15 ноября 1988 года в Советском Союзе проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования «Буран».
После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с кораблем «Буран» орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур.
Первый полет «Бурана» продолжался 205 минут и завершился успешной посадкой на специальную посадочную полосу длиной около 5 километров и шириной 80 метров, созданную в районе космодрома Байконур. Это была первая в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования.
Корабль «Буран» был построен по схеме самолета типа «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности, имел аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, — руль направления и элевоны. Он способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до 2000 километров.
Длина «Бурана» 36.4 метра, размах крыла около 24 метров, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров. Стартовая масса корабля более 100 тонн, из которых 14 тонн приходилось на топливо. В его грузовом отсеке мог размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки.
Особенностью «Бурана» являлась его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состояло из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов (кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода) по программам, учитывающим место установки каждой плитки на корпусе.
В хвостовой части корабля была расположена основная двигательная установка, две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Бортовой комплекс управления состоял более чем из пятидесяти систем, которые управляются автоматически по программам, заложенным в бортовую вычислительную машину.
Предварительные проработки НПО «Энергия» в 1975 г. по созданию многоразовой космической системы (МКС), выполненные под руководством академика В.П.Глушко, легли в основу секретного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 132-51от 17 февраля 1976 г. «О создании МКС в составе разгонной ступени, ОС, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращение с орбиты грузов массой до 20 т». Постановлением определялся заказчик — Министерство обороны СССР, и головной разработчик ракеты-носителя и МКС в целом — НПО «Энергия» (до 1974 г. — ЦКБЭМ, еще ранее ОКБ-1 С.П.Королева).
На Министерство авиационной промышленности (МАП) была возложена задача создания планера орбитального корабля (ОК) «Буран». Для выполнения этой задачи по инициативе министра МАП П.В.Дементьева на базе трех КБ (КБ «Молния», КБ «Буревестник» и Экспериментальный машиностроительный завод во главе с Генеральным конструктором В.М.Мясищевым) было образовано специализированное предприятие — Научно-производственное объединение «Молния», ставшее головным по разработке планера ОК «Буран». В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод.
Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра МАП в НПО «Молния» были переведены из ОКБ А.И.Микояна и ОКБ «Радуга» основные специалисты, ранее работавшие по проекту «Спираль».
Созданное НПО возглавил Г.Е.Лозино-Лозинский.
/AVIA.RU/