За 105 лет, прошедших со времени первого полета братьев Райт, конструкторы создали огромное множество самолетов. Портал Wired.com составил десятку худших, которым лучше было бы остаться на бумаге.
1. Рейтинг возглавляет советский «конкорд» — первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, первый полет которого состоялся в 1968 году. Он был невероятно быстрым, но его преследовали сплошные неудачи. За свою короткую жизнь Ту-144 пережил три аварии, включая кошмарную авиакатастрофу 1973 года. Самолет разбился во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже под Парижем. Тогда погибли все 6 членов экипажа. До своего окончательного списания в 1985 году Ту-144 использовался по большей части, как перевозчик почты.
(Ту-144 — Советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом Ту -144 является одним из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше Конкорда. Ту-144 стал также первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер и следующий символический рубеж 2 Мах. После двух крушений, одно из которых произошла на авиасалоне в Ле Бурже, эти самолеты были сняты с регулярных рейсов, а позднее один из Ту-144Д использовался в качестве испытательной лаборатории для NASA)
2. Первый в мире коммерческий реактивный авиалайнер «Де Хевилланд Комет» (B.O.A.C. de Havilland Comet) совершил первый полет в 1949 году. Сегодня эту модель помнят, главным образом, по ужасающему количеству аварий — из 114 построенных лайнеров 13 разбились в лепешку. (Де Хевилланд Комет: Первый в мире коммерческий реактивный авиалайнер, предназначенный для выполнения рейсов малой и средней протяженности. Опередив ближайших конкурентов на четыре года, Комета начал выполнять регулярные полеты в 1952 году, а впервые прототип самолета поднялся в воздух тремя годами ранее. В настоящее время самолет больше известен за принадлежащий ему своеобразный антирекорд безопасности: из 114 построенных Комет потерпели крушение 13. Расследование инцидентов показало, что причинами катастроф стали недоработки конструкции и усталость металла, из-за которых самолет буквально разваливался на части в воздухе)
3. Транспортная летающая лодка Hughes H-4 Hercules была построена в компании Hughes Aircraft, руководимой легендарным богачом Говардом Хьюзом. Самолет мог бы стать идеальным военно-транспортным средством в войне против Гитлера, но его никак не могли окончательно доделать до самого конца Второй мировой. А после нее эта громада оказалась устарелой и никому не нужной. (Hughes H-4 Hercules «Spruce Goose»: Этот 136-тонный самолет, первоначально обозначенный как НК-1 и получивший неофициальное прозвище Нарядный гусь или Пижон, был самой большой когда-либо построенной летающей лодкой. К моменту окончания разработки стал полностью устаревшим. Геркулес, пилотируемый самим Говардом Хьюзом, совершил свой первый и единственный полет 2 ноября 1947 года, когда поднялся в воздух на высоту 21 метр и покрыл приблизительно одну милю по прямой над гаванью Лос-Анджелеса, после чего был отправлен на вечную стоянку в калифорнийский музей Лонг-Бич)
4. LWS-4 Zubr был бесполезным и уродливым. Он не только не мог летать с неубранными шасси, но и обладал удивительным корпусом, который мог развалиться на части без предупреждения. А что самое смешное — самолету было не по силам поднять в воздух груз больший, чем несколько ящиков с сигаретами. У польских ВВС во время Второй мировой войны оказалось на вооружении несколько самолетов этой модели, но никто из них так и не принял участия в боях. (LWS-4 Zubr: был бесполезен в той же степени, сколь и страшен на вид. Изначально разрабатывавшийся как пассажирский самолет, он был переквалифицирован в учебный бомбардировщик. Однако даже в этом качестве полеты на нем представляли серьезную опасность, поскольку из-за недочетов конструкции у него были проблемы с шасси. Кроме того, полезная нагрузка самолета из-за большого веса двигателя оказалась ничтожной. Ни один из этих самолетов так и не принял участие в боевых действиях во время Второй мировой войны)
5. Создатель Christmas Bullet («Рождественской пули») доктор Уильям Кристмас почему-то считал, что крыльям в самолетах не нужны опоры. В первом же полете в 1918 году «пуля» лишилась своих крыльев. (Christmas Bullet: Разработчик этого самолета Вильям Кристмас убедил американских военных, что его детище сможет сыграть ключевую роль в операции по похищению кайзера Германии Вильгельма II. Однако полное отсутствие конструкторского опыта сыграло с Рождественской пулей злую шутку: конструкция самолета не предусматривала сколько-нибудь серьезной поддержки крыльев, и они просто отвалились во время первого испытательного полета, совершенного в 1918 году)
6. Несмотря на продвинутый дизайн и хвостовые турбовинтовые двигатели, Starship был слишком медленным и плохо управляемым. Он взмыл в воздух в 1989, но компании Beechcraft удалось продать всего несколько штук из 53 построенных самолетов. (Бичкрафт Старшип (он же — Бичкрафт 2000): Этот самолет, обладающий футуристическим дизайном и уникальными турбореактивными двигателями, был разработан Бертом Рутаном и производился под маркой корпорации Бичкрафт. Он мог стать настоящим прорывом в самолетостроении, но оказался слишком медленным, сложным в управлении и дорогим в эксплуатации. Коммерческое использование самолетов полностью провалилось. Всего было построено 53 самолета и лишь малую часть из них удалось продать. В 2003 году стало понятно, что самолет не пользуется спросом и не оправдывает расходов на него. Вследствие чего компания выкупила уже проданные экземпляры и прекратила выпуск новых моделей)
7. Летающая платформа Hiller VZ-1 неплохо смотрелась на бумаге. По концепции Чарли Зиммермана, этот аппарат должен был управляться при помощи «кинетического контроля» – повторения движений тела пилота. Минобороны США проект нравился до тех пор, пока он не был воплощен на деле: максимальная скорость платформы составляла всего 25 км в час. (Hiller VZ-1: Это был уникальный в своем роде летательный аппарата с вертикальным взлетом, поднимающийся в воздух посредством двух винтов и управляемый перемещением центра тяжести тела пилота, то есть обычными наклонами туловища. Разработка платформы для нужд ВМФ США началась в 1953 года, а первый полет она совершила уже в 1955-м. Небольшая скорость и слабая управляемость летающей сковородки привели к закрытию проекта в конце 50-х годов прошлого века)
8. Проект министерства обороны США по созданию штурмовика A-12 Avenger II запомнился невероятным перерасходом средств. Когда в 1991 году себестоимость каждого самолета достигла $165 млн, министр обороны Дик Чейни закрыл проект. (A-12 Avenger II: Мститель разрабатывался как всепогодный палубный штурмовик-невидимка и призван был прийти на смену штурмовикам A-6 Intruder. Процесс разработки самолета был сопряжен с многочисленными трудностями, связанными в основном с композитными материалами, требующимися для его изготовления и радарной системой. Когда цена одного Мстителя выросла до 165 млн. долл., проект был закрыт )
9. У немецких асов времен Второй мировой войны не было никаких проблем с английском истребителем B.E.2, обладавшим никудышной маневренностью, слабым движком и стрелком, который перекрывал обзор пилоту. (Royal Aircraft B.E.2: Эти самолеты широко использовались британскими ВВС во время Первой мировой войны во всех качествах: от истребителей до разведчиков. Однако конструкция одномоторного и двухместного биплана обладала тремя серьезными недостатками. Первым из них стал маломощный даже по тем временам мотор, ограничивающий возможность использования самолеты в качестве бомбардировщика. Второй серьезной проблемой был ограниченный обзор из кабины пилота, который перекрывался верхним крылом биплана, а третьей — его нестабильное поведение в полете, требующее высоких навыков пилотирования)
10. Самый большой самолет из всех, когда-либо строившихся в США до появления H-4 Hercules — бомбардировщик Boeing XB 15 был таким тяжелым, что имел проходы и спальные места в крыльях. Но такой громаде требовался движок соответствующей мощности, а произвести его в 1937 году не смогла ни одна компания. При двигателях меньшей мощности XB 15 летал очень медленно. (Boeing XB 15: Тяжелый бомбардировщик XB-15 был самым большим самолетом, построенным для американских ВВС до момента появления Нарядного гуся H-4. Его разработка началась в 1934 году, чтобы просто изучить возможность создания тяжелого бомбардировщика с дальностью полета в 8 тыс. км. Размеры XB-15 были настолько велики, что экипаж мог свободно перемещаться внутри крыла для проведения мелких ремонтных работ и отдыха от полетной вахты. Последнее было совсем не лишним, поскольку технические возможности того времени позволяли преодолеть расстояние в 8 тыс. км лишь за несколько дней. Однако большому самолету требовались мощные двигатели. Во время первого испытательного полета в 1937 году самолет показал максимальную скорость в 320 км/ч и был отвергнут военными. Всю свою жизнь единственный XB-15 перевозил почтовые грузы )
Не совсем понятен принцип составления Top10 худших самолетов. Ведь A-12 Avenger II, в отличие от других «участников» даже не был построен.
Если говорить о бесполезности Ту-144, то она не больше, чем у знаменитого XB-70 Valkyrie. Этот стратегический 3-маховый бомбардировщик вдохновил американцев на создание 300-местного 3-махового сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). Но ни Boeing 2707, ни Lockheed L-2000 так и не были построены. Да и СПС-2, в отработке решений для которого послужил Ту-144ЛЛ (Ту-144Д 77114), остался в проекте.
Ту-144 подвела прожорливость двигателей НК-144, но их развитие привело к созданию НК-25 и НК-32 для ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160. А разработка технологий использования теплостойких материалов помогла при создании «Бурана».
Сегодня в программе «Авиаторы» :
15 ноября, 23:30
Нелетучие самолеты: есть ли такие вообще и где они летают?
Рейтинг самых худших самолетов в истории воздухоплавания.
Рожи бы им разбил за 144-й. У самих вообще ничего не вышло, а ещё гонят на кого то