О судьбе Ту-144

    По приглашению председателя Клуба Героев г.Жуковского Геннадия Григорьевича Ирейкина я принял участие в Пресс-конференции, посвященной проекту сохранения флагмана развития авиационной науки и техники в 60 – 70-х годах — самолета Ту-144.

Ту-144Д 77115 в ЛИИ
    Историческое значение впервые созданного сверхзвукового пассажирского самолета трудно переоценить. Знаменательно, что он был создан благодаря труду и таланту специалистов отечественной авиапромышленности. Благодаря успешному проекту авторитет страны, как авиационной державы, значительно вырос. Проект способствовал созданию и внедрению новых технологий, которые нашли применение при создании авиационной техники на протяжении многих лет.

    В стране сохранилось 6 экземпляров самолета. По одному в музеях Ульяновска и Монино, авиационных институтах Казани и Самары, и два находится на территории Летно-исследовательского института. Думаю, что у каждого, кто увидит самолет воочию, могут родиться эпитеты – величественный и грациозный. А специалисты авиапрома могут добавить определение – фантастический, учитывая грандиозность и новизну проекта для 60-х годов. Ведь столько новых и необычных технических решений принято при создании Ту-144! Он действительно олицетворяет огромный научно-технический потенциал нашей страны в 60 – 70-х годах.

    Помню, с какой гордостью ученые ЦАГИ, преподававшие в ФАЛТ МФТИ, рассказывали нам об уникальных разработках и изобретениях, которые появились благодаря проекту. В годы испытаний Ту-144 я, будучи школьником, знал и переживал трагические случаи летных испытаний самолета. Казалось, что в городе царила атмосфера единства и всеобщей озабоченности за успешное проведение испытаний. Огромное количество людей провожало в последний путь экипаж М.В.Козлова, трагически погибшего на авиасалоне в Ле Бурже. Наши семьи дружили, жили по соседству на одной лестничной площадке. Сообщение о катастрофе до нас дошло из средств массовой информации, ранним утром 4 июня 1973 года. Первоначально в трагедию трудно было поверить, но друзья подтвердили это печальное событие. Были отложены все дела, только два вопроса существовало: чем помочь близким погибших и какой злосчастный случай смог вызвать трагедию.

    Сплоченные одной идеей коллективы конструкторов, ученых, летчиков-испытателей, инженеров и техников самоотверженно трудились, чтобы дать путевку в жизнь этому новому гражданскому самолету, фактически опередившему свой век. К сожалению, у самолета была короткая летная жизнь. В 1978 г. руководство гражданской авиации приняло решение о завершении его эксплуатации на гражданских авиалиниях. Мне до сих пор не понятны истинные причины этого решения, но считаю, что оно было ошибочным, нанесшим вред развитию отечественной авиации. Достаточно одного аргумента – европейский «Конкорд» имел гораздо более длительный срок эксплуатации, чем Ту-144, им гордились специалисты гражданской авиации — в аэропорту Хитроу (Англия) я неоднократно видел рекламный ролик British Airways с Конкордом – символом известнейшей авиакомпании.

    Но трагическая судьба самолета продолжается – прошлым летом граждане города Герои Советского Союза написали статью о том, что самолеты планируется уничтожить, распилив на части и сдав в металлолом. Они выступили против акта, который можно определить не иначе, как варварским, с призывом консолидации сил для сохранения уникальных самолетов. По выступлениям заслуженных людей на пресс-конференции я понял, что все присутствовавшие в зале с большой болью и страхом за будущее нашей авиации воспринимают планы уничтожения самолетов. Казалось бы, вся история нашей страны показывает, что нельзя строить лучшее будущее, подрывая историческую основу, но с мазохистской регулярностью мы повторяем одно и то же.

    Спасибо инициаторам движения, общественной благотворительной организации «Клуб героев г. Жуковского», администрации области и города за реальные действия по сохранению оставшихся в ЛИИ самолетов. Уверен, этот проект позволит сплотить население города, по крайней мере, жителей, сопричастных к самолетостроению, заинтересовать молодежь, дополнительно привлечь внимание правительства, государственных деятелей к проблемам авиации. Ту-144, по-прежнему, является реальным демонстратором уникальных технологий, он может внести вклад в образовательный процесс авиационных специалистов, поможет нашим конструкторам принимать обоснованные решения при создании авиационной техники будущего. Кроме того, Ту-144 может стать основой современного авиационного музея в городе, который привлечет дополнительные инвестиции и повысит туристическую активность в городе.

    Уверенность основывается на личном опыте посещения зарубежных авиационных музеев, участия в авиационных шоу. Так, в аэрошоу — Биггин Хилл, Англия, 1993 г. приняло участие несколько десятков самолетов и вертолетов, различных авиационных эпох и стран. Демонстрационные полеты на таких самолетах как Ланкастер, Спитфайер, Мессершмит-109, Летающая крепость, Вампир, Су-27 и др. вызывали восхищение и восторг многочисленных зрителей. Но максимальный восторг у англичан был вызван появлением в небе первого и единственного находящегося в эксплуатации стратегического бомбардировщика Великобритании — «Вулкан». Самолет давно снят с эксплуатации Королевских ВВС, но его жизнь продолжалась благодаря усилиям энтузиастов авиации и пониманию государственных деятелей о необходимости сохранения истории авиации. Летчики выполнили уникальный по красоте полет на самолете необычной аэродинамической схемы, но уверен, не это стало основой восхищения англичан. Именно тот факт, что единственный исторический экземпляр самолета, который делала вся страна в тяжелые послевоенные годы, сохранен в летном состоянии — вот что вызвало заслуженную гордость англичан. Речи комментаторов, игрушки для детей, плакаты, рекламные буклеты – все подчеркивало историческую значимость самолета и, безусловно, имело огромный эффект. Я разговаривал со многими англичанами, различных возрастов и профессий, от 70- летних ветеранов 2-ой мировой войны до 14 летних кадетов и поражен их знаниями авиационной истории, гордости за то, что в их стране умеют сохранять самолеты и демонстрировать их на авиационных мероприятиях. При этом, откровенно говоря, было стыдно, что мы не можем хранить исторические памятники – до сих пор у нас в стране нет знаменитых самолетов, принимавших участие в Великой Отечественной Войне, в летном состоянии.

    Появление французского самолета Блерио XI и наших И-16, И-153 в аэрошоу Вонака, Новая Зеландия, 2002 г. затмило интерес новозеландцев к другим историческим ценностям — великолепным самолетам А6М «Зеро», Mе-108 «Тайфун», МК XIV «Спитфайер», P-40 «Уорхок», Р-51 «Мустанг», МиГ-15 и др. С гордостью подчеркивалось, что именно гражданин Новой Зеландии — Сэр Уильямс смог организовать восстановление трех И-16 и одного И-153, найденных в карельских болотах, восстановленных в Новосибирске и доставленных в Новую Зеландию!

    Множество авиационных музеев за рубежом экспонируют отечественную авиационную технику, например в окрестности провинциального итальянского городка Римини демонстрируется 13 российских самолетов и вертолетов, памятник Ту-144 сооружен в окрестностях Берлина. С горечью можно сказать, что россияне могут быть спокойны и, по-прежнему, безалаберны по отношению к своей истории, поскольку зарубежные энтузиасты и коммерсанты не позволят предать забвению уникальную, созданную нами технику. Но согласитесь, существующую ситуацию необходимо менять и как можно быстрее. Наиболее актуальным шагом в настоящее время является сохранение самолета Ту-144, с установкой его на пьедестале, на самом видном месте города Жуковского с доступом для осмотра публикой салона и кабины. Параллельно необходимо организовать поиск и восстановление исторических экземпляров летательных аппаратов до летного состояния с целью их демонстрации на авиационных мероприятиях страны.

    Для этого нужно решить ряд организационных вопросов. Конечно, на реализацию проекта потребуется существенное финансирование, основу которого должны составлять целенаправленные отчисления городских, возможно, областных и государственных властей, коммерческих структур. Возможны банковские займы, но вместе с тем, считаю, что частные инвестиции также могут способствовать решению организационных вопросов и, что более важно, сплотить население города, авиаспециалистов страны вокруг проекта сохранения авиационной истории России, начало которого положит памятник Ту-144. Думаю, настоящая консолидация сил произойдет тогда, когда каждый, кому не безразлична авиационная история страны, сможет внести и подтвердить свой посильный вклад конкретной работой или денежными средствами так же, как это произошло при строительства храма Христа Спасителя. Для этого целесообразно создать при общественной благотворительной организации «Клуб Героев г. Жуковского» специальный Фонд благотворительных средств и структуру, которая взяла бы на себя вопросы разработки проектов и их реализации.

    Теперь о том, каков и где должен быть установлен памятник самолету. С моей точки зрения, для нашего города – центра авиационной науки и техники, месторасположение самолета должно, образно, определять ворота города. Соответственно, на основной автодороге при въезде в город из Москвы, желательно соорудить пьедестал, который не должен мешать общему автодвижению. Расположение памятника рядом с постом ГАИ решит вопрос его круглосуточной охраны. Уверен, технически вопрос реализуем. К самолету должны быть проведены навесные трапы для посещения гражданами. Рядом с самолетом необходима парковка автомобилей и городской авиационный музей. В продолжение экспозиции, вдоль основной дороги г. Жуковского (ул. Гагарина, Туполевское шоссе до походных ЛИИ) в дальнейшем необходимо соорудить памятники другим самолетам, определяющим эпохи отечественной авиации.

Заместитель директора ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр»
Летчик-спортсмен, инструктор по высшему пилотажу международного класса, линейный пилот В.П.Остапенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.