Необходимое звено авиационного прогресса

В.В.Путин и Д.А.Медведев беседуют с заслуженным летчиком-испытателем России С.Л. Богданом (г. Жуковский, ЛИИ им. М.М. Громова, 20 февраля 2008 г.)

В.В.Путин и Д.А.Медведев беседуют с заслуженным летчиком-испытателем России С.Л.Богданом

На государственном уровне авиация провозглашена приоритетной отраслью в ряду других отраслей отечественной промышленности, но масса больных авиационных проблем остаются нерешенными до настоящего времени.С созданием Объединенной авиастроительной корпорации, Национального центра авиастроения, Транспортно-выставочного комплекса заметного оздоровления отрасли не наступает. Как раскрутить маховик заявленного процесса возрождения российской авиации? Ответ простой – всем миром, точнее, с помощью авиационного сообщества, объединенного в действенную некоммерческую профессиональную организацию, для создания которой есть уже и теоретические предпосылки, и мировой опыт.

В качестве теоретической, политической платформы такой организации как нельзя лучше подходит Партийный проект «Авиапром» Всероссийской политической партии «Единая Россия». А наглядным примером может служить международная общественная организация авиаторов в США – SETP (The Society of Experimental Test Pilots) – Общество летчиков-испытателей. Партийный проект издан более двух лет тому назад, а SETP существует уже 53 года. Однако российской авиационной общественности ни о том, ни о другом широко не известно, хотя потребность в объединении людей, близких к авиации и болеющих за ее будущее, ощущается все насущней. И общественная активность растет. Созданные общественные авиационные организации заметного влияния на ход государственной машины пока не оказывают. Их авторитет даже в самом обществе слишком невелик, отчасти потому, что сама идея создания и влияния общественных организаций уже достаточно скомпрометирована ими же самими, оказавшимися на деле недееспособными.

Партийный проект «Авиапром» Всероссийской политической партии «Единая Россия» как руководство к действию.

Решение о придании работе в направлении возрождения отечественного авиапрома статуса Партийного проекта «Авиапром» было принято в сентябре 2005 г. Это решение утвердил VII съезд Всероссийской политической партии «Единая Россия» в декабре 2006 г. В политическом обосновании проекта выбор авиапрома в качестве пилотного проекта обоснован «системообразующей ролью современного авиапрома в обеспечении единства нации и целостности государства». Проект написан в необычайно ярком и публицистичном для партийного документа стиле – что называется, за душу берет: «…на сегодняшнем историческом этапе обладание современным национальным авиапромом является национально-государственным императивом, то есть выступает необходимым условием не только дальнейшего укрепления и развития единой нации и единого государства, но и условием их сохранения». И промедление, действительно, смерти подобно: «любые проволочки и грубые ошибки в решении задачи воссоздания отечественного авиапрома, восстановления самостоятельной роли России в этой области… автоматически будут означать для государства технико-технологический откат и постепенную утрату суверенитета в регулировании собственной экономики». «В нашем обществе на всех его уровнях (рядовые граждане, корпорации, общественные организации, профсоюзы, политические партии, Государственная Дума и Правительство РФ) на сегодня нет необходимого единства в понимании особой роли авиапрома в жизнедеятельности общества и государства и жизненной важности задачи по его воссозданию. …В то же время без опоры на широкую общественную поддержку любая попытка решения и без того непростой задачи воссоздания отечественного авиапрома столкнется с явным (по убеждению) или косвенным (по непониманию) саботажем и обречена на провал». Такая важная роль отводится «сверху» общественным организациям, в первую очередь, конечно, профессиональным, авиационным. Сами авиаторы осознают ее, к сожалению, в разной мере. А если бы в миссии какой-либо общественной организации было записано: «Летчик-испытатель – определяющая фигура в движении аэрокосмического прогресса», как это записано в миссии SETP на ее сайте, ощущения были бы острее.

SETP как вариант участия авиационной общественности в мировом авиационном прогрессе

Цель и миссия SETP сформулированы на сайте http://www.setp.org/ Они амбициозны, но амбиции эти обоснованны. Быть признанным мировым лидером в развитии безопасности, коммуникации и образования, в разработке и испытаниях воздушных судов и их систем, поддерживать профессиональный зримый престиж этого общества для всех летчиков испытателей и аэрокосмических корпораций, расширять профессиональные взаимоотношения, делиться идеями и опытом, что обеспечивает и усиливает безопасность полетов, предотвращает несчастные случаи и жертвы, проводить форумы по распространению информации для всех создателей и пользователей аэрокосмической индустрии. Начиная с 1980-х годов, среди членов SETP начали появляться советские, а затем российские летчики. Корпоративными членами организации были ЛИИ им. М.М. Громова, Школа летчиков-испытателей и ОАО «Авиасалон». Привилегированными членами SETP (их избирают раз в 10 лет по одному человеку от страны) в 1997 году был принят С.А. Микоян, в 2007 году – Г.К. Мосолов, а до них Г.А. Седов. О международном обществе летчиков испытателей и возможности создания подобной общественной организации в России шла беседа с теми, кто участвовал в его собраниях и знает о нем не понаслышке. Получилось нечто вроде заочного «круглого стола».

SETP

SETP

Из истории общества летчиков»испытателей (SETP)

14 сентября 1955 г. шесть гражданских летчиков-испытателей встретились во время ланча в кафе неподалеку от военной базы Эдвардс в Калифорнии. С той поры SETP выросло в международную признанную организацию, которая стала знаковой в аэрокосмическом мире.

На первой встрече общества, где присутствовали 17 летчиков, было декларировано, что оно должно способствовать лучшему развитию авиации. Окончательное название – The Society of Experimental Test-Pilots (SETP) – общество получило на второй встрече 13 октября 1955 г. На начальном этапе информация о создании SETP передавалась «из уст в уста» по ближайшей территории. Ежегодное присвоение звания Почетного члена SETP проводится на наградных банкетах, которые проходят с 1957 г. в Беверли Хилтон, Калифорния. Награды удостаиваются члены Общества, которые внесли значимый вклад в испытательную работу в истекшем году. В том же 1957-м был взят курс на проведение серьезных трехдневных технических симпозиумов, которые стали предварять наградные банкеты. Круг деятельности организации все расширялся: учреждались новые награды и премии (например, за превосходный технический менеджмент и инженерные решения), под офис организации было построено специальное здание в Ланкастере (Калифорния), началась издательская, образовательная и благотворительная деятельность, открылся свой интернет магазин. Секции SETP создавались в различных регионах США и Европы.

SETP вплотную занимается вопросами методики и технологии испытаний и исследований, выходя на стратегический уровень. Эта уникальная организация является инструментом в поисках направления развития аэрокосмической отрасли. В существовании такой организации заинтересованы не только летчики-испытатели, но и крупнейшие авиапредприятия: Lockheed Martin, Boeing, Gentex Corporation, Symbolic Displays, Inc., BAE Systems и др. Они активно и всесторонне поддерживают ее, и не только материально. Их представители входят в Совет директоров, участвуют в дискуссиях и принятии решений, выступают с докладами.

В настоящее время в организации состоят 2300 членов, не считая корпоративных. В нее входят представители 59 государств.

И.П.Волк

И.П.Волк

Волк Игорь Петрович

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, вице-президент Клуба Героев города Жуковского, с конца 1980-х на протяжении десяти лет участник симпозиумов SETP.

– Ежегодные симпозиумы SETP происходят в Лос-Анджелесе. На них выступают и разработчики инновационных решений летательных аппаратов (ЛА), и летчики, которые испытывают и эксплуатируют эти ЛА на практике. После презентации обычно разворачивается дискуссия, за интересованность проявляют все очень большую, поэтому задают много вопросов. Доклады проходят с использованием прекрасных аудио-визуальных средств. Кроме того, проводятся выезды на предприятия и в аэропорты, где демонстрируют технику и композиционные материалы, где можно увидеть процесс изготовления самолета и его же полеты. Получить информацию о проведенных летных испытаниях в лучших испытательных центрах мира тогда было совершенно неоткуда. Поэтому все это чрезвычайно интересно, и ради такой информации стоило туда приезжать. А в последний день проводится церемония с флагами участников, с вручением званий Почетных членов, с концертом, праздничным столом… Во всех развитых странах самые большие вклады государство делает в авиацию, потому что авиация – локомотив, который все за собой тянет. Нет другой отрасли, которая давала бы такой толчок развитию всех остальных отраслей. Создание общественной профессиональной организации в авиасообществе необходимо, потому что в правительстве, к сожалению, нет ни одного профессионала от авиации. К тому же, у нас на сегодня по всем направлениям отсутствует общественный контроль за деятельностью госструктур. И это может привести к окончательной катастрофе. Если бы общественный орган действительно организовался, то авторитет и профессионализм его участников трудно было бы игнорировать и не брать во внимание при принятии государственных решений. С обращениями и рекомендациями, с резолюциями и решениями такой организации, как SETP, конечно, считаются. Они, по крайней мере, доводятся до государственных деятелей. У нас же тонут в чиновничьей западне чуть слышные голоса общественных организаций.

В.И.Ахрамеев

В.И.Ахрамеев

Ахрамеев Василий Иванович

Генеральный директор ЗАО «Техавиакомплекс», зам. начальника ЛИИ, кандидат технических наук. В 1993 году стал членом SETP.

– Самое главное, что на симпозиумах SETP можно увидеть всех представителей авиационной среды, пообщаться с ними напрямую. Как правило, в живом общении и рождаются совместные проекты. Таким образом у нас родились программы технического обмена, что было очень полезно для наших испытательных учреждений. В 1993-1998 годах на ежегодные встречи в SETP отправлялись делегациями, в которые входили летчики с различных фирм и сотрудники ЛИИ. Мы знакомились с организацией летно-испытательной работы и летных исследований, обменивались опытом и даже кадрами. Нас интересовала оптимальная организационная структура летно-исследовательских и летно-испытательных государственных и частных организаций, система подготовки летно-испытательного состава, сертификация. Мы увидели, как в условиях капиталистического общества можно сохранить государственный интерес к авиации. Безусловно, в России необходимо создание такой профессиональной общественной организации, через которую авиационное сообщество сможет сказать свое слово – независимое и объективное. Пока этого сделать негде. Эта организация должна стать той особой информационной средой, которая позволит развить горизонтальные связи и ускорить процессы взаимодействия с верхним, государственным уровнем.

В.В.Ступицкий

В.В.Ступицкий

Ступицкий Виталий Валерьевич

Начальник отдела выставочной деятельности ОАО «Авиасалон».

– В 2004 году для привлечения внимания к грядущему МАКС 2005 в кругах зарубежных летчиков испытателей руководство «Авиасалона» приняло решение стать корпоративным членом SETP. На очередной симпозиум этой организации я приехал в составе группы наших сотрудников. Удивительно, что высокий официальный уровень собрания (все должны быть во фраках и с бабочками) очень гармонично сочетался с легкой, домашней атмосферой на секционных слушаниях докладов. Всех докладчиков слушают с большим вниманием, и чувствуется, что это сообщество близких людей – по духу, целям, видению своей миссии. Я бы назвал это высокоорганизованной профессиональной тусовкой. Наша поездка, видимо, оказалась эффективной. Информационная поддержка «Авиасалону» была оказана, и это, в том числе, послужило поводом для активного участия американских компаний в наших МАКСах. Но главное, что происходит на таких встречах, – обмен опытом, передовыми разработками в авиастроении на международном уровне – и эта информация бесценна. Конечно, мы будто находимся на разных планетах. Им не надо беспокоиться за развитие отрасли – об этом заботится государство, им надо успеть реализовать то, что имеется в качестве госзаказа. Это нам нужно поднимать отрасль. Но даже на этапе ее «поднимания» такой опыт общения для нас очень полезен. Если удастся подобную организацию создать в России, то это станет подспорьем и для развития отрасли. Но прежде чем ее создавать, надо посмотреть, чего же мы хотим достичь в нашей российской действительности. Чужой опыт хорош, но у нас особые условия. Вообще, давно пора озаботиться проблемой создания влиятельной общественной организации в области авиации. Сейчас, думаю, основная задача – собрать под свои знамена ключевых игроков в области авиастроения с тем, чтобы они обменялись проблематикой нынешнего времени и предложили свои варианты вывода отрасли из кризиса, зафиксировать эти решения и донести их до органов власти и головных разработчиков.

В.М.Закупень

В.М.Закупень

Закупень Владимир Михайлович

Вице-президент ОАО «Летные испытания и производство им. Гризодубовой В.С.», заслуженный летчик-испытатель РФ, кандидат экономических наук. Член SETP с 1996 года, Действительный Почетный член SETP (категория FELLOW) с 2006 года.

– SETP имеет большой авторитет во всем мире, хотя у нас об этой организации мало кто знает. В России уже существует масса общественных авиационных структур, эти организации имеют свои кабинетики, а дело сдвинуть с мертвой точки так и не удается. Приступая к созданию своей организации, прежде всего необходимо ответить на три вопроса: что создаем?, как? и для кого? Это при условии, что Цель определена. Влиять на развитие авиации в стране – цель достойная. При этом в иерархии более детальных целей первой будет завоевание авторитета организации, налаживание связей. На начальном этапе создания своей организации, мне кажется, было бы разумно воспользоваться нашими наработками и связями в SETP. Ее имидж, авторитет в мире, конечно, сыграют положительную роль, если откроется российская секция SETP. Таких секций существуют уже много в разных странах мира. Для открытия секции в стране условием является членство 20 летчиков-испытателей этой страны в SETP – условие, вполне для нас выполнимое. Мне кажется, такой путь и привлекателен, и реален для повышения весомости российской авиационной общественной организации. Нас там уже знают, сложились очень хороших отношения с Паолой Смит, которая в течение многих лет работает Ответственным секретарем SETP, и она с удовольствием поможет соблюсти все необходимые формальности при регистрации. Нам остается определить функции создаваемой нами организации и под эти функции строить работоспособную структуру.

С.Н.Тресвятский

С.Н.Тресвятский

Тресвятский Сергей Николаевич

Заслуженный летчик–испытатель РФ, космонавт-исследователь, действующий член SETP, участвовал в 20 симпозиумах и конференциях SETP.

– Профессиональные доклады на секциях SETP по отдельным направлениям летных испытаний – прочностных, штопорных и т.д. – действительно значимы, интересны и, что самое главное и удивительное, их результаты доходят до разработчиков! Когда об одной и той же проблеме говорят испытатели – и американцы, и французы, и др., то создатели авиатехники от их мнения отмахнуться не могут, его не проигнорируют. Когда не отдельные личности, а коллективная организация выступает со своими выводами, это имеет другой вес – они объективны, и с ними нужно считаться при выстраивании государственной политики в области авиации. Потребность в профессиональной общественной организации вырастает из конфликта между профессией и государством. В нашей стране он очень глубок. Суть конфликта в том, что ответственность летчика-испытателя чрезвычайно высока, но при этом никакими правами он не обладает. Запретить ему могут все – разрешить никто. Но ответственность должна быть адекватна полномочиям. Многие вопросы просто выходят за рамки компетенции исполнительных органов власти. Поэтому необходимость общественной организации с высоким статусом ее членов в России насущна. Летчики должны поднять свой социальный статус, чтобы добиться объективности в решении авиационных проблем. Для того чтобы защитить себя, жизнь других людей от субъективизма разработчиков, и должны работать такие объединения профессионалов, которые позволяют определять оценочные критерии для создаваемой авиационной техники. Под знамя общественного объединения соберутся действительно готовые работать люди, если цели создания такого общества будут предельно ясны. Только имея общую цель и задачи, стоит объединять свои усилия и возможности для ее достижения. На нынешнем этапе ведущей задачей должна стать консолидация всех сил. Общественная организация профессионалов могла бы сдвинуть дело с мертвой точки при одном обязательном условии – если мы абстрагируемся от своих личных интересов и встанем на позицию патриотическую, национальную. Российская авиационная общественная организация должна быть под чьим-то крылом. Если SETP под крылом NASA, то нам пока такое мощное крыло «не светит».

Г.Г.Ирейкин

Г.Г.Ирейкин

Ирейкин Геннадий Григорьевич

Герой России, Председатель правления Клуба Героев города Жуковского, заслуженный штурман-испытатель СССР.

– Летчики-испытатели еще с советских времен стремились к объединению своих сил на пользу авиации. Предпринималось несколько попыток учредить организацию и создать условия для ее деятельности, но по разным причинам успехом они не увенчались. В 2004 году был учрежден Клуб Героев города Жуковского. Это название, принятое в политических целях, вовсе не означает, что доступ «негероям» сюда закрыт. Однако ситуация в авиации настолько быстро ухудшалась, что стало понятна необходимость более широкого объединения. В 2005 г. было подписано решение о создании Ассоциации испытателей авиационной техники на базе Клуба Героев, подписанное администрацией города и руководителями нескольких авиационных предприятий. Работа по объединению авиационной общественности продолжается. Мы считаем, что разумнее всего создавать такую объединяющую организацию в Национальном центре авиастроения – городе Жуковском.

Каждый из выступавших за нашим «круглым столом» выразил свое мнение о создании действенной общественной авиационной организации. При этом для каждого из них являлся базовым сформулированный в Партийном проекте «Авиапром» постулат: «иметь современный национальный авиапром государству и обществу выгодно».

 

 

Беседу вела Ольга КАРЕЛИНА

Приглашаем продолжить разговор всех, кого эта публикация не оставила равнодушными.

Клуб Героев Тел.: +7 (495)556-53-94, 556-53-91, 556-77-91
Тел./факс.: +7 (495)556-53-91
E-mail: hclub@testpilots.ru
Http: www.testpilots.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *