ОАК должна прочно закрепиться на мировом рынке, а ее оборот к 2025 году – увеличиться в пять раз.

Президент РФ отметил, что уже поставлены задачи для того, чтобы страна имела «широко диверсифицированный продуктовый ряд и конкретные ориентиры для различных сегментов военной, транспортной, гражданской авиации». В частности, по словам Путина, «в гражданской авиации в срок и на качественном уровне должны быть реализованы программы магистрального самолета ХХI века, а также нового широкофюзеляжного лайнера». Специалисты считают, что в первой половине этого предложения речь идет о новом амбициозном проекте MC-21 корпорации «Иркут». Хотя этот авиалайнер еще только создается, но именно он станет настоящим технологическим прорывом для российской авиации: крыло из композитных материалов, современная авионика. Однако что касается второго предложения Путина, то никаких планов по разработке широкофюзеляжного лайнера в ОАК до сих пор не вынашивалось. Сложность поставленной задачи усугубляется еще и тем, что самая современная в этом классе отечественная машина Ил-96 не может служить основой для создания лайнера следующего поколения и тягаться с конкурентами от компаний Boeing и Airbus. Переломить ситуацию, догнать зарубежных производителей, сделать страну независимой от возможного затягивания «переговорного процесса с зарубежными нашими коллегами», по мнению Путина, предполагается силами Национального центра авиастроения. «Надо продолжать самостоятельную реализацию намеченных планов, не дожидаясь решений потенциальных партнеров, иначе мы будем проигрывать в конкурентной борьбе. У них тоже там много организационных, финансовых проблем, специалисты это хорошо знают – ну что, ждать, пока они справятся с этими проблемами?» – заявил он.

По прикидкам специалистов, создание центра должно обойтись в 1−2 млрд долларов. Деньги на это планируется получить из двух бюджетов – федерального и Московской области, а также из собственных средств ОАК и частных инвесторов. ОАК планирует продать принадлежащую ей недвижимость, расположенную на Ленинградском и Волоколамском шоссе, Ленинградском проспекте, набережной Академика Туполева и улице Поликарпова. К территории Жуковского предполагается присоединить 1 300 га подмосковной земли. В целом только продажа московской земли и расположенной на ней недвижимости даже при учете последующей покупки гораздо более дешевой подмосковной и даст необходимые миллиардные средства, считают специалисты.

Владислав Тюменев, автор «Эксперт Online», «Эксперт»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *