Авиастроители совершат промежуточную посадку

Национальный центр авиастроения в ЖуковскомМакет Национального центра авиастроения был продемонстрирован президенту Владимиру Путину и первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву 20 февраля во время их посещения Жуковского. Тогда же господин Путин подписал указ N217 о создании центра, в состав которого также войдет создаваемый ФГУП «Рособоронэкспорт» транспортно-выставочный комплекс «Россия». Помимо строительства самого наццентра, куда планируется перевести авиастроительные КБ, на базе существующих филиалов МАИ и МФТИ будет организовано два авиационных университета. Намечено большое жилищное строительство, в основном, коттеджного типа, будет создана новая транспортная инфраструктура (прокладка скоростной шоссейной дороги и организация движения скоростного железнодорожного транспорта из Москвы). Полностью градостроительная концепция центра должна быть разработана к концу 2008 года.

Однако вчера в ОАК не исключили, что в ближайшие два месяца первоначальный проект претерпит изменения.

По словам источников «Ъ» в ОАК, на первом этапе предлагается реализовать промежуточный вариант — построить на территории производственной площадки корпорации МиГ в районе Ходынского поля новое здание, в котором разместится инженерный центр ОАК и штаб-квартира корпорации. В инженерный центр должны будут переехать все самолетостроительные конструкторские бюро, расположенные в Москве. В районе Ходынки для инженерного центра планируется построить здание общей площадью 150 тыс. кв. м, где будут работать порядка 10 тыс. человек конструкторов и административного персонала. В это же здание будут перевезены не требующие больших производственных площадей экспериментальные стенды КБ, необходимые для ежедневной работы. Основная же часть экспериментальной базы предприятий будет передислоцирована в Жуковский.

Член правления ОАК Василий Прутковский уточнил, что проект создания наццентра в Жуковском «совсем не означает перевод туда сотрудников московских КБ». «Мы говорим о строительстве там нового центра в дополнение к существующим КБ»,— заметил он. По словам гендиректора МАК «Ильюшин» члена правления ОАК Виктора Ливанова, окончательное решение по реализации промежуточного варианта планируется принять в мае. «Проект предстоит еще доработать и согласовать с московским правительством. Но, по моему мнению, это самый реальный на сегодня план»,— говорит господин Ливанов. Василий Прутковский утверждает, что «промежуточный вариант еще недостаточно глубоко проработан». «Предложение создать инженерный центр в Москве для интеграции кадров конструкторских КБ высказывается рядом предприятий. Но это не значит, что будет меняться концепция создания центра в Жуковском»,— утверждает он.

Финансировать создание подмосковного центра авиастроения будет Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ). Проект создания «научно-производственного авиастроительного кластера» в Жуковском фигурирует в портфеле проектов, включенных в стратегию банка на период 2008-2012 годов. Стоимость проекта, согласно документу (копия имеется в распоряжении «Ъ»), составит 12,3 млрд руб. (из них 6,2 млрд руб. намерен предоставить ВЭБ). До конца этого года банк выделит ОАК 2,5 млрд руб., которые, по мнению источника «Ъ» в администрации Московской области, пойдут на реализацию промежуточного варианта, ремонт квартир.

Причиной разработки промежуточного варианта стало нежелание сотрудников московских КБ переезжать в Жуковский. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что одной из главных проблем при создании наццентра авиастроения в Жуковском станет кадровая проблема. «Маловероятно, что удастся переселить людей из Москвы в Жуковский,— заявил «Ъ» господин Рыбак.— Выход, видимо, один: постепенно готовить кадры для центра на месте. Важно, чтобы при этом не были растеряны те немногие специалисты, которые еще продолжают работать в российском авиастроении». Эксперт считает, что создание полноценного центра авиастроения, видимо, займет даже больше времени, чем отводимые ОАК десять лет.

Судьбу освобождающихся площадок в ОАК не комментируют. Однако неофициально в корпорации говорят, что они будут проданы под коммерческую застройку. В Москве расположены ОКБ Сухого (улица Поликарпова), инженерный центр корпорации МиГ (Ленинградское шоссе), АК Ильюшина, ОКБ Яковлева, принадлежащее корпорации «Иркут» (оба на Ленинградском проспекте), а также ОАО «Туполев» (набережная Академика Туполева). Площади каждого из них составляют в среднем 20-100 тыс. кв. м, а опытных производств — 100-200 тыс. кв. м. Кроме того, между Беговой улицей и проспектом Авиаконструктора Сухого расположена производственная площадка корпорации МиГ (около 50 га) и опытный завод ОКБ Сухого (около 25 га).

Коммерческий директор Galaxy Group Артем Цогоев оценивает рыночную стоимость производственных площадок корпорации МиГ и ОКБ Сухого с учетом имеющихся строений в $7 млн за 1 га. Таким образом, эти площадки, по мнению эксперта, стоят $350 млн и $175 млн соответственно. «Нужно отметить, что сами строения — цеха по производству самолетов, которые составляют несколько сотен тысяч квадратных метров,— очень крепкие, и их быстро и недорого можно переделать под торговые или выставочные площади, вложившись по минимуму из расчета $200 за кв. м»,— рассуждает господин Цогоев. Такая реконструкция займет не более года, зато деньги, полученные от сдачи в аренду, можно оперативно пустить на погашение кредитов, взятых для строительства в Жуковском, считает эксперт. А вложив около $1 тыс. в существующие площади, можно превратить их в офисные. Оценить здания КБ господин Цогоев затруднился за неимением точных данных по метражу и качеству строений. По его мнению, эти площади могут стоить $3 тыс. за кв. м.

Константин Ъ-Лантратов, Елена Ъ-Киселева, Александра Ъ-Грицкова, Ольга Ъ-Сичкарь

Газета «Коммерсантъ» № 47(3864) от 24.03.2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *