25 лет со дня гибели легендарного летчика-испытателя А.В.Федотова

А.В.Федотов4 апреля 2009 года исполняется 25 лет со дня гибели в испытательном полете легендарного летчика-испытателя мировой известности, шефа-пилота ОКБ «МиГ» Героя Советского Союза Федотова Александра Васильевича.

Родные, близкие, друзья и соратники встречаются у памятника в Быково 4 апреля в 12.00.

И это все о нем:

0 комментариев для “25 лет со дня гибели легендарного летчика-испытателя А.В.Федотова

  1. admin

    Вспоминает бывший лётчик-инструктор Армавирского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков подполковник в отставке Роберт Семёнович Мамкин:

    Я держу в руках только что прочитанную книгу военного журналиста, бывшего летчика-истребителя Станислава Грибанова. Книга называется “ Время лётчика Федотова” она вышла в Москве в 2004 году и посвящена выпускнику Армавирского высшего военного авиационного училища лётчиков Александру Васильевичу Федотову, известность и слава которого давно перешагнули границы нашей великой авиационной державы. Его имя стало символом мужества и высочайшего профессионализма. В авиационном мире лётчик А.В. Федотов по-праву считается одним из самых выдающихся пилотов 20 столетия.

    Еще, будучи курсантом, в те самые годы, когда по неписаным мальчишеским законам нам всем суждено было “переболеть” любовью к авиации, услышал я одну, запавшую в память историю. На испытания новейшего истребителя в Англии был приглашён известный советский лётчик. После показательного полёта английский генерал поинтересовался у советского гостя, какое впечатление произвела на него боевая машина.

    — Я лётчик – улыбнулся тот. О самолёте могу говорить, когда попробую его в деле. Если позволите, прошу 10 минут на ознакомление с системой управления.

    — Вы берётесь взлететь через 10 минут на впервые увиденной машине – не скрывая своего удивления, переспросил английский генерал. Секундомеры в руках англичан щелчок за щелчком отсчитывают время. Семь, восемь, десять минут. Русский поднял руку над головой – знак, что известен лётчикам всего мира: “ Прошу взлёт ”.

    Через минуту после того, как самолёт был уже в воздухе, к генералу подбежал представитель фирмы. – Как Вы могли позволить русскому полететь на секретном самолёте?

    — Я был уверен, что он никогда не взлетит – сконфужено пожал тот плечами.

    Та давняя история с советским пилотом вспомнилась не случайно. Ведь А.В. Федотов вполне мог быть на месте того самого советского пилота, сумевшего, подобно легендарному Левше “ укротить “ очередную “ аглицкую блоху “.

    Сам факт этот в комментариях не нуждается, но вот обстоятельства, при которых я его вспомнил, заставили меня вернуться в своё далёкое прошлое, в пятидесятые годы уже ушедшего в историю 20 века. В то время я, лейтенант Роберт Мамкин служил в Армавирском военном авиационном училище лётчиком-инструктором, а курсант Саша Федотов был в моей лётной группе. Хорошо помню этого рослого, симпатичного юношу, помню, как мужал он от полёта к полёту, как одним из первых в моей группе вылетел самостоятельно на самолёте МиГ-15. После окончания училища он был оставлен в нём лётчиком-инструктором и в течение 5 лет уже сам учил курсантов.

    В 1958 году А.В. Федотов был принят в школу лётчиков-испытателей, после окончания, которой он оставался в этой профессии до 1984 года, до того рокового полёта 4 апреля, в котором погиб вместе со своим штурманом-оператором Валерием Зайцевым.

    За более чем 25 лет его работы испытателем в ОКБ А. Микояна я не раз встречался со своим бывшим воспитанником и после каждой такой встречи я снова и снова имел возможность видеть, каким недюжинным талантом обладал этот необыкновенный лётчик. Герой Советского Союза, “ Заслуженный лётчик-испытатель СССР”, лауреат Ленинской, и Государственной премий, шеф-пилот ОКБ им. А. Микояна — таким я знал Александра Васильевича. В его послужном списке 18 мировых рекордов по высшим авиационным достижениям. Гибель Федотова была величайшей утратой для нашей авиации. И не случайно в подзаголовке своей книги Станислав Грибанов написал: “ Мгновение жизни испытателя самолётов, который летал выше и быстрее всех на свете”, а Генеральный конструктор А. Микоян сказал о Федотове: “ Больше нет такого лётчика. И долго не будет…”.

    Я испытываю чувство величайшей гордости за то, что имел счастье близко знать этого выдающегося пилота. Его имя золотыми буквами навсегда вписано в историю прославленного Армавирского училища лётчиков. Он был образцом для многих

    Экипаж лётчика-инструктора Роберта Мамкина. Во-втором ряду в центре курсант Александр Федотов.

    Я испытываю чувство величайшей гордости за то, что имел счастье близко знать этого выдающегося пилота. Его имя золотыми буквами навсегда вписано в историю прославленного Армавирского училища лётчиков. Он был образцом для многих поколений его выпускников и остаётся им для тех, кто сегодня постигает тайны одной из самых прекрасных профессий – профессии военного лётчика-истребителя.

    Роберт Мамкин

  2. admin

    Следование наставлениям Александра Васильевича давало свои результаты. Учитель приучал к регулярным поездкам в КБ. У Федотова постоянным было серьезное и даже суровое требование – интересоваться всем новым, иметь глубокие знания и самолета, и техники вообще: что и как устроено, почему именно так устроено, что от чего зависит… Александр Васильевич всегда убеждал в необходимости знания глубинных процессов, происходящих в технике и ее системах. Причем не из бумаг и описаний, а из первых уст – от конструкторов и инженеров. Нам он говорил примерно так:
    – Когда я вылетаю на новом самолете…
    А поднимал Федотов практически все машины ОКБ, которые создавались в период его работы у «микояновцев».
    – Мне не нужно читать инструкцию. Потому что я работаю с конструкторами непосредственно и от них знаю, что и как работает. Инструкцию, конечно, читаю, чтобы знать, что там написано. Проверять, так ли написана инструкция, это тоже обязанность летчика-испытателя. А так, технику я знаю от конструкторов. И ты должен знать ее, прежде всего от конструкторов. Но от формального знания инструкции это тебя, естественно, не освобождает.

    Анатолий Квочур,
    Испытание себя

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *