Научно-инженерная компания ООО «НИК» (г.Жуковский) является участником выполнения программы «Ту-144». Она активно взаимодействует с Клубом Героев города Жуковского в реализации социально-благотворительных программ.
Руководители и коллектив компании заинтересованно и творчески отнеслись к просьбе Клуба Героев разработать концепцию установки Ту-144 на экспозиционном стенде.
О первых результатах работы рассказывает генеральный директор ООО «НИК» А.Н. Корнеев.
Нашей компании предстояло ответить на непростые вопросы: в каком виде спасенный самолет
должен предстать перед горожанами, перед посетителями авиакосмического салона МАКС-2007, перед экскурсантами? Где и как его установить?
Были разные варианты. На Совете попечителей Программы Ту-144 мы их обсудили, и для начала выработали основные критерии проектирования экспозиционного стенда: сооружение должно не только вписываться в окружающую обстановку и природный ландшафт, быть доступным как для внешнего осмотра,
так и для посещения салона самолета экскурсантами, но и обеспечивать возможность многократной установки самолета и быть уникальным по своему решению. Ведь нам была поставлена задача, чтобы для установленного Ту-144, оставалась возможность покинуть свое место на экспозиции и совершить демонстрационный полет! Это условие внесло, конечно, дополнительные сложности в решение и без того не простой инженерной задачи.
Начали мы с того, что изучили опыт авиационных музеев мира, где установлены подобные по габаритам самолеты. Провели консультации со специалистами ЛИИ им. М.М.Громова, которые участвовали в транспортировке и установке одного Ту-144 в выставочном комплексе в Германии.
Казалось бы, самое простое решение – отбуксировать самолет на отведенную для экспозиции площадь-стоянку и оставить на земле. Тогда не нужны дополнительные сооружения, легко организовать доступ в салон для посетителей. Но жуковчане помнят печальный опыт «сохранения» самолета Ту-154, который был установлен в городском парке. Без охраны и обслуживания он из музейного экспоната постепенно превратился в питейное заведение и в конце-концов сгорел.
Важно было также решить задачу таким образом, чтобы такая впечатляющая машина, как Ту-144, встречала гостей города, посетителей авиасалонов во всей красе. Напомню – площадь планера самолета с крыльями составляет около 500 кв. метров, длина – почти 70 м, вес – 80 тонн. А за красоту дизайна авиалайнер отмечен даже международным дипломом.
В Германии Ту-144 в паре с «Конкордом» установили на специальных цилиндрических опорах над крышей выставочного павильона. Очевидцы говорят, что самолеты видны с любого автобана в радиусе 30 км. Подъем на опоры производился с помощью мощных автокранов. Однако германская схема установки рассчитана на одноразовый подъем и «вечную стоянку».
Наши летчики, специалисты по эксплуатации авиатехники намерены восстановить самолет до
состояния летной готовности с запуском двигателей, рулежкой на аэродроме, а возможно, и совершением демонстрационных полетов.
Таким образом, мы пришли к выводу, что площадка-пьедестал самолета должна быть поднята
на высоту 10 м, укреплена на надежных опорах, и не должна препятствовать проезду автомашин и проходу посетителей по основному пути на территорию авиасалона.
Конструкторы и другие специалисты нашей научно-инженерной компании проработали 6
вариантов подъема самолета и соответствующих им конструкций. В каждом из них есть своя «изюминка». Но решено остановиться на более простом, а, следовательно, надежном и менее затратном варианте.
В общем, самолет предлагается установить наверху плоской платформы, закрепленной на четырех арочных опорах, закатывать его на платформу по пандусу при помощи тросовой системы с тяговой лебедкой и закрепить в экспозиционном положении.
После установки самолета пандус опускается. В исходном положении он «упрятан» в углубление полотна дороги и не мешает проезду транспорта.
Таким образом, основные решения найдены. Остается надеяться, что реализация проекта
позволит подарить городу Жуковскому и российскому авиасалону впечатляющий символ достижений авиации России – великолепный лайнер Ту-144.