40 лет с момента первого полета самолета Ту-144

Ту-144

Ту-144 и МиГ-21И

В последний день 1968 года, через 25 секунд после момента старта, «044» (первый опытный образец Ту-144, бортовой номер 68001) впервые оторвался от взлетной полосы аэродрома ЛИИ. Первый полет продолжался 37 минут. В полете Ту-144 сопровождал самолет-аналог МиГ-21И (А-144, «21-11»). 

Проектирование Ту-144 Андрей Николаевич Туполев решил поручить Отделению «К», занимавшемуся до этого беспилотной техникой и имевшему достаточный опыт в области освоения длительного полета со скоростями превышающими М=2. Главным конструктором и руководителем работ по теме Ту-144 Андрей Николаевич назначил А.А.Туполева. Именно под его руководством, с привлечением лучших сил отечественной авиационной науки и техники, в Отделении «К» рождалась идеология и будущий облик Ту-144. В дальнейшем после смерти А.Н.Туполева и назначения А.А.Туполева руководителем предприятия, темой Ту-144 руководили Ю.Н.Попов и Б.А.Ганцевский. 

Постройка первого опытного самолета Ту-144 («044») началась в 1965 году, одновременно строился второй экземпляр для статических испытаний. 

Опытная машина строилась в Москве в цехах ММЗ «Опыт», часть агрегатов изготовлялась на его филиалах. В 1967 году была закончена сборка основных элементов самолета. В конце 1967 года опытную «044» перевезли в ЖЛИ и ДБ, где в течение всего 1968 года осуществлялись доводочные работы и доукомплектование машины недостающими системами и агрегатами. 

Одновременно на аэродроме ЛИИ начались полеты самолета-аналога МиГ-21И (А-144, «21-11»). Самолет-аналог был создан на базе истребителя МиГ-21С. Он создавался в ОКБ А.И.Микояна и имел крыло геометрически и аэродинамически подобное крылу опытного «044». Всего было построено две машины «21-11», на них летали многие летчики-испытатели, в том числе и те которым предстояло испытывать Ту-144. 

На машину «044» был назначен экипаж в составе: командира корабля — заслуженного летчика-испытателя Э.В.Еляна (получившего затем за Ту-144 Героя Советского Союза); второго пилота — заслуженного летчика испытателя Героя Советского Союза М.В.Козлова; ведущего инженера-испытателя В.Н.Бендерова и бортинженера Ю.Т.Селиверстова. 

При создании суперлайнера были впервые решены сложнейшие конструкторские, инженерные и технологические задачи. Если боевые машины переходят на «сверхзвук» только на подлете к цели, то ‘мирный’ Ty-144 научился держать две сверхзвуковые скорости в крейсерском полете. Авиалайнер совершил сотни успешных полетов, обслуживал пассажирскую авиалинию Москва — Алма-Ата и его мировые рекорды не побиты до сих пор. Этот самолет строила вся страна. Были найдены, разработаны технологии производства уникальных материалов, которые затем с успехом были применены в космонавтике. Новейшие технологии были использованы при создании сверхзвукового бомбардировщика Ty-160, многоразового космического корабля «Буран», многих пассажирских самолетов. Ту-144 это вершина, которую достигла наша отечественная авиапромышленность. 

Ту-144 — это самолет, намного опередивший свое время. Профессионалы сравнивают его с восьмым чудом света. Для России — это национальное достояние.

/AVIA.RU/

4 комментариев для “40 лет с момента первого полета самолета Ту-144

  1. Vista

    В поисках полезной информации блуждая по зафлуженым форумам,
    так приятно зайти на увлекательный блог и почитать по настоящему
    интересную статью. Как жаль, что подобных блогов остается все меньше и меньше…

  2. Виталий Яковлевич

    — Экипаж, первым поднявший в воздух Ту-144 — известен !!! А кто «вёл» Миг-21и и Ту-124 — сопровождающие Ту-144…?

  3. Админ Автор записи

    Из интервью Э.Еляна: «Ну и конец 31 декабря немножко развиднелось. Немножко стало получше. Взлетел на разведку погоды самолет Ту-124, под управлением летчика-испытателя Бессонова Анатолия Дмитриевича.»

  4. Админ Автор записи

    С 18 апреля 1968 года по декабрь 1968 года на самолете МИГ-21И (А-144) выполнено 70 испытательных полетов (дозвуковых и сверхзвуковых) проведены тренировочные полеты первого экипажа СПС Ту-144 (Э.В.Елян, М.В.Козлов, С.Т.Агапов) и, кроме того, выпущены летчики-испытатели А.А.Щербаков, А.П.Богородский, И.П.Волк, А.В.Федотов, Э.П.Княгиничев, П.М.Остапенко, В.В.Подхалюзин и другие.

    В 57 случаях машину пилотировал О.В.Гудков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *