Анатолий Белов: “Я не считаю РСК МиГ проблематичной”

Российская самолетостроительная корпорация МиГ, в марте преобразованная из ФГУПа в ОАО, до конца года должна войти в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) и стать одним из ее основных активов. Процессом управляет новый генеральный директор МиГа Анатолий Белов, сменивший на этом посту Алексея Федорова, президента ОАК. В своем первом интервью в этой должности Анатолий Белов рассказал «Ъ» о состоянии дел на МиГе, экспортных контрактах и планах реорганизации производства.

Анатолий Белов
Генеральный директор РСК «МиГ»

Когда РСК МиГ войдет в ОАК? Сроки уже неоднократно переносились.

— Думаю, что в этом году. Ожидается, что Ernst & Young завершит оценку корпорации в июне, далее планируется обычный процесс интеграции.

Насколько могут повлиять на оценку сложности с контрактом на поставку истребителей в Алжир (контракт на 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБ был подписан в марте 2006 года, но Алжир вернул первые 15 «МиГов», предъявив претензии к состоянию машин.- «Ъ»)? Ведь у РСК МиГ значительный долг по итогам 2007 года.

— Задолженность образовалась в первую очередь за счет проблем с алжирским контрактом. Тем не менее самолеты произведены и, следовательно, составляют актив корпорации. Поэтому, я полагаю, стоимость компании кардинально не снизится. К тому же мы ведем интенсивные переговоры по продаже этих истребителей.

— Алжирские ВВС выплатили аванс за «МиГи» в размере $250 млн. Они требуют возвращения денег?

— Обсуждение процедуры сворачивания контракта еще предстоит, в ней будут и вопросы взаимозачетов.

— В ОАК говорили, что возможность приобретения возвращенных Алжиром истребителей рассматривается российскими ВВС.

— У ВВС есть интерес ко всем 34 самолетам МиГ-29СМТ, планировавшимся к поставке. Их инспектировала комиссия Минобороны и дала положительное заключение о качестве сборки машин. Летчики ВВС проверили отдельные режимы самолетов в воздухе и дали хорошие отзывы.

— В случае покупки самолетов Министерством обороны их цена будет ниже, чем по контракту с Алжиром?

— Ожидается, что цена будет несколько ниже экспортной.

— Российские ВВС не берут машины с зарубежной авионикой. Вам придется менять «начинку» самолетов?

— Да, в этом случае предстоит сделать небольшие изменения, но они несущественны и на себестоимости и сроках поставки машин практически не скажутся.

— Экспортные предложения на эти истребители есть?

— Да, есть запросы, в том числе от традиционных партнеров. Мы готовы их рассмотреть вслед за поставкой в российские ВВС.

— Российская сторона предлагала Алжиру взамен более современные МиГ-29М2 или МиГ-35. Этот вариант в силе?

— МиГ передавал такие предложения, решение за алжирской стороной.

— Каков сейчас портфель заказов МиГа?

— Около $4 млрд плюс опционы на $2,5 млрд на период до 2011-2012 годов. Причем рынок не исчерпан, мы каждый год прибавляем в этот портфель достаточно солидные суммы. В ближайшие несколько лет мы продвигаем четыре машины — МиГ-29СМТ, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2 и МиГ-35.

— Можно ли оценить долю МиГа на мировом рынке?

— Если взять общее количество истребителей, выпускаемых в мире, то около 70% занимают средние и легкие истребители. Это та ниша, где работает и имеет хорошие перспективы РСК МиГ. Конечно, темпы производства у наших основных конкурентов выше, но мы уже начали, опираясь на потенциал компании и поддержку государства, возвращать свои позиции на рынке.

— Как отразилась ситуация с падением курса доллара на экспорте МиГа?

— Такая проблема существует. Она сказывается на экономике корпорации, создает сложности не только для МиГа, но и для наших российских партнеров. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству и «Рособоронэкспорт», естественно, в курсе и ведут переговоры с нашими заказчиками для ее решения.

— Как движется индийский тендер по закупке 126 истребителей, в котором участвует РСК МиГ? Индия уже продлевала сроки…

— Единственное, что продлевалось, это срок подачи технико-коммерческих предложений. Он был сдвинут на месяц. Мы вместе с «Рособоронэкспортом» передали индийской стороне все материалы в установленные сроки. Следующий этап — демонстрация возможностей техники заказчику.

— Учитывая неторопливость Индии, итоги тендера ожидаются не скоро?

— Индия может скорректировать свои планы, если сочтет необходимым. Но пока процесс идет в рамках тех сроков, которые Дели наметил с самого начала.

— «Рособоронэкспорт» ведет переговоры с Индией по корректировке цены и сроков исполнения контракта на поставку авианосца «Адмирал Горшков». Контракт на поставку 16 самолетов МиГ-29К/КУБ предусматривает опцион по закупке дополнительной партии «МиГов» для корабля. Задержка с «Горшковым» может помешать этим планам?

— Мы обсуждали этот вопрос с индийской стороной на высоком уровне, и нам было обещано, что ситуация с авианосцем на наш контракт не повлияет. В июне мы начинаем обучать индийских летчиков. В ближайшие месяцы мы передадим индийским заказчикам первые четыре машины. Они будут использоваться для технического обучения летно-технического персонала и летного обучения летного персонала. Остальные восемь будут переданы до июня 2009 года. Мы ждем сейчас информацию от индийской стороны о сроках контрактации.

— По ходу модернизации двигателя для МиГ-29К/КУБ пришлось решать ряд технических проблем. Это не задержит поставку самолетов?

— Серьезных трудностей нет, все наши партнеры укладываются в сроки. Один самолет уже полностью готов, на подходе вторая машина.

— Индийцы не планируют строить у себя полигон наподобие крымской «Нитки» — имитатора палубы авианосца?

— Да, такие планы есть, мы будем помогать в этом индийским ВМС. На ближайшее время планируется обучение индийских летчиков полетам с обычных аэродромов. В дальнейшем мы будем обучать пилотов на имитаторе авианосца, по этому поводу ведутся переговоры с Украиной.

— В прессе прошло заявление со ссылкой на ВМС Индии о том, что если F-18 победит в тендере на 126 средних истребителей, то они же будут поставлены на два строящихся индийских авианосца вместо МиГ-29К/КУБ. Как вы оцениваете подобные перспективы?

— Да, я видел, якобы с подобной инициативой выступили ВМС Индии. Мы сомневаемся в такой информации. Это уже не первая дезинформация, которая всплывает вокруг тендера. Как правило, индийская сторона дезавуирует подобные сообщения.

— РСК МиГ подписала контракт на модернизацию 63 истребителей МиГ-29, ранее поставленных в Индию. Каковы параметры этого контракта?

— Общая стоимость составляет около $1 млрд. Первые самолеты в ближайшие месяцы должны прибыть в Россию, чтобы на них отработать будущий технический облик. Затем МиГ передаст технологию проведения модернизации ВВС Индии. В Индию будут командированы наши специалисты для оказания содействия, МиГ поставит индийской стороне все необходимое оборудование. Будут модернизированы все МиГ-29 индийских ВВС, в том числе шесть в России, остальные — в Индии.

— В прошлом году в Ле-Бурже было объявлено, что появились первые заказчики на МиГ-29М/М2.

— Да, у нас есть определенные заказы на эти истребители.

— А на МиГ-31?

— Мы сделали предложение, есть заказчик, готовый его купить, но я не хотел бы этого заказчика называть.

— Каковы перспективы работы РСК МиГ на рынке Восточной Европы?

— Мы предлагаем странам региона, где есть истребители «МиГ», несколько вариантов их модернизации: глубокий, средний и легкий. Выбор варианта будет зависеть от возможности этих стран и задач, которые ставятся перед «МиГами». Ряд проектов уже осуществляется. Например, 12 модернизированных под стандарты НАТО МиГ-29СД недавно были переданы ВВС Словакии и приняты ими на вооружение.

— Будут ли расти закупки «МиГов» российскими ВВС?

— Госпрограмму вооружений до 2015 года не планируется сильно корректировать, но сейчас готовится новая программа — на 2010-2020 годы. У корпорации МиГ есть несколько интересных предложений, которые можно реализовать в ее рамках.

— Могут ли в ближайшее время ВВС объявить тендер на разработку легкого и среднего истребителя пятого поколения?

— Полагаю, что одним тяжелым истребителем (его сейчас разрабатывает АХК «Сухой».- «Ъ») все задачи, стоящие перед ВВС, не решить. Машина более легкого класса объективно необходима, поэтому мы продолжаем работать в этом направлении.

— Но такой тендер возможен только после 2015 года?

— Почему? Процесс может начаться раньше. Решение за правительством РФ, Министерством обороны России и главкоматом ВВС.

— Намерена ли корпорация продолжать программу МиГ-АТ? Ведь ВВС РФ выбрали в качестве учебно-боевой машины Як-130, а на внешнем рынке заказов на МиГ-АТ нет.

— МиГ-АТ задействованы в ряде испытательных программ, и говорить о полном закрытии темы преждевременно.

— На Московском авиасалоне РСК МиГ демонстрировала беспилотник «Скат». У него есть шансы быть включенным в госпрограмму вооружений?

— Мы рассчитываем на это.

— Будут ли из состава ОАО «РСК МиГ» выводиться двигателестроительные активы — ОАО «Московское машиностроительное предприятие имени Чернышева» и ОАО «Климов», как это планировалось ранее?

— Поскольку РСК МиГ вступает в Объединенную авиастроительную корпорацию, то ее руководство и будет вести переговоры с «Оборонпромом» о включении «Климова» и ММП имени Чернышева в двигателестроительный холдинг. МиГ, в свою очередь, рассчитывает от ОАК получить в управление акции нижегородского завода «Сокол», что позволит оптимизировать наши производственные программы.

— ОАК принадлежит только госдоля в 38% акций «Сокола». Будет ли РСК МиГ предлагать частным акционерам выкупить у них пакеты?

— Этот вопрос сейчас обсуждается.

— Года полтора назад рассматривалась возможность заказывать крыло для МиГ-29, выпускаемых «Соколом», на НПК «Иркут» или даже в Комсомольске…

— Это было временным, пока «Сокол» не поднялся. У нижегородского завода был нелегкий период, но сейчас он обеспечивает потребности РСК МиГ.

— Как РСК намерена реорганизовать свои производственные мощности? Как долго будет функционировать площадка в Москве?

— Производство «МиГов» ведется на трех площадках: в Москве, Луховицах и Нижнем Новгороде. Без московских мощностей нам сегодня не обойтись. Планы постепенного сокращения производства в Москве обсуждаются вместе с ОАК. Однако заниматься этим следует очень осторожно, так как здесь работает несколько тысяч человек.

— Какая площадка после этого будет основной?

— Развиваться будут и «Сокол», и Луховицы с распределением загрузки между ними, в том числе по типам истребителей.

— 20 февраля президент подписал указ о создании Национального авиастроительного центра в Жуковском. В какие сроки РСК МиГ сможет перевести в Жуковский свой инженерный центр?

— Мы полностью поддерживаем этот проект, направление абсолютно правильное. Что касается сроков, конечно, планы должны быть консолидированы — с «Ильюшиным», «Туполевым», «Иркутом» и «Сухим». У нас единственное желание — чтобы перемещение не повлияло на наши производственные процессы, ведь МиГ — одна из немногих компаний с законченным циклом, объединяющих все, от разработки до производства.

— В конце марта в ОАК велись разговоры о возможности промежуточного варианта — строительства на территории производственной площадки МиГа в районе Ходынского поля нового здания, где бы разместился инженерный центр ОАК и штаб-квартира корпорации.

— Решается сугубо техническая проблема размещения ОАК и ее служб. Обсуждаются разные варианты, в том числе и тот, о котором вы спрашиваете. Впрочем, так как РСК МиГ еще не входит в ОАК, я в эту тему пока глубоко не погружался.

— Вы пришли на РСК МиГ в сложный момент решения вопроса по алжирскому контракту. Почему вы сменили работу в относительно благополучной корпорации «Иркут» на проблематичную корпорацию МиГ?

— А я не считаю РСК МиГ проблематичной. Ситуация на МиГе отражала то, что происходило во всем российском авиапроме: те же проблемы в большей или меньшей степени. Усилиями прежнего руководства самые важные из них решены: начато реформирование производства, в индийском тендере мы участвуем с самолетом из нового продуктового ряда, развивающим успешный проект МиГ-29К. У меня нет сомнений, что авторитет марки «МиГ» мы восстановим.

Александра Грицкова, Константин Лантратов ,
Коммерсантъ, 29 мая 2008 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *