Антирейтинг

За 105 лет, прошедших со времени первого полета братьев Райт, конструкторы создали огромное множество самолетов. Портал Wired.com составил десятку худших, которым лучше было бы остаться на бумаге.

Ту-144Д1. Рейтинг возглавляет советский «конкорд» — первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, первый полет которого состоялся в 1968 году. Он был невероятно быстрым, но его преследовали сплошные неудачи. За свою короткую жизнь Ту-144 пережил три аварии, включая кошмарную авиакатастрофу 1973 года. Самолет разбился во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже под Парижем. Тогда погибли все 6 членов экипажа. До своего окончательного списания в 1985 году Ту-144 использовался по большей части, как перевозчик почты.

(Ту-144 — Советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом Ту -144 является одним из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше Конкорда. Ту-144 стал также первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер и следующий символический рубеж 2 Мах. После двух крушений, одно из которых произошла на авиасалоне в Ле Бурже, эти самолеты были сняты с регулярных рейсов, а позднее один из Ту-144Д использовался в качестве испытательной лаборатории для NASA)

Comet2. Первый в мире коммерческий реактивный авиалайнер «Де Хевилланд Комет» (B.O.A.C. de Havilland Comet) совершил первый полет в 1949 году. Сегодня эту модель помнят, главным образом, по ужасающему количеству аварий — из 114 построенных лайнеров 13 разбились в лепешку.  (Де Хевилланд Комет: Первый в мире коммерческий реактивный авиалайнер, предназначенный для выполнения рейсов малой и средней протяженности. Опередив ближайших конкурентов на четыре года, Комета начал выполнять регулярные полеты в 1952 году, а впервые прототип самолета поднялся в воздух тремя годами ранее. В настоящее время самолет больше известен за принадлежащий ему своеобразный антирекорд безопасности: из 114 построенных Комет потерпели крушение 13. Расследование инцидентов показало, что причинами катастроф стали недоработки конструкции и усталость металла, из-за которых самолет буквально разваливался на части в воздухе)

H4 Hercules3. Транспортная летающая лодка Hughes H-4 Hercules была построена в компании Hughes Aircraft, руководимой легендарным богачом Говардом Хьюзом. Самолет мог бы стать идеальным военно-транспортным средством в войне против Гитлера, но его никак не могли окончательно доделать до самого конца Второй мировой. А после нее эта громада оказалась устарелой и никому не нужной. (Hughes H-4 Hercules «Spruce Goose»: Этот 136-тонный самолет, первоначально обозначенный как НК-1 и получивший неофициальное прозвище Нарядный гусь или Пижон, был самой большой когда-либо построенной летающей лодкой. К моменту окончания разработки стал полностью устаревшим. Геркулес, пилотируемый самим Говардом Хьюзом, совершил свой первый и единственный полет 2 ноября 1947 года, когда поднялся в воздух на высоту 21 метр и покрыл приблизительно одну милю по прямой над гаванью Лос-Анджелеса, после чего был отправлен на вечную стоянку в калифорнийский музей Лонг-Бич)

4. LWS-4 Zubr был бесполезным и уродливым. Он не только не мог летать с неубранными шасси, но и обладал удивительным корпусом, который мог развалиться на части без предупреждения. А что самое смешное — самолету было не по силам поднять в воздух груз больший, чем несколько ящиков с сигаретами. У польских ВВС во время Второй мировой войны оказалось на вооружении несколько самолетов этой модели, но никто из них так и не принял участия в боях. (LWS-4 Zubr: был бесполезен в той же степени, сколь и страшен на вид. Изначально разрабатывавшийся как пассажирский самолет, он был переквалифицирован в учебный бомбардировщик. Однако даже в этом качестве полеты на нем представляли серьезную опасность, поскольку из-за недочетов конструкции у него были проблемы с шасси. Кроме того, полезная нагрузка самолета из-за большого веса двигателя оказалась ничтожной. Ни один из этих самолетов так и не принял участие в боевых действиях во время Второй мировой войны)

Christmas Bullet5. Создатель Christmas Bullet («Рождественской пули») доктор Уильям Кристмас почему-то считал, что крыльям в самолетах не нужны опоры. В первом же полете в 1918 году «пуля» лишилась своих крыльев.  (Christmas Bullet: Разработчик этого самолета Вильям Кристмас убедил американских военных, что его детище сможет сыграть ключевую роль в операции по похищению кайзера Германии Вильгельма II. Однако полное отсутствие конструкторского опыта сыграло с Рождественской пулей злую шутку: конструкция самолета не предусматривала сколько-нибудь серьезной поддержки крыльев, и они просто отвалились во время первого испытательного полета, совершенного в 1918 году)

6. Несмотря на продвинутый дизайн и хвостовые турбовинтовые двигатели, Starship был слишком медленным и плохо управляемым. Он взмыл в воздух в 1989, но компании Beechcraft удалось продать всего несколько штук из 53 построенных самолетов. (Бичкрафт Старшип (он же — Бичкрафт 2000): Этот самолет, обладающий футуристическим дизайном и уникальными турбореактивными двигателями, был разработан Бертом Рутаном и производился под маркой корпорации Бичкрафт. Он мог стать настоящим прорывом в самолетостроении, но оказался слишком медленным, сложным в управлении и дорогим в эксплуатации. Коммерческое использование самолетов полностью провалилось. Всего было построено 53 самолета и лишь малую часть из них удалось продать. В 2003 году стало понятно, что самолет не пользуется спросом и не оправдывает расходов на него. Вследствие чего компания выкупила уже проданные экземпляры и прекратила выпуск новых моделей)

Hiller VZ-17. Летающая платформа Hiller VZ-1 неплохо смотрелась на бумаге. По концепции Чарли Зиммермана, этот аппарат должен был управляться при помощи «кинетического контроля» – повторения движений тела пилота. Минобороны США проект нравился до тех пор, пока он не был воплощен на деле: максимальная скорость платформы составляла всего 25 км в час. (Hiller VZ-1: Это был уникальный в своем роде летательный аппарата с вертикальным взлетом, поднимающийся в воздух посредством двух винтов и управляемый перемещением центра тяжести тела пилота, то есть обычными наклонами туловища. Разработка платформы для нужд ВМФ США началась в 1953 года, а первый полет она совершила уже в 1955-м. Небольшая скорость и слабая управляемость летающей сковородки привели к закрытию проекта в конце 50-х годов прошлого века)

8. Проект министерства обороны США по созданию штурмовика A-12 Avenger II запомнился невероятным перерасходом средств. Когда в 1991 году себестоимость каждого самолета достигла $165 млн, министр обороны Дик Чейни закрыл проект.  (A-12 Avenger II: Мститель разрабатывался как всепогодный палубный штурмовик-невидимка и призван был прийти на смену штурмовикам A-6 Intruder. Процесс разработки самолета был сопряжен с многочисленными трудностями, связанными в основном с композитными материалами, требующимися для его изготовления и радарной системой. Когда цена одного Мстителя выросла до 165 млн. долл., проект был закрыт )

Royal Aircraft B.E.29. У немецких асов времен Второй мировой войны не было никаких проблем с английском истребителем B.E.2, обладавшим никудышной маневренностью, слабым движком и стрелком, который перекрывал обзор пилоту. (Royal Aircraft B.E.2: Эти самолеты широко использовались британскими ВВС во время Первой мировой войны во всех качествах: от истребителей до разведчиков. Однако конструкция одномоторного и двухместного биплана обладала тремя серьезными недостатками. Первым из них стал маломощный даже по тем временам мотор, ограничивающий возможность использования самолеты в качестве бомбардировщика. Второй серьезной проблемой был ограниченный обзор из кабины пилота, который перекрывался верхним крылом биплана, а третьей — его нестабильное поведение в полете, требующее высоких навыков пилотирования)

10. Самый большой самолет из всех, когда-либо строившихся в США до появления H-4 Hercules — бомбардировщик Boeing XB 15 был таким тяжелым, что имел проходы и спальные места в крыльях. Но такой громаде требовался движок соответствующей мощности, а произвести его в 1937 году не смогла ни одна компания. При двигателях меньшей мощности XB 15 летал очень медленно. (Boeing XB 15: Тяжелый бомбардировщик XB-15 был самым большим самолетом, построенным для американских ВВС до момента появления Нарядного гуся H-4. Его разработка началась в 1934 году, чтобы просто изучить возможность создания тяжелого бомбардировщика с дальностью полета в 8 тыс. км. Размеры XB-15 были настолько велики, что экипаж мог свободно перемещаться внутри крыла для проведения мелких ремонтных работ и отдыха от полетной вахты. Последнее было совсем не лишним, поскольку технические возможности того времени позволяли преодолеть расстояние в 8 тыс. км лишь за несколько дней. Однако большому самолету требовались мощные двигатели. Во время первого испытательного полета в 1937 году самолет показал максимальную скорость в 320 км/ч и был отвергнут военными. Всю свою жизнь единственный XB-15 перевозил почтовые грузы )

3 комментариев для “Антирейтинг

  1. admin

    Не совсем понятен принцип составления Top10 худших самолетов. Ведь A-12 Avenger II, в отличие от других «участников» даже не был построен.

    Если говорить о бесполезности Ту-144, то она не больше, чем у знаменитого XB-70 Valkyrie. Этот стратегический 3-маховый бомбардировщик вдохновил американцев на создание 300-местного 3-махового сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). Но ни Boeing 2707, ни Lockheed L-2000 так и не были построены. Да и СПС-2, в отработке решений для которого послужил Ту-144ЛЛ (Ту-144Д 77114), остался в проекте.

    Ту-144 подвела прожорливость двигателей НК-144, но их развитие привело к созданию НК-25 и НК-32 для ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160. А разработка технологий использования теплостойких материалов помогла при создании «Бурана».

  2. admin

    Сегодня в программе «Авиаторы» :

    15 ноября, 23:30

    Нелетучие самолеты: есть ли такие вообще и где они летают?
    Рейтинг самых худших самолетов в истории воздухоплавания.

  3. Юрий

    Рожи бы им разбил за 144-й. У самих вообще ничего не вышло, а ещё гонят на кого то

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *