НИИ ВВС
Translate on
Журнал «Авиапанорама» - aviapanorama.ru AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.

Микоян
Степан Анастасович
1922 -

С.А.Микоян    Герой Советского Союза (3.04.1975), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964), генерал-лейтенант авиации.
    Родился 12 июля 1922 года в Тифлисе (Тбилиси). Отец - Микоян Анастас Иванович (1895-1978), видный советский государственный и партийный деятель. Мать - Туманян Ашхен Лазаревна (1896-1962).
    Однажды в середине 30-х дядя Ануш (Артем Иванович Микоян) взял с собой Степана на Тушинский аэродром, где летала авиетка, построенная слушателями Военно-воздушной академии имени Жуковского Микояном, Самариным и Павловым. В доме дяди Ануша Степан впервые увидел чертежи самолета, множество книг на авиационную тему. На день рождения, это случилось уже в сороковом, дядя подарил Степану готовальню с символической надписью: «От летчика - до инженера-конструктора».
    «Известные авиационные события тридцатых годов, - вспоминает Степан Анастасович, - спасение челюскинцев, рекордные перелеты, боевые действия в Испании и на Халхин-Голе, конечно, повлияли на мой выбор профессии. Однако основную роль сыграл мой дядя. Я не мыслил для себя иного рода деятельности. Прежде всего я хотел стать летчиком, но привлекала и собственно техника - хотелось стать и инженером. Так что пожелание Артема Ивановича сбылось практически полностью. Летчиком я стал, инженером - тоже, а сейчас, хотя я и не конструктор, работаю именно в конструкторском бюро...»
    Степан Микоян вместе со своим другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму в августе 1940 года. Приказ об окончании училища был подписан 3 сентября 1941 года в городе Красный Кут, что в левобережной части Саратовской области, куда эвакуировали «Качу». Осенью он переучился в запасном полку на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в 11-й истребительный авиаполк, оборонявший Москву. Тринадцатый боевой вылет на прикрытие Истры 16 января 1942 года едва не стал для Микояна роковым - его сбил... советский летчик, конечно по ошибке. Степану Анастасовичу удалось посадить горящую машину «на брюхо», а деревенские мальчишки дотащили обожженного летчика со сломанной ногой до дороги, уложили в чьи-то сани - словом, помогли доставить в медсанбат. Лечился долго, примерно с полгода, получил назначение в район Сталинграда, потом его полк, ставший 32-м гвардейским, перебросили на Северо-Западный фронт. Когда полк вернулся в Подмосковье на переформирование, Степана Микояна вновь направили в ПВО Москвы. Говорят, будто Верховный Главнокомандующий вызвал своего сына Василия, командира того самого гвардейского авиаполка, и сказал: Тимур Фрунзе погиб, Леонид Хрущев погиб, Владимир Микоян погиб, хоть этого побереги...
    Войну Степан Анастасович закончил с двумя боевыми орденами в звании капитана и в должности командира звена 12-го гвардейского истребительного полка. В июне 1945 года Степан Микоян женился на Элеоноре Лозовской, дочери летчика-испытателя П.И.Лозовского.
    В 1945 Микоян поступил на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского. Слушателям-летчикам разрешили подлетывать в учебном полку академии в поселке Белопесоцком близ Каширы, а потом троим из них удалось освоить и первые реактивные истребители в учебном центре ВВС. Дипломным проектом Микояна стал «Сверхзвуковой фронтовой истребитель». Для 1951 года это был смелый замысел, тут, видно, сыграла определенную роль информация о разработке прототипа будущего МиГ-19 в ОКБ А.И.Микояна. Руководил проектом знаменитый В.Ф.Болховитинов, под руководством которого еще до войны строили тяжелый бомбардировщик ДБ-А, а позже создали первый советский ракетный истребитель «БИ».
    С 19 августа 1951 - на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. В Научно-испытательном институте ВВС Микоян совмещал работу летчика с работой ведущего инженера и в течение 23 лет испытывал боевые самолеты истребительных ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева, получил звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР», 3 апреля 1975 года за государственные испытания МиГ-25 стал Героем Советского Союза. Участвовал в испытаниях Ла-15, МиГ-15, -15УТИ, -17, -19П, -21, -23, -25, -27, Су-15, Су-24, Як-27Р. Освоил 102 типа летательных аппаратов, налетал около 3,5 тысяч часов.
    Степан Микоян летал на максимальную скорость и «потолок», на устойчивость, управляемость и маневренность, испытывал бортовые радиолокаторы, оптические прицелы, ракетное вооружение. Одним из первых сбивал новыми ракетами радиоуправляемые мишени, стрелял из новых пушек по воздушным и наземным целям, испытывал системы автоматического бомбометания, комплексы наведения перехватчиков, навигационные системы, отрабатывал автоматическое управление самолетов, исследовал безмоторные посадки и приземления, как говорят летчики, «в сложняке»... Ему повезло: он ни разу не катапультировался, хотя нештатных ситуаций случалось немало.
    «Мы всегда находились меж двух огней, - говорит о специфике работы военного летчика Степан Микоян. - Промышленность ругала нас за то, что мы слишком придирчивы, а в войсках - за то, что пропускаем технику с изъянами. Мы имеем возможность сравнивать разные машины, поэтому кругозор летчика НИИ ВВС должен быть несколько шире, чем у летчика фирмы. В своих испытаниях мы проверяем и подтверждаем, а иногда и не подтверждаем характеристики и предельные возможности самолета, определенные летчиками ОКБ. И не только: мы гораздо в большем объеме и основательнее выполняем боевые задачи. Как это ни странно, самые опасные, рискованные полеты оказываются не в начале испытаний новой машины, а позже, когда летают военные испытатели, исследуя возможности и особенности именно боевого применения самолета...»
    С конца 1957 - заместитель начальника 1 отдела по летной части. С лета 1958 - помощник начальника института по комплексам перехвата. С мая 1959 - начальник 1 управления, с декабря 1964 - заместитель начальника ГНИКИ ВВС.
    В сентябре 1974 года медкомиссия отстранила Микояна от полетов на боевых самолетах, дозволив работать лишь на транспортных и пассажирских самолетах и на вертолетах. Три года спустя, когда летчику пошел уже пятьдесят шестой год, он понял: «обойти» следующую медкомиссию не удастся, и принял предложение перейти на работу в промышленность.
    С апреля 1978 года Степан Анастасович - заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по летным испытаниям. Здесь под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского создавали крылатый орбитальный корабль многоразового использования «Буран».
    Еще в НИИ ВВС С.А.Микоян возглавлял работы по испытаниям «изделия 105» - дозвукового аналога орбитального самолета авиационно-космической системы «Спираль».
    Потом уже в НПО «Молния» построили летающую модель «Бор-4» - уменьшенную в 2 раза копию орбитального самолета. «Бор-4» использовали, в частности, для испытаний теплозащиты будущего «Бурана». На орбиту «Бор-4» выводила баллистическая ракета К-65М-РБ5. Четырежды (1982-1984) модели «Бора» летали в космос и возвращались на Землю, точнее, приводнялись: дважды - в Индийском океане и дважды - в Черном море. Обязанности заместителя главного конструктора по моделям «Бор-4» от НПО «Молния» выполнял Степан Микоян.
    Огромный опыт организатора летных испытаний, накопленный Микояном за время работы в НИИ ВВС, очень пригодился, когда в рамках программы «Буран» построили атмосферный вариант корабля - так называемое «изделие 002». Чтобы обеспечить самостоятельный взлет восьмидесятитонного «изделия», на него поставили турбореактивные двигатели. Кроме того, создали летающую лабораторию на базе Ту-154, на «Молнии» воздвигли пилотажно-динамический стенд-тренажер, инфраструктуру аэродрома «Раменское» привели в полное подобие с посадочным комплексом «Байконура»... 10 ноября летчики-испытатели ЛИИ И.П.Волк и Р-А.А.Станкявичюс совершили на аналоге первый полет. Потом к ним подключились А.С.Левченко, А.В.Щукин из ЛИИ и И.И.Бачурин и А.С.Бородай из НИИ ВВС. Эти летчики выполнили 26 полетов с посадкой полностью в автоматическом режиме.
    Степан Анастасович руководил летными испытаниями атмосферного аналога, технической и стендовой подготовкой летчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полете настоящего «Бурана» отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки.
    Главным увлечением С.А.Микояна остается авиация, причем в самом активном ее аспекте - пилотировании. В 70-летнем возрасте седовласый генерал неоднократно самостоятельно вылетал на Як-18Т.
    Нашел он время и для написания мемуаров: в Великобритании издана его книга «Воспоминания летчика-испытателя». В 2002 книга вышла и на русском языке.
     Награжден орденами Ленина (1972), Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени, Красной Звезды(четырежды), 20 медалями.


ГЕРОИ НЕБА
Все права защишены © 2005-2016

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru