Авиамузей юга России (Таганрог)

Продолжая серию «Авиамузей», я решил провести экскурсию для читателей по небольшому, но хорошо известному авиационному музею, расположенному на юге России в г. Таганроге. Знатоки сразу могут предположить, что речь пойдет о Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.Г.М.Бериева, но ошибутся. Этот музей, создан энтузиастами, а со знаменитым предприятием роднит лишь г. Таганрог. Экспозиция авиамузея начала формироваться в первой половине 1990-х на небольшой площадке при авиаремонтном заводе, когда шло плановое сокращение советских ВВС.
Основу музея составили летательные аппараты, ныне находящиеся на открытой стоянке. В расположенном по соседству здании нашли место и для различного оборудования и снаряжения. Не забыли организаторы и о документах по истории авиационной части, дислоцировавшейся рядом, о ее летчиках и специалистах. Здесь можно увидеть катапультные кресла истребителей, снаряжение летчика, авиационные пушки, неуправляемые ракеты, бомбы, приборы и многое другое, что неразрывно связано с функционированием самолета.
Музей изначально задумывался как хранитель истории и для популяризации авиации среди молодежи, что, несмотря на свои небольшие фонды, позволило занять достойное место среди аналогичных организаций страны. Его экспозиция отражает весь цвет отечественной авиации, начиная с 1960-х. При входе на стоянку, с обеих сторон аллеи, посетителей встречают чехословацкие Л-29 и Л-39 (он и по сей день является основным учебно-тренировочным самолетом отечественных ВВС). За ними расположились истребители-бомбардировщики Су-17 и Су-17М3, а также учебно-боевая спарка Су-17УМ. Здесь же можно увидеть внушительный арсенал авиационного вооружения.
Говоря о самолетах марки «Су», следует отметить, что при въезде на территорию гарнизона на постаменте красуется истребитель-бомбардировщик Су-7БМ с полным комплектом вооружения, а это на сегодняшний день тоже редкая машина. Су-7, как и его дальнейшее развитие Су-17, в больших количествах поставлялся на экспорт и участвовал во многих войнах и вооруженных конфликтах. Имеется в музее и палубный вертикально взлетающий штурмовик Як-38.
Семейство знаменитых во всем мире истребителей «МиГ» представлено самолетами МиГ-21бис и МиГ-23МЛД.
Последний участвовал в боевых действиях в Афганистане. Но самым интересным экспонатом считается истребитель-бомбардировщик МиГ-25БМ, выпущенный всего в 40 экземплярах,  на завершающем этапе (1984 г.) серийного производства Нижегородским заводом «Сокол». Эта машина предназначалась для разведки и уничтожения РЛС и станций наведения зенитно-ракетных комплексов противника с помощью противорадиолокационных ракет Х-58, которые в количестве четырех штук подвешивались под крылом носителя. После снятия с вооружения в первой половине 1990-х самолеты утилизировали и, похоже, что таганрогский МиГ-25БМ остался в одном экземпляре – его нет даже в подмосковном Монино.
Музей доступен для посещения, дислокацию авиагарнизона в небольшом городе знают все, будете проездом – обязательно зайдите, возможно он пополнится новыми экспонатами.

Виктор Друшляков
«Авиапанорама» №1 2006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *