16 декабря на заводе в Палмдейле компания Northrop Grumman представила новый ударный малозаметный беспилотный летательный аппарат авианосного базирования Х-47В, создаваемый по программе J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air Systems). Как сообщается, аппарат с номером 168063 – первый из двух БЛА, которые будут использованы для практических испытаний на авианосцах типа «Нимитц».
В СМИ, особенно российских, то и дело раздаются голоса о неосуществимости программы J-UCAS в силу «технологической ограниченности», «недостаточного уровня развития современной вычислительной техники», «сложной проблемы группового базирования» и т.п. И что все это «очередная информационная кампания Пентагона» и «видимость развития». В то же время строятся догадки о том, что на базе Х-47В «будет создано что-то совершенно новое». По крайней мере, так было сказано в одном из аналитических статей на уважаемом сайте «Лента.Ру». Но что подразумеватеся под «совершенно новое», не указывается. Так ли все на самом деле?
В США дальнейшее развитие автономных ударных авиационных систем имеет достаточно серьезную основу. Достигнутый уровень навигационных и информационных технологий позволяют создать полностью роботизированные боевые системы. Тому доказательством стали БЛА «Хантер», «Предэйтер» и «Риппер». Технические возможности боевых БЛА прошли проверку в Ираке, Афганистане и других странах. В настоящее время в США четко проявилась тенденция роста боевых систем в общем количестве беспилотных летательных аппаратов. В скором времени в дополнение к ударным системам «Предэйтор» и «Риппер», управляемое ракетное оружие получат тактические БЛА «Шэдоу». И это не говоря уже о различных перспективных автономных ударных системах, создаваемых в рамках программы «Боевые системы будущего». И слова о том, что «способы ведения войны на протяжении последних 50 лет никак не изменились» и «не было создано каких-либо прорывных технологий», звучат просто несерьезно.
По замыслам разработчиков Northrop Grumman Х-47В, внешне напоминающий стратегический бомбардировщик «стелс» В-2, должен стать платформой для отработки БЛА авианосного базирования. Начало летных испытаний намечено в ноябре 2009 года, с палубы авианосца – в ноябре 2011 года и будет приурочен 100-летию палубной авиации ВМС США. Предполагается, что первым авианосцем, с которого будут проведены первые взлеты и посадки БЛА Х-47В, станет CVN-75 «Гарри Трумэн».
Разработка Х-47В ведется в Northrop Grumman с апреля 2003 года, когда компания выиграла контракт ВМС США стоимостью 635,8 млн долларов на постройку двух летных прототипов. Однодвигательный беспилотный аппарат технологии «стелс» и схемы «летающее крыло» с максимальным взлетным весом 19000 кг, длиной 11,6 м и размахом крыла 18,9 м (больше, чем у F-18E/F Super Hornet) будет оснащен посадочными устройствами аналогично палубным самолетам катапультного старта. Консоли крыла – складные, 2000-кг боевая нагрузка размещается в двух внутрифюзеляжных отсеках. В качестве подвесного вооружения рассматриваются управляемые авиабомбы GBU-31/B JDAM и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность». Для увеличения дальности и продолжительности полета предусмотрено применение системы дозаправки топливом в воздухе. Максимальная скорость – околозвуковая, дальность полета без дозаправки – 6500 км, практический потолок около 12000 м.
Беспилотные летательные аппараты открывают новую эру в своей истории. БЛА повторяют путь, пройденный пилотируемыми самолетами. Еще сравнительно недавно, в начале 30-х годов, доля разведывательных самолетов в составе ВВС ведущих стран мира составляла больше половины от их совокупного авиационного парка. И недалек тот день, когда нынешние пропорции разведывательных и боевых беспилотных летательных аппаратов поменяются своими местами. Но эта тенденция, увы, не относится к российским БЛА. Российским вооруженным силам с их уровнем технологий боевые беспилотные системы класса X-47B, судя по статье на «Лента.Ру», нужны, видимо, как мертвому припарки.
Андриан Николаев
Militaryparitet.com