У побережья Гайаны в Южной Америке обнаружено затонувшее судно с сокровищами. По сообщениям радиостанции «Эхо Москвы», стоимость находки оценивают в 3,5 миллиардов долларов.
Трюмы корабля, лежащего на глубине более двухсот метров, забиты золотом, платиной и алмазами. Это британское судно, которое во время Второй мировой войны потопила немецкая подлодка. Драгоценный груз, более полувека пролежавший на дне Атлантического океана, предназначался правительству Соединенных Штатов в качестве платы за ленд-лиз.
По данным британской прессы, владельцев ценностей может быть несколько: 500 кг алмазов принадлежали, по-видимому, Великобритании, а 10 тонн золотых слитков и 70 тонн платины – Советскому Союзу.
Помимо российского и британского правительства права на сокровища могут заявить и таможенники Гайаны, хотя корабль затонул в нейтральных водах. Его точное местоположение держится в строгом секрете – обнаружившая судно американская компания опасается многочисленных охотников за сокровищами.
Между тем, если все документы будут оформлены правильно, большая часть груза достанется американской компании, которая нашла его и собирается поднять на поверхность.
Вернут ли американцы России затонувшие сокровища стоимостью 4 миллиарда долларов?
Начало года ознаменовалось сенсационной находкой морских кладоискателей. На дне Атлантики, у южноамериканских берегов, обнаружен затонувший британский транспорт времен Второй мировой войны. Стоимость его груза, по предварительным оценкам, тянет почти на 4 миллиарда долларов!
В трюмах английского судна, потопленного в июне 1942 года фашистской субмариной в 40 морских милях (70 км) от побережья Гайаны, полно ящиков, забитых золотом, платиной и алмазами. Почти 500 кг драгоценных камней в 16 млн. карат, принадлежащих Великобритании, и 80 тонн золотых и платиновых слитков из активов Госбанка СССР. Ценности направлялись в Нью-Йорк. Это была оплата со стороны Великобритании и Советского Союза американской военной продукции, которую США поставляли союзникам по соглашению о ленд-лизе.
По соображениям секретности суда с таким грузом особо не охраняли, чтобы не выделить их из массы прочих. Транспорт, скорее всего, стал жертвой торпеды бродячего «морского волка» — германской подводной лодки U-87, охотившейся в то время на морских торговых путях вблизи Америки. Главной целью немцев были караваны с цинком и железной рудой. И вряд ли командир нацистской подлодки знал, какое богатство он отправляет на дно.
Сокровища обнаружила спустя 67 лет американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях. Судно с бесценным грузом лежит на глубине 250 метров. И это пока все, что компания сообщила прессе. Ни название транспорта, ни точное место его нахождения не разглашаются. Ему лишь присвоено условное имя «Голубой барон». Исследователи вскользь упоминают, что транспорт вышел из британского порта Данди, но по пути в США почему-то сделал огромный крюк, оказавшись у гайанских берегов.
Есть несколько мнений по поводу того, как на борту транспорта оказались сразу и английские алмазы, и советские драгметаллы. По одной из версий, и то и другое было доставлено на Альбион раньше: из Южной Африки и Мурманска. По другой — транспорт шел вовсе не из Англии, а из Персидского залива. Через Иран, оккупированный тогда странами антигитлеровской коалиции, слитки из СССР доставили в порт, где их забрал британский транспорт. По дороге он сделал остановку в южноафриканском Дурбане и загрузил на борт алмазы. А потом уж, с юга, направился в США.
Поднимать судно американцы собираются только после того, как определятся (и самое главное — договорятся между собой) все претенденты на клад. А их, как обычно в делах с потерянными драгоценностями, предостаточно.
Основными собственниками ценностей являются Британия и Россия (как правопреемница СССР). Потому что в соответствии с военными соглашениями правительства этих стран оставались формальными владельцами груза до тех пор, пока он не был оприходован казной США. Но теперь права на сокровища заявила и Гайана, хотя судно затонуло за границей ее территориальных вод. Оно вроде почти рядом, и бедным гайанцам жалко, что миллиарды от них уплывут.
Впрочем, внакладе не останется и американская поисковая компания. Ее представители дали понять: мол, что было, то быльем поросло, а клад нашли мы и поднимать его тоже будем сами, поэтому пожалуйте на бочку нашу весомую долю. А с помощью пронырливых юристов по морскому праву эта доля может вырасти до 90%.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В сентябре 1981 года британские водолазы подняли со дна Баренцева моря советское золото, также предназначавшееся американцам в счет оплаты по ленд-лизу. 471 слиток высшей, 999-й пробы общим весом 5,5 тонны вез британский конвойный крейсер «Эдинбург». Ящики с золотом хранились в самом защищенном месте корабля — в артиллерийских погребах, куда 2 мая 1942 года и попали две торпеды, пущенные с германских подлодок.
Разбросанный драгоценный груз поднимали в три этапа с глубины 250 метров. В оплату своих услуг Британия забрала 34 слитка. Остальные же вернулись в Казначейство СССР.
СПРАВКА «КП»
Что такое ленд-лиз
Программа ленд-лиза представляла собой систему, по которой США передавали своим союзникам по антигитлеровской коалиции боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье. Военное имущество оплачивалось сразу — полностью или частично. Гражданское — после войны на основе долгосрочных беспроцентных кредитов. Всего поставки по ленд-лизу составили около $50,1 млрд. Из них $11,3 млрд. пришлось на долю СССР.
Евгений БЕЛИКОВ — 28.01.2009
Комсомольская правда
Корабль-загадка. Обнаруженное у берегов Гайаны затонувшее судно с драгоценностями нуждается в идентификации
Говорить о претензиях России на часть ценностей с затонувшего в 1942 году у берегов Южной Америки судна, обнаруженного на днях американской компанией Sub Sea Research, пока преждевременно, считают и юристы, и историки. Для начала нужно идентифицировать находку, ведь американские искатели морских сокровищ по-прежнему скрывают название обнаруженного корабля с ценным грузом.
Более того, сегодня заведующий кафедрой отечественной истории Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова Михаил Супрун сказал, что пресса и общественность явно введены в заблуждение относительно того, что обнаруженное у берегов Гайаны судно перевозило алмазы и слитки драгметаллов, предназначенные в качестве оплаты СССР и Великобританией американских поставок по ленд-лизу. Как сказал М.Супрун, в 1942 году, т.е. к моменту затопления корабля, поставки по ленд-лизу осуществлялись «на бескредитной основе, то есть даром». Поэтому, заключает М.Супрун, скорее всего, речь может идти о другом судне, которое могло попасть к берегам Южной Америки не по северному маршруту /в рамках поставок по ленд-лизу/, а, например, через Персидский залив, через Басру, далее, огибая Африку и затем двигаясь в направлении США.
Это не единственное заявление М.Супруна, которое фактически перечеркнуло всю имеющуюся в СМИ информацию о затонувшем корабле с драгоценностями на сумму более чем в 3,5 млрд долл. Так, по словам М.Супруна, страновую принадлежность судна /ранее сообщалось, что оно принадлежит Великобритании/ еще нужно доказать. «Нужно поднимать архивы», — считает М.Супрун.
При этом он представил журналистам исторический экскурс, в частности, рассказав, что в первые годы Второй мировой войны существовало несколько морских и воздушных маршрутов в рамках программы по ленд-лизу. «Всего было восемь маршрутов: основной – северный морской путь, второй через Персидский залив. Третий морской маршрут проходил через Владивосток», — сообщил М.Супрун.
Принимающий участие в дискуссии о найденном корабле с драгметаллами президент Ассоциации международного права, судья Международного трибунала по морскому праву ООН Анатолий Колодин, в свою очередь, заявил, что прежде чем подходить к вопросу о «находке» с юридической точки зрения, а России предъявлять претензии на часть ценного груза с утонувшего судна, нужно внимательно изучить архивы и выслушать доводы историков, основанных на конкретных документах по этой теме. Тем не менее, А.Колодин также счел нужным пожурить прессу за то, что она вбрасывает в СМИ недостоверную информацию о найденном корабле, выдавая ее за сенсацию, а главное, ссылаясь при этом на самого А.Колодина.
«В прессе некоторая путаница. Заявляется о претензиях Гайаны на обнаруженные сокровища. Но это не так», — продолжает А.Колодин. По его словам, «судно обнаружено на глубине 250 м и у берегов Гайаны, а дальше делается вывод о том, что без согласия этой страны нельзя начинать процесс поднятия затонувшего судна. Но это неверно», — говорит А.Колодин. Судно обнаружено на расстоянии 40 миль от берегов Гайаны, продолжает он, а значит за пределами дна территориального моря Гайаны. Позиция этой страны в отношении событий вокруг корабля была бы важна, если бы судно затонуло на расстоянии не более 12 миль от берега. В нашем случае следует говорить о том, что «статус предметов, обнаруженных на дне открытого моря, просто говоря, ничейный». К примеру, в том случае, если речь идет об обнаружении природных ресурсов на дне открытого моря, то работает простой принцип — кто первый обнаружил находку, тот ее и присваивает. Но на культурные ценности эти правила не распространяются. «Поэтому американцы не могут претендовать на присвоение обнаруженных ими ценностей. И в суде им уже отказали», — уточнил А.Колодин.
Что касается возможных претензий России на найденные драгоценности, принадлежавшие СССР, то нет никакой правовой коллизии в том, что к настоящему моменту СССР больше не существует. «С 1991 года Россия является продолжателем, подчеркиваю, не правопреемницей, а продолжателем Советского Союза, то есть все права и обязанности СССР перешли к России», — говорит А.Колодин.
У вице-президента Ассоциации международного морского права, заведующей отделом международного частного морского права Института «Союзморниипроект» Ольги Кулистиковой также оказалась припасена интересная информация о корабле, обнаруженном у берегов Гайаны. «Во-первых, нужно установить флаг судна, на котором перевозилось имущество. Принадлежность корабля Великобритании окончательно не установлена», — говорит О.Кулистикова. Кроме того, продолжает она, «СССР мог заплатить дважды за поставки по ленд-лизу, если узнал, что корабль не дошел до адресата и был потоплен. Это вопросы к историкам». При этом О.Кулистикова призывает внимательно изучить принятую в мае 2007 г «Найробинскую международную конвенцию об удалении затонувших судов» и спроецировать положения этого документа на прецедент с найденным у берегов Южной Америки кораблем. Она также обращает внимание на то, что процесс поиска кладов на глубоководье сейчас становится очень актуальным по причине развития технологий в этой области. Морские глубины до сих пор могут хранить огромные запасы ценностей, и поэтому к процессу идентификации ценных находок должны подключаться не только российские юристы и историки, а представители власти, министерства.
Пока же, по словам, А.Колодина, например, МИД РФ считает историю с найденным кораблем у берегов Гайаны не более чем басней СМИ. Минтранс РФ также мог бы подключиться к этому вопросу, говорит А.Колодин. По его словам, Минкультуры также пока не проявляет интереса к этой истории с кораблем.
ПРАЙМ-ТАСС