«Без тебя земля осиротела…»

С.Н.Мельников5 сентября ушел из жизни Сергей Мельников – Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ, ключевая фигура в российской палубной авиации…

Были проводы с высшими воинскими почестями, включая полёты на «бреющем» двух боевых «сушек» и МИГа при выносе и над кладбищем, прощальные залпы при погребении, некрологи в СМИ, воспоминания и скорбные речи в ДК «Стрела» и на поминках…

И все равно, не верится, что его нет. И уже нет сил и слов выразить боль утраты, но находятся силы и слова говорить о великом счастье встречи с таким человеком.

Мама Сергея русская, папа – белорус, он же считал себя одновременно и попеременно и белорусом и русским. И работал более чем за двоих. Поэтому сделал за свое короткое пребывание на земле, как говорится, «дай Бог каждому». Осознание этого еще впереди, равно как и понесенной нами потери, а также осмысление масштабов его жизни и деятельности.

Он многое умел делать отменно, по-настоящему, по-мужски: фантастически превосходно летал, любил стихи, стремительно спускался с крутых вершин на  горных лыжах и параплане, регулярно работал с детьми в школах, МАИ и МФТИ, интенсивно работал в Городском совете депутатов, легко общался с людьми любого возраста, острил, был очень интересным рассказчиком, с ним всегда было хорошо и уютно.

В нем удивительно сочетались высочайший профессионализм и лучшие, редкие человеческие качества: открытость и скромность, глубина и жизнерадостность. Еще много мог бы сделать он и в профессии, и для Отечества, города, и в жизни вообще.

Один из самых выдающихся летчиков в стране и мире, он единственный в мире совершил более 500 посадок на НИУТКу и более 200 посадок на палубу авианосца в открытом море, испытав себя и самолет во всех существующих природных условиях и вариантах. Сергей ко всему готовился серьезно – и к работе (всегда, например, досконально изучал любую произошедшую катастрофу), и к рождению сына. Сам принимал роды сына дома в ванну и сразу же увез его в Крым, начал плавать с ним в Форосе на 5-й день жизни Тимура, названного в честь своего самого близкого друга, не менее легендарного летчика, командира авиадивизии палубных летчиков, зам. главкома авиации флота России Тимура Апакидзе, сделавшего рекордное число посадок на авианосец.

Сергей жил в авиационном городе, воспитывался в авиационной семье, рос профессионально в ОКБ Сухого, был настоящим гражданином города, Страны, Планеты.

Отец Сергея, Николай Степанович Мельников, — доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, президент Международной Академии экологии сознания им. Пифагора, научный руководитель специальной летной подготовки летчиков-испытателей-космонавтов «Бурана», главным в своем сыне считает то, что Сергей был по-настоящему взрослым человеком:

«Взрослых людей на планете очень мало – это те, кто заботится не только о своей жизни, а думает о жизни всего нашего «шарика», о своей стране, как минимум. Мне, старшему, можно было учиться у него мудрости, самоотверженности и благородству, высокой гражданственности.

В нем удивительно сочетались неутраченное детство в его лучшем проявлении и взрослость мужа, отвечающего за всё.  Еще этим летом через всю Москву гонял на мотоцикле на работу в Жуковский. Как влюбленный в небо мальчишка, разрисовал свою машину … Никакая должность, звание, регалии и положение не убили в нем детского стремления к доброму и благородному. На свою депутатскую зарплату учредил он для лучших студентов МАИ и МФТИ персональную стипендию имени Н.Ф. Садовникова – своего кумира. Он — из тех счастливцев, которых детство не оставляет. К сожалению, наша жизнь такова, что в земных заботах человек очень быстро покидает детство, а настоящая взрослость так и не появляется. Люди в своих заботах о материальном благополучии теряют ответственность за свою страну, свое будущее и будущее своих детей и внуков.

С сыном ТимуромЯ глубоко уверен, что самое главное — сохранить то Божественное начало, с которым рождается ребенок. Привычки и стереотипы, семья, социум, школа «причесывают» его под общую гребенку. Но человек – Богоподобная сущность, мы это чувствовали и всегда старались не давить на ребенка родительским авторитетом. Когда он конфликтовал с учителями в школе, я, к сожалению, все же вставал на сторону учителей, но, к счастью, это не нарушало нашего духовного единства. Мы всегда  помнили, что в нашу семью пришла высокая Душа, которой нужно раскрыться не по нашим представлениям, а в соответствии с заложенным в ней потенциалом. Ее нельзя оценивать по общепринятым социальным предрассудкам. По мере возможности и нашего разумения мы старались изо всех сил оберегать сына от террора среды.

Мы, родители Сережи, познакомились на 1 курсе МАИ, оба работали в Его Величестве Летно-исследовательском институте, летчиков-испытателей знали не понаслышке, любили, восхищались ими. С самого раннего детства Сережи пространство нашего жилища регулярно заполнялось мужественными голосами и искристым юмором людей особой породы, именуемых летчиками-испытателями. К великому нашему несчастью многие из них в расцвете сил уходили в мир иной через наши сердца. Тем не менее мы смирились с несением очень тяжелого креста, выпадающего на плечи родителей, сыновья которых выбирают предельно опасную дорогу жизни. Мы никогда не считали детей своей собственностью, но лишь прониклись к Создателю благодарностью за то, что Он прислал к нам столь высокие Души и доверил нам принять главное участие в их земном становлении. Мы никогда не забывали об этом и старались как могли оправдать Его доверие, хотя и допускали при этом ошибки, осознание которых приходило потом. Нас удивляет и восхищает как не по возрасту мудро понимал и ценил нашу родительскую позицию Серёжа, о чём «проговорился» в одном из интервью с ним в газете «Жуковские вести» №9 от 27.02.97 «Полковник Северного флота»: «Родители с пониманием отнеслись к моему выбору, но не смогли скрыть своей радости, когда в первый раз я не поступил в ЕВВАУЛ и вынужден был по их стопам поступить в МАИ».

Жизнь человека, её качество, ценность, содержание и смысл измеряются не количеством прожитых лет, а величиной содеянного и, прежде всего, во Славу Божию, степенью самореализации полученного от Творца Дара в его главном предназначении. А оно состоит в творении Красоты, которая есть ни что иное, как низведение в материальный мир Божественного Разума, содержательными составляющими которого являются Истина, Добро, Любовь, Мудрость, Мужество, Свобода, Самостоятельность, Гармония, Соразмерность. Именно об этом говорил Преподобный Серафим Саровский: «Цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святаго». Озабоченный этой целью, смыслом своей жизни человек становится Воином Света в противостоянии всеразрушающей энтропии, или князю тьмы, или антихристу, что одно и то же. Стяжающий Дух Святый становится его проводником в мире сём и облагораживает своими спасительными вибрациями других людей и окружающее пространство. Чувствительные сердца воспринимают их на подсознательном уровне и тянутся к таким людям, которые своими делами, мыслями, чувствами, словами и поступками утверждают Славу Божию, привносят Его Свет, Царствие, Волю и Силу.

Об этом намекал Серёжа, говоря о своём друге и старшем товарище Викторе Пугачёве в «Вестнике авиации и космонавтики» №4, 2000, стр. 72 и других выступлениях по радио и телевидению.

По-крупному люди делятся на 3 категории: творцы, воины и торговцы. Серёжа был, есть и будет одновременно и творцом и воином. Его творческий дар проявился и находил себе применение все 23 года работы в лучшем конструкторском бюро мира – ОКБ П.О.Сухого. Особенно ярко его талант и творца и воина был востребован в двух крупнейших эпохальных событиях:

Взлет с авианосца— спасение корабельной авиации после развала СССР и «бегства» авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» из Крыма на Север, в Баренцево море, г.Североморск, где по общепринятым канонам продолжение испытаний и полёты со взлётом и посадкой на корабль были просто невозможны. Без всякого преувеличения смеем утверждать, что Сергей был ключевой фигурой среди тех легендарных лётчиков и других творцов-подвижников, которые опровергли каноны и сотворили невозможное,

— работа с конструкторами и учёными над проектом нового корабельного самолёта Су-33КУБ в качестве ведущего лётчика и участие в первом подъёме этого самолёта вместе с В.Г. Пугачёвым.

Наблюдая за взлётом и посадкой Сергея в условиях Севера, потрясённый увиденным современный бард, он же полковник Генштаба, М.Калинкин создал песню «Серёга», где есть такие слова:

Сквозь нашей жизни безнадёги
Над суетой и чепухой
Взлетает Мельников Серёга
И самолёт его Сухой.

Желанно очень для любой серьёзной нации,
Что по земле шагает собственной дорогой,
Иметь немного корабельной авиации
И мужиков таких, как Мельников Серёга».

О Сергее Мельникове уже начата книга, ее пишут его отец, сестра и дочь – кровно связанные с ним родные, которые страдают от этой потери больше всего. Я уверена, что она необходима очень многим людям. Удивительно, как в потрясенном сознании отца могли родиться следующие строки, частично произнесенные на прощании в ДК «Стрела».

Впервые в небо улетел без самолёта,Авианосец
Оставил на земле аэроплан,
Творцом ты срочно призван для чего-то,
Ему вдруг там стал нужен твой талант.

И Он забрал тебя в Свою Обитель,
Где нету тьмы. Есть только яркий Свет.
Тебя найдёт достойный там Учитель,
На все вопросы даст тебе ответ.

Здесь на земле вопросов слишком много.
Зачем всё это? Делать надо что?
Князь мира переходит всем дорогу.
Мир Божий превращается в ничто.

Знать воцарилась тьма на очень долго,
Коль Воин Света на другой уходит фронт.
Когда же вновь придёшь сюда, Серёга,
Чтобы восполнить нанесённый нам урон?

Ведь без тебя земля осиротела,
Так не хватает здесь таких людей.
Здесь прозябает всё: Душа и тело,
Лишённые Божественных идей.

Густая тьма спустилась на Отчизну,
Зловещий бал свой правит повсеместно,
По Духу Русскому она готовит тризну,
Как трудно жить здесь праведным и честным.

Кто защитит детей и внуков наших,
Чтоб сохранить в них совесть, ум и честь.
И кто заменит слишком рано павших,
Ведь на Руси подвижников не счесть.

Святая Русь, что с Белою в союзе,
Здесь нам помогут, грешным на земле.
Ты больше там им оказался нужен
В решении насущнейших проблем.

Дух Воинства пополнишь ты, мы знаем.
Хранители там очень как нужны,
Их поступью живёт земля родная,
Пока мечи не вложены в ножны.

Всегда на высоте, любимый наш Серёжа.
Твой острый ум с закалкою бойца
В небесной битве с тьмой тебе поможет
Свой долг святой исполнить до конца.

Ольга Карелина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *