Смотрящий сквозь землю и дым: почему разведчик Ту-214 раздражает НАТО

Ту-214ОНОрганизаторы Международного военно-технического форума «Армия-2016», который стартует в Подмосковье уже в следующем месяце, намерены обустроить на нем масштабную статическую экспозицию, представляющую едва ли не всю линейку боевых средств Воздушно-космических сил России. В их числе, как сообщило Управление пресс-службы и информации военного ведомства, – самолет Ту-214ОН – уникальная воздушная машина, предназначенная для обеспечения реализации Договора по открытому небу.

Этот многосторонний международный договор предполагает предоставление странам-участникам возможности совершать облеты территорий друг друга на специально оборудованных самолетах. Именно с воздуха и обеспечивается взаимный контроль за военной деятельностью государств, а также за соблюдением ими действующих договоров в области вооружений.

Заложник конъюнктуры

А между тем в марте этого года был повод отметить 20-летний юбилей с момента первого старта Ту-214 в небо. Поначалу у него были неплохие перспективы, но… По ряду причин этот самолет, представляющий собой усовершенствованную версию модели Ту-204-100 и обладающий увеличенной взлетной массой и повышенной дальностью полета, в массовую серию не пошел. В то же время машина оказалась востребованной для выполнения специальных задач. Известно, в частности, о самолетах 214-й серии, выпущенных в модификации ПУ (пункт управления), СР (самолет-ретранслятор), СУС (самолет-узел связи) и некоторых других.

Первоначально Ту-204, как и его наследник Ту-214, рассматривались в качестве замены туполевских машин 154-й серии. Эта некогда одна из самых популярных моделей советского авиапрома, предназначенная для обслуживания среднемагистральных линий, с годами устарела как морально, так и технологически. Требовался свежий подход, нужна была машина с новой авионикой, с улучшенными характеристиками по планеру, с более экономичными двигателями.

Именно таким качествам и отвечали модели туполевского семейства под литерами 204/214. Современные, эффективные, узкофюзеляжные, двухдвигательные, они отличались современным аэродинамическим дизайном, высокой экономичностью по топливу, достойным уровнем комфорта для пассажиров.

Ту-214 мог совершать перелеты на дальность до 6,5 тысячи километров, перевозить до 210 человек с крейсерской скоростью свыше 800 км/ч. Но самое главное, что все самолеты Ту-214, как и их двигатели ПС-90А, были сертифицированы по нормам ICAO и полностью отвечали международным требованиям по шуму и эмиссии вредных веществ. По основным летным характеристикам самолет не уступал популярным во всем мире Boeing 737 и Airbus A320. Однако поставщики импортных машин предлагали авиакомпаниям более выгодные условия сделок, в связи с чем российские воздушные перевозчики в 1990-х дружно предпочли самолеты иностранного производителя… Известно, что машин 204-й серии на сегодня изготовлено всего не более восьми десятков единиц. Для сравнения: Ту-154 было выпущено свыше тысячи штук!

Воздушный спецназ

В 2014 году Казанский авиазавод имени С.П. Горбунова передал заказчикам очередные самолеты Ту-214. Оба они — в варианте спецназначения. В частности, машиной Ту-214СР пополнился авиапарк Специального летного отряда «Россия». Этот самолет получил возможность совершать перелеты на дальность до 10 тысяч километров, благодаря установке дополнительных топливных баков. Фактически машина приблизилась к разряду дальнемагистральных.

У Ту-214 весьма современный комплекс пилотажно-навигационной аппаратуры, основанный на компьютерных технологиях. Естественно, что монтировать всю эту «начинку» на Ту-154 не имело никакого смысла. Сейчас ПАО «Туполев» предлагает потенциальному заказчику так называемый конвертируемый вариант самолета, когда из полностью пассажирского он оперативно превращается в машину с грузовой компоновкой. Такой Ту-214 может принимать на борт до 32 тонн полезной нагрузки, загружаемой через палубную дверь проемом 3,4 на 2,2 метра.

Им сверху видно все

На военную службу «призван» уже упомянутый Ту-214ОН. Этот самолет оснащен цифровым аэрофотокомплексом, радиолокатором бокового обзора с синтезированной апертурой (специальной оптикой), инфракрасной и телевизионной аппаратурой. Самолет обеспечивает выполнение российской стороной наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу. Этот международный договор, подписанный представителями 34 государств, действует с 1992 года. Правда, Ту-214ОН привлекается к облетам относительно недавно.

Самолет оснащен всеми видами разрешенной аппаратуры наблюдения, объединенной в бортовой комплекс авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения «Вега». БКАН обеспечивает получение изображений местности, ведет запись полученных материалов, документирует поступающую информацию, управляет средствами наблюдения и формирует навигационные данные для них. На борту во время наблюдательного полета могут находиться до трех десятков человек – сотрудников миссии и членов группы сопровождения. Для них обустроена система жизнеобеспечения, в ее составе — купе для отдыха, кухни, туалеты.

В силу определенных причин немногое известно о другой модификации Ту-214, также созданной для военных. Речь о самолете комплексной радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р. Известно, что в состав оборудования этого «спецборта» входят многочастотный радиотехнический комплекс, включающий в себя несколько РЛС, а также оптико-электронная система высокого разрешения «Фракция». Как ранее сообщали источники в российском оборонно-промышленном комплексе, благодаря этим системам воздушный разведчик может «видеть» с высоты даже скрытые и замаскированные объекты. Снег, кроны деревьев, дым для него не помеха.

А к примеру, в условиях сухих песчаных почв установленная на борту лайнера система может получить изображение объектов, даже находящихся под землей. Причем, такая цель может быть обнаружена независимо от высоты летящего воздушного судна.

По системе тотального сканирования

Несколько месяцев назад Интернет взорвала новость о том, что Ту-214Р был замечен в Сирии, где выполнял задачи в интересах авиационной группы российских ВКС по разведке позиций формирований ИГИЛ (организация запрещена в России). Так это или нет, но согласно информации некоторых информагентств, сославшихся на заявления неназванного военного источника, Ту-214Р выполнил задачи в Сирии в полном объеме. Не подвело и установленное на самолете оборудование. И, видимо, не случайно глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в начале прошлого месяца заявил о том, что Минобороны России заключило контракт на производство для себя очередного самолета-разведчика.

Еще одним косвенным подтверждением результативной работы российских воздушных разведчиков в сирийском небе может служить решение, озвученное генерал-лейтенантом армии США Чарльзом Брауном, отвечающим за военно-воздушные операции в Центральном командовании США. Тот сообщил о том, что Пентагон отзывает из Сирии стратегические бомбардировщики В-1В «Лансер». Непосредственной причиной отзыва была названа необходимость обновления кабин пилотов, однако, по одной из версий, такая срочная эвакуация была связана именно с появлением в Сирии самолета Ту-214Р, позволяющего эффективно следить за всем, что происходит в регионе — как в небе, так и на земле.

По мнению военного эксперта, полковника запаса Игоря Коротченко, России хорошо было бы иметь не меньше трех десятков подобных самолетов.

«Такие машины нужны, поскольку именно на данных разведки основываются многие важные решения, – считает он. – Можно рассчитывать на то, что будет заказана хотя бы средняя по объему серия».

Генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «Концерн «Вега» доктор технических наук, профессор Владимир Верба, говоря об успехах по созданию авиационной системы наблюдения (речь о системе «Открытое небо»), отмечает прежде всего ее самодостаточность.

«Эта система может применяться не только для реализации Договора, но и, скажем, для патрулирования пограничных районов или в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям», – обращает внимание руководитель концерна. По мнению Владимира Вербы, создание самолета Ту-214ОН стало крупным успехом всей кооперации предприятий-разработчиков, авиастроителей, органов государственного управления. И это только начало.

Дмитрий Сергеев
Фото: ПАО «Туполев»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *