Российские пилоты добились права участвовать в расследовании катастроф

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна ИсаковаПодписано соглашение о взаимодействии профсоюза летного состава России с Межгосударственным авиационным комитетом. Летчики, которых чаще всего обвиняют в крушениях, пробивали этот договор четыре года

Профсоюз летного состава России (ПЛС) наконец реализовал давнее намерение ввести своих представителей в состав технических комиссий по расследованию авиационных происшествий. Ранее ни одна другая общественная организация не получала такого права. Для пилотов, пожалуй, появление своих «адвокатов» сейчас актуальнее, чем для кого бы то ни было. Потому что по статистике последнего десятилетия в 80% российских катастроф виновными признаются члены экипажей.

Соглашение о взаимодействии ПЛС России с Межгосударственным авиационным комитетом (МАК, отвечает за расследования авиапроисшествий) было подписано в среду, сообщил «Известиям» президент профсоюзной организации Мирослав Бойчук.

— Главная цель соглашения — проведение мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов в гражданской авиации, — сказал он. — Кроме того, наши подготовленные представители теперь будут входить в состав технических комиссий МАК. Считаю, что дополнительный общественный контроль позволит повысить объективность расследований.

В МАК развернутый комментарий по запросу «Известий» предоставить не смогли, ограничившись официальным формальным заявлением: «Стороны выразили уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве».

Среди направлений сотрудничества есть, например, такие: «Взаимное информирование и обсуждение проектов, касающихся безопасности полетов, содействие внедрению в организациях гражданской авиации инновационных методов управления состоянием безопасности полетов, решение задач в сфере расследования авиапроисшествий».

Стороны также договорились информировать друг друга о проблемах, возникающих в сфере обеспечения безопасности полетов и расследования авиапроисшествий, а также оказывать друг другу информационную поддержку по разъяснению результатов расследования среди летного состава.

Соглашение вступило в силу со дня подписания и будет действовать в течение трех лет, по истечении которых может быть автоматически продлено на следующие три года. Привлекаться к расследованию будут не любые представители ПЛС России, а только те, у кого за плечами специальная подготовка. Речь идет как минимум о курсах по расследованию авиационных происшествий.

Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий считает, что включение пилотов в комиссии по расследованию авиапроисшествий — разумная идея.

— Однако успешность этой инициативы будет целиком зависеть от их подхода к этой работе. Велик риск возникновения конфликта интересов, — говорит он. — В отличие от ассоциации пилотов профсоюз, по сути, является организацией, которая настроена в первую очередь на отстаивание интересов своих членов перед работодателем. Представители профсоюза должны показать себя профессионалами. Тогда их участие будет исключительно полезным. Но если они в составе комиссий начнут отстаивать интересы профсоюза, выгораживая пилотов, то это приведет скорее к спорам и затягиванию расследований, нежели к совместному поиску истины.

— Если выяснится, что виноваты пилоты, то мы будем об этом прямо говорить, — убеждает, в свою очередь, вице-президент ПЛС России Олег Буленков. Другое дело, что помимо признания ошибок представители профсоюзной организации будут говорить и о том, какие обстоятельства привели к возникновению этих ошибок. Мы надеемся, что наши представители будут равноправными членами технических комиссий, создаваемыми МАКом.

Сегодняшний уровень самолетостроения достиг таких высот, когда возможный отказ техники не приводит к фатальным последствиям. Поэтому тот факт, что ошибки пилотов вышли на первое место среди причин авиакатастроф, носит во многом объективный характер. И с этим никто не спорит. В то же время в ПЛС подчеркивают, что в каждом случае необходимо детально разбираться с причинами, которые привели к неправильным действиям членов летного экипажа.

Например, в случае с прошлогодней катастрофой самолета Як-42 под Ярославлем, в которой погибли хоккеисты местного «Локомотива», виновными были признаны пилоты. В профсоюзе летного состава не возражают, на делают акцент на том, что к трагедии привели неправильные системные управленческие решения.

С идеей участвовать в расследованиях авиапроисшествий в ПЛС России жили уже четыре года. Три года назад вопрос впервые обсуждался на совместном совещании с участием президента Всемирной федерации ассоциаций линейных пилотов IFALPA и представителей Росавиации, Росаэронавигации и МАКа. Но основная подготовительная работа проходила в течение последних двух лет. Во всем мире, как правило, представители ассоциаций пилотов входят в состав комиссий по расследованию авиапроисшествий.

Евгений Девятьяров
Известия
23 февраля 2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *