Память об истории российских ВВС может быть стерта

Мемориальную доску Петра Нестерова убрали аккурат к 125-летию со дня его рождения

Мемориальную доску Петра Нестерова убрали аккурат к 125-летию со дня его рождения, в феврале 2012 года.

Еще один памятник истории и культуры, а вернее, целый архитектурный комплекс первой в России Офицерской воздухоплавательной школы практически уничтожен.

Уже много лет инициативная группа по сохранению истории российской авиации пытается добиться от владельцев бережного отношения к историческому наследию, но собственник не пускает на территорию даже специалистов КГИОП, без объяснения причин.

Последним актом вандализма стал демонтаж мемориальных досок, установленных занимавшим здание ОВШ военным авиационным заводом № 138 76-й армии ВВС. Они были посвящены 100-летию со дня основания в 1885 году первой кадровой команды военных воздухоплавателей, преобразованной позднее в учебный воздухоплавательный парк, и 100-летию со дня рождения выдающегося русского летчика Петра Нестерова, который учился в этом самом воздухоплавательном парке. Символично, что эти доски были убраны тоже к дате — к 125-летию со дня рождения Нестерова в феврале 2012 года.

Состоящий из пяти корпусов комплекс Офицерской воздухоплавательной школы, строившейся в 1880 — 1910-х годах военными архитекторами Архангельским и фон Реймерсом, является вновь выявленным памятником истории, науки и культуры. С тех самых пор вплоть до начала XXI века эта территория принадлежала Министерству обороны, а точнее, Военно-воздушным силам. Но в 2006 году главное здание и казармы были проданы российско-австрийской компании, а здание канцелярии, жилой корпус и караульный дом остались на балансе 6-й армии ВВС и ПВО, а позже — Западного военного округа.

Как заявил корреспонденту «ВП» руководитель инициативной группы «Воздухоплавательный парк» Виталий Лебедев, и бизнесмены, и военные относятся к памятникам истории и культуры варварски:

— Из Главного корпуса ОВШ сделан гараж, и в стене исторического здания без всяких согласований прорублен проем с пандусом для крупногабаритной техники. Штукатурка и лепнина осыпаются. А с попустительства военных разрушается жилой корпус, в котором жил первый начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы, практически родоначальник военного воздушного флота России, генерал-лейтенант Александр Кованько.

В 2009 году «ВП» подробно описывал историю зарождения военного воздушного флота и образования воздухоплавательного парка, а также поведал о проблемах музея воздухоплавания, но ни власти, ни военные, ни президент компании, который сам ушел в бизнес из ВВС, на это никак не отреагировали. Продолжалось лишь стирание нашей памяти.

— Когда мы узнали, что мемориальные доски, установленные в 1985 и 1987 годах еще военным авиационным заводом №138 76-й армии ВВС, исчезли, мы не стали поднимать шум. Надеялись что-то выяснить у руководства российско-австрийской компании. Но на любое наше письмо секретарь ее президента отвечает, что ее шеф все наши обращения получил, но находится в командировке. Я уверен, что это не занятость, а равнодушие. С момента покупки компанией зданий ОВШ не сделано ничего для их сохранения.

Два года назад специалисты КГИОП пытались пройти на территорию воздухоплавательного парка, чтобы поближе познакомиться с памятником, который находится под их охраной. Но руководство компании просто не пустило туда инспекторов. Сейчас, как заявил зампредседателя КГИОП Вячеслав Лунев, комплекс ОВШ включен в адресную программу на 2012 год с целью организации и выполнения его историко-культурной экспертизы. Но пустят ли экспертов? А судебная тяжба — дело долгое. Пока она идет, от памятников, от истории может и следа не остаться.

Поэтому сейчас инициативная группа обратилась с письмом к губернатору Георгию Полтавченко, надеясь на то, что он поможет КГИОП защитить российскую историю.

…Мы попытались получить комментарий от упомянутой российско-австрийской компании. Однако помощник президента сообщила, что он находится в командировке и ответит на наши вопросы по возращении. То есть нам дали тот же ответ, что получают защитники ОВШ в течение последних двух месяцев.

Михаил Телехов
Вечерний Петербург
Фото Дмитрия КОЩЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *