101 рекорд в небе и несбывшаяся мечта о космосе легендарной Мадам МиГ

М.Л.ПоповичЛегендарная летчица Марина Попович, установившая 101 мировой рекорд, отметила 80-летие 20 июля.

Марина Попович родилась в Смоленской области в 1931 году. Еще ребенком во время Великой Отечественной войны она дала себе клятву, что станет летчицей.

Девушка поступила в клуб ДОСААФ, где научилась азам пилотирования. Права стать профессиональным летчиком Марина Попович добивалась у маршала Советского Союза Климента Ворошилова в Москве. Женщин в те годы в авиацию не брали.

«Ворошилов мне сказал: «Летайте в ДОСААФе», на что я ему ответила, что в ДОСААФе уже и так летаю, а хочу поступить в училище и стать профессионалом. На моем заявлении он сделал пометку: «Проверить. Если есть данные, отправить в училище», — вспоминает Попович.

С этой резолюцией юная летчица отправилась к заместителю председателя ДОСААФ по авиации Николаю Каманину, который и определил ее в летное училище. Но перед этим приказал проверить технику пилотирования. Самолетов УТ-2 и УТ-1, на которых привыкла летать будущая испытательница, на летном поле не было, пришлось срочно искать выход из положения, говорит Попович.

«Ребята, летчики! Помогите! Напишите мне, на какой скорости штопор, на какой скорости взлет, реверсман – все фигуры. Я приклею на коленку и слетаю», — с такими словами она кинулась к другим летчикам.

И они помогли. По итогам полета инструктор поставил ей оценку «отлично», и путь в профессию был открыт.

За свою карьеру легендарная летчица освоила более 40 типов самолетов и вертолетов, налетала более 5600 часов. Марина Попович – первая в мире женщина–летчик, которая преодолела звуковой барьер на истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «Мадам МиГ». К одному из рекордов, установленному в 1966 году и не побитому до сих пор, у Попович особое отношение.

«Так получилось, что выполняла задание по испытанию одноместного самолета-разведчика Як-25РВ без сопровождения. И мне повезло: я попала в струйное течение, благодаря чему удалось установить абсолютный рекорд дальности для этого типа самолетов», – говорит она.

Тогда Попович на 244 км увеличила показатель, достигнутый американцами. Однако посадку того дня она вспоминает как чудо.

«На одном двигателе иду. Чувствую, что горючее начало очень сильно уходить. Начинаю снижаться. А там перед аэродромом железная дорога. Командир говорит: «Ну, перелети хотя бы дорогу». Я говорю: «Перелечу, не волнуйтесь». И вот только перелетела — и второй двигатель «Джжжж!». И остановился. Но, слава богу, самолет имеет большое крыло, и я села», — рассказывает Попович.

Попович мечтала стать космонавтом, прошла медкомиссию, выдержала испытания в сурдокамере, барокамере и на центрифуге. Однако брать ее отказывались.

«Мне говорят: у вас маленький ребенок. Потом передумали и говорят: у вас повышен кислородный обмен. Ну это блеф чистой воды! Я летаю на высоте 18 тысяч, у меня повышен кислородный обмен. Сами понимаете, что это не то», — с возмущением говорит летчица.

Как вспоминает испытательница, справиться с переживаниями помог космонавт Герман Титов.

«Он говорил: «Марина, ты не рвись в космос. Мы слетаем — и сидим на земле». Так что где-то он меня успокоил, и я угомонилась», — говорит она.

Попович автор более полутора десятков книг, о содержании которых говорит просто: «Книги — это просто все пережитое. Я стала писать, что я переживаю, что я чувствую, что мне хочется сказать людям».

Со своим первым мужем космонавтом Павлом Поповичем Марина Лаврентьевна прожила 30 лет. Затем она вышла замуж за военного летчика Бориса Жихорева, с которым вместе уже 17 лет.

«Я ее называю «электровеником», понимаете? То есть человек, который вечно куда-то спешит, вечно кому-то помогает. И он живет этим! Работает на трех-четырех работах», — говорит он.

Сегодня легендарная летчик-испытатель ведет активную общественную работу и занимает сразу несколько должностей: вице-президент Международного Центра Рерихов, проректор Международного института управления (г. Архангельск), президент Академии им. П.К. Ощепкова (г. Москва).

РИА Новости

Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru