95 лет со дня рождения летчика-испытателя Марка Лазаревича Галлая

М.Л.Галлай

М.Л.Галлай

16 апреля 2009 года исполняется 95 лет со дня рождения летчика-испытателя Марка Лазаревича Галлая. Он родился 16 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. Выбрал профессию, практически не задумываясь. Сам писал о том времени так: «В полном соответствии со стандартом, установившимся в мемуарной и биографической авиационной литературе, я «заболел» авиацией еще смолоду».

Среди «ступеней дела жизни» был Ленинградский институт инженеров ГВФ, Политехнический институт (отделение аэродинамики), аэроклуб при институте; ЦАГИ, где из работающих там летчиков, инженеров и техников стали готовить летчиков-испытателей. И, начиная с 1937 г., работа летчиком-испытателем. Еще в довоенные годы Галлай проводит ряд весьма сложных и рискованных летных испытаний, связанных с неисследованными или мало исследованными в авиации явлениями. В том числе первым в мире проводит испытания на «флаттер».

А потом – война. В июле-сентябре 1941г. Марк Галлай – летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г. Москвы), – совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов. Сбил самолет противника в самом первом бою над Москвой 22 июля 1941 года. Воевал на Калининском фронте. Совершил 28 боевых вылетов.

Ну а позже – работа в Летно-исследовательском институте. Увольнение в 1951 г. фактически по причине «пятого пункта» и возвращение на испытательную работу после смерти Сталина.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, 1 мая 1957 года Марку Галлаю было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1958 году он был уволен в запас в звании полковника, а через год в числе первых ему было присвоено звание заслуженного летчика-испытателя СССР.

Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве летными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других). Занимался научно-исследовательской работой в области динамики полета, стал доктором наук, получил звание профессора.

В 1960-1961 гг. – работал инструктором-методистом первого отряда космонавтов. Интересно, что именно Галлаю было поручено стать первым наставником будущих космонавтов по профессиональному обучению навыкам… космонавта. я».

В своей книге «С человеком на борту» М. Галлай описывал и тренировки, которые он проводил с космонавтами. В частности, с Ю.Гагариным. На тренажере, имитирующем кабину космического корабля «космонавт последовательно перечислял положение ручек, тумблеров, приборов». Потом инструктор (Марк Галлай) спрашивал: «К полету готовы? – Готов! – Ну, тогда давай, поехали!». Инструктор нажимал «Пуск», и вся сложная имитация полета приходила в действие. И в минуту старта, едва почувствовав движение ракет, космонавт, возможно и автоматически, воскликнул, вместо оставшегося на земле наставника, привычное «Поехали»!

Первым литературный талант М. Галлая открыл Александр Твардовский, ставший печатать его в журнале «Новый мир». Творчество Марка было связано только с авиацией. И, пожалуй, во многом его заслуга в том, что весь Союз открыл для себя мир неба, летных испытаний. Он сумел в своих книгах и талантливо передать документальные факты, ценнейшие для истории советской авиации, и создать яркие образы.

Среди его книг: «Испытано в небе (Записки лётчика-испытателя)», «Через невидимые барьеры», «Первый бой мы выиграли», «С человеком на борту», «Жизнь Арцеулова», «Третье измерение», «Полоса точного приземления», «Небо, которое объединяет», «Я думал: это давно забыто».

Марк Галлай был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», медалями.

Еще при жизни имя Марка Галлая было присвоено одной из малых планет. Совсем недавно на телеканале «Звезда» вышла программа «Дороже золота» о Марке Галлае, подготовленная студией «Крылья России».

Умер Марк Лазаревич Галлай 14 июля 1998 года и был похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
А 21 февраля 2006 г. была открыта мемориальная доска, в Москве, на доме №9 по улице Спиридоновка, где он жил и работал с 1978 по 1998 гг.

AVIA.RU

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *