Машина, принадлежащая Казанскому вертолетному заводу, рухнула в 15 километрах от города, рядом с поселками Нижняя Тура и Залесный, лишь чудом не зацепив жилые коттеджи. На борту находились пять членов экипажа. Вертолет Ми-8 выполнял испытательный полет.
По сообщению пресс-службы Приволжско-Уральского регионального центра МЧС РФ, четыре человека погибли, один ранен.
Авария произошла в 14:10 мск. На месте работает оперативная группа и спасательный отряд главного управления МЧС по Татарстану.
Один из пилотов успел выпрыгнуть из кабины до падения вертолета, с высоты примерно 70 метров. Это и спасло ему жизнь. Пилота доставили в больницу, он находится в шоковом состоянии.
По словам директора республиканского центра медицины катастроф Фарита Ахмерова, у пострадавшего может быть компрессионный перелом позвоночника и множественные внутренние повреждения. «В настоящее время проводится детальное обследование и лечение пилота», — сообщил Ахмеров. Первоначально сообщалось, что из пятерых членов экипажа спаслись двое.
По словам свидетелей трагедии, Ми-8 перед падением перевернулся в воздухе. «На подлете к Новой Туре вертолет начал снижаться, но здесь вертолеты часто летают, я сначала не придал этому особого значения. Затем появился сильный гул, вертолет перекувыркнулся в воздухе не меньше двух раз и стал падать», — заявил один из очевидцев.
По его словам, во время падения машины из нее выпрыгнул человек с парашютом. Поскольку высота была маленькой, парашют не успел полностью раскрыться, но пилот остался жив.
По предварительной информации, специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) примут участие в расследовании причин крушения вертолета. Об этом сообщил сотрудник пресс-службы Минтранса РФ.
Последнее слово пилота рухнувшего под Казанью Ми-8: «Спас!»
Зная, что погибнет, он отказался от парашюта и уводил машину от жилых домов
— Спас! – прошептал пилот рухнувшего в воскресенье под Казанью, в поселке Новая Тура, вертолета Ми-8. Это было его последнее слово. После этого он отключился и, не приходя в сознание, умер.
— Все это произошло на наших глазах, — рассказывает Гуля, жительница дома, в пяти шагах от которого и упал вертолет. – Я с мамой сидела на кухне, муж копался в огороде, и тут на головой такое «тух-тух-тух». Мы выскочили на улицу – над нашим домом висел вертолет, потом он чуть-чуть пролетел и упал…
Корреспонденты «КП» подъехали в поселок через полтора часа после крушения. Муж Гули нервно ходил по огороду, он подбирал и снова клал на землю осколки махины, которые разметало от взрыва.
— Вы не трогайте его, они с мужиками такой шок пережили, — говорит Гуля. – Подбежали после взрыва на место крушения, а там пилот истекает кровью. Голову поднял и говорит: «Спас». И умер.
Пилот Петр Чумаков спас как минимум с десяток человеческих жизней. Его вертолет потерял управление, когда был над поселком Новая Тура. Немыслимым образом он сумел увести неуправляемую махину от жилых домов, ЛЭП и газопровода. Ми-8 рухнул на грунтовую дорогу между домами. Еще чуть-чуть и начиналось поле и болото, все уверены – он вел машину туда.
В Ми-8 было 5 человек экипажа. Четыре человека погибли и лишь один спасся. Когда машина находилась на высоте около 70 метров, он выпрыгнул с парашютом. В шоке с переломом позвоночника его доставили в больницу.
Парашют был и на пилоте Чумакове. Но он им не воспользовался и до последнего отводил беду от поселка.
Это был испытательный полет после того, как самолет модернизировали на «Казанском вертолетном заводе». «Мишку» дорабатывали — переделали из транспортного в VIP-вертолет с мягкими креслами в кабине.
— Никаких сигналов от помощи от пилотов не было. Вертолет просто резко пропал с радаров, — говорит директор ОАО «Казанский вертолетный завод» Вадим Лигай. — Это был один из самых опытных наших экипажей…
— Напишите! Напишите – почему они над поселками летают?! Они же на самоубийство шли, чтобы только на дома не падать и чтобы люди не пострадали! — твердят жители Новой Туры.
Мы тоже задали этот же вопрос: разве могли вертолеты испытывать над домами и головами их жителей?
— В зоне падания испытания не проводились и проводятся, но тут проходит трасса пролета завода, по которой летаем мы, — сообщили нам на заводе.- Она давно согласована со всеми необходимыми службами.
Получается: чтобы подлететь к безопасной зоне вертолеты сначала летят над крышами и головами людей? Транспортная прокуратура подтверждает это: вертолет совершал плановый полет по маршруту: КВЗ (казанский вертолетный завод) — поселок Залесный (район Казани), деревня Тура — к зоне испытаний.
Никаких официальных причин аварии пока не названо. В воскресенье вечером на месте крушения еще работали спасатели и следователи. Через несколько часов после трагедии возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта».
В вертолете находилось пять членов экипажа. Четверо погибли: командир Петр Чумаков (58 лет). У него остались вдова и 31-летняя дочь. Ведущий инженер — Максим Иванков (в декабре ему должно было исполниться 35 лет). Бортинженер — Фарид Хуснимарданов (6 ноября ему исполнилось бы 42 года). У него осталась вдова и 9-летний сын. Штурман — Борис Макаренко (50 лет). У него остались вдова и 30-летний сын.
Пятый член экипажа — второй пилот — 46-летний Ринат Галимов — выжил. Он выпрыгнул из салона падающего вертолета, и попытался воспользоваться парашютом, но тот не раскрылся из-за нехватки высоты. В больнице к нему сейчас ездят жена Ирина с двумя дочерьми — 17-ти и 10-ти лет. Пилот уже дал показания следователям.
Почему другие члены экипажа не прибегнули к парашютам, которые во время испытательных полетов, выдаются всем членам экипажа, сейчас тоже выясняет комиссия. Как говорят в кулуарах завода, инженеры сами частенько не надевают их — парашюты так и лежат мертвым грузов на борту.
Наталья ЛАМБОЦКАЯ, KP.RU — 26.10.2008
В катастрофе погибли:
Пилот: Пётр Чумаков (56 лет)
Штурман: Борис Макаренко (55 лет)
Бортинженер: Фарид Хусниморданов
Член экипажа: Максим Иванков (35 лет)
А почему инпытательный полет совершался над жилыми домами? Трассы нужно разрабатывать так, что-бы в случае таких инцидентов не создавать опасности жизни людей.