Испанское хранилище истории авиации

На юго-западе столицы Испании, недалеко от аэродрома Cuatro Vientos, расположился музей авиации Мадрида. Разнообразное и богатое содержание экспозиции делает посещение музея интересным как для авиационных специалистов, так и для людей, не связанных с авиацией.
Музей основан в начале 1980-х годов. В его коллекции насчитывается более сотни летательных аппаратов различных периодов, начиная от эпохи становления авиации и оканчивая совсем недавним прошлым. Также в музее представлено огромное количество авиационной техники, оборудования и вооружения, в общем, всего того, что имеет косвенное отношение к авиации.
Я постараюсь вкратце рассказать вам об экспонатах этого интереснейшего музея.
Экспозиция расположена на семи открытых площадках и в семи ангарах. Осмотр начинается со стоянки вертолетов. Среди винтокрылых машин взгляд сразу выделяет наш Ми-2. Его окружают «Агусты», Бо-105, «Алует» и «Ирокез».
Следуем в первый ангар. В нем около 15 самолетов. Здесь представлен один из пионеров авиации — самолет братьев Виланова Vilanova-Acedo (1). Это испанская версия Bleriot-XI — самолета знаменитого французского авиатора Луи Блерио. В центре зала реплика летающей лодки Dornie Wal «Plus ultra» и биплан CASA-Breguet XIX TR «Jesus Del Gran Poder», совершивший два исторических перелета Севилья — Назирия (Ирак) и Севилья — Бахия (Бразилия). Здесь также находится реплика CASA-BREGUET XIX Superbidon «Cuatro Vientos», пересекшегo в 1933 г. центральную Атлантику. Большую площадь экспозиции занимает ранняя версия He-111 (2). Она отличается носовой частью от своей основной модификации. Этот самолет принимал участие в гражданской войне 1936-1939 г. на стороне франкистов. Высокая скорость полета позволяла ему наносить бомбовые удары без прикрытия истребителей. У испанцев он получил прозвище «Педро». За ним стоит Moran Saulnie MS.230 республиканских ВВС. У выхода из ангара расположился CASA 2111. Это выпускавшийся в Испании по лицензии He-111, планер которого в послевоенные годы, из-за нехватки запчастей, был адаптирован под двигатели Роллс-Ройс «Мерлин». В павильоне также находится большая коллекция огнестрельного оружия периода Второй мировой войны.
Во втором ангаре представлены авиационные двигатели и летная амуниция, а также расположена большая экспозиция командных тренажеров самолетов и вертолетов, начиная от самых первых, и заканчивая экземплярами конца прошлого столетия. Среди них стоит выделить тренажеры самолетов: Curtiss P-3A, DC-4, Boeing 727 и F-4 «Фантом». В этом ангаре также представлена продукция космической промышленности — спутники.
Третий ангар. Здесь расположено около 30 самолетов и планеров. Непосредственно у входа вас встретит реплика Фоккера Dr.I — «Красный барон». Здесь можно увидеть знаменитые И-15(является репликой) и И-16 — «Чато» и «Моска», Fiat CR-32 «Cherri», два Мессершмитта Bf-109G2, которые также, как и Не-111 были приспособлены под английские двигатели Роллс-Ройс и получили в дальнейшем обозначение HA-1112 (Hispano Aviacion), красавца «Шторха» (5) и редкую модель — Дорнье 28, принадлежавший губернатору Гвинеи (3).
Четвертый ангар — вертолетный (6). В нем находится три автожира и шесть вертолетов, такие как: спасатель Сикорский S-55 (4), «Алует» и вертолеты фирмы «Аэротехника» — АС-12 и AC-14. Особенно стоит выделить реплику автожира Хуана Сивьеры C-6. Этот летательный аппарат, собранный из фюзеляжа Avro-504, в 1924 году совершил перелет Кватро Виентос — Гетаф, покрыв расстояние более 10 километров за 8 минут. Кроме того, в этом ангаре размещена богатая экспозиция различных навигационных приспособлений и оборудования для воздушной разведки.
Пятый ангар вмещает 10 самолетов. Два De Havilland DH-89 «Dragon Rapide», на одном из которых с Канарских островов прилетел мятежный генерал Франко. Два Т6D «Texan» (8), Lockheed T-33 «Shooting Star», F-86 Sabre и, спроектированные фирмой Вилли Мессершмитта, построенные Испанской авиационной коррорацией в Сивилье, HA-200 «Saeta» и его дальнейшая модификация HA-220 «Super Saeta».
Следующим следует седьмой ангар, в котором собраны миниатюрные копии самолетов. К сожалению, ангар №6, в котором представлена гражданская авиация, еще не открыт для посещения.
Далее переходим к осмотру экспозиции под открытым небом. Здесь расположено 36 самолетов, а также большое количество аэродромной техники. На первой площадке размещены истребители времен холодной войны. «Фантомы» стоят на одной линейке с нашими «Су» и «МиГами». Позади МиГ-15, окрашенного в красный «пролетарский» камуфляж (9), красуется «Сейбр». На этой же территории стоят два шведских SAABа J.32 Lansen и J.37 Viggen. Кроме них экспонируются: F-105, F-104, F-5 и «Мираж».
На следующих двух площадках расположились Ju-52 (13) и его испанский двойник — лицензионный CASA-352, B-25, DC-3, а также великолепная коллекция летающих лодок. Особенно хочется выделить среди них Dornier 24 (7). Во время войны этот самолет использовался для спасения экипажей морских и воздушных судов. Из-за своего нейтрального статуса он окрашивался в зеленые и желтые цвета. Рядом с ним «Каталина» и HU-16 «Альбатрос», а напротив них канадский «пожарный» CL-215 (10). Стоит отметить и оригинальность конструкции австралийского «химика» — сельскохозяйственного самолета PL-12 (12).
Далее выставлены транспортные самолеты: DC-4, канадский DНC-4 «Caribou»(11) и испанские CASA 207 «Azor». Отдельно от них лежит на стапелях реставрируемый «Орион». Завершает экспозицию самый крупный экспонат музея — KS-97 «Stratotanker».
На этом экскурсия заканчивается. На осмотр экспозиции уходит около двух часов. На территории музея имеется кафе и книжный магазин. Единственный недостаток в том, что вся литература предоставлена только на испанском языке.
Служащие музея по-английски практически не разговаривают, и скудную информацию приходится почерпывать из табличек у экспонатов. Но этот недостаток компенсируется огромным удовольствием от экскурсии по этому, бесспорно, уникальному музею. Коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами, а будущее открытие нового павильона, посвященного гражданской авиации, сделает экспозицию еще интересней.

Алексей Егоров
«Авиапанорама» №1 2007

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *