Летчикам–героям удалось посадить самолет на разбитую полосу почти вдвое короче обычной.
— Что сказать? Так и напишите — повезло мужикам, в рубашке родились! Ну и сами они герои, это уж без дураков! – чувствуется, что опытный диспетчер Сыктывкарского аэропорта, рассказывающий «Комсомолке» о форс-мажорной ситуации, до сих пор под впечатлением от происшедшего. Еще бы – случай с посадкой борта Полярный – Москва в Коми вышел, мягко сказать, не рядовой даже для бывалых пилотов .
Утром 7 сентября на заброшенную взлетно-посадочную полосу Ижемского аэродрома в экстренном порядке приземлился самолет Ту-154М авиакомпании «Мирный». Лайнер совершал рейс из Полярного (Якутия) в Москву, в аэропорт Домодедово, но в пути у него отказала навигационная техника ( позже появилась информация, что у лайнера еще полностью отказала система электроснабжения и насосы, «качающие» керосин из топливных баков ). Пилотам пришлось срочно искать посадочное место. «Подвернулся» райцентр Ижма на севере Коми, где в советские времена была взлетно-посадочная площадка. Теперь самолет в Ижемском аэропорту (хотя это громкое название) — редкий гость. В последние годы оттуда вылетают разве что вертолеты, и то редко. Неудивительно, что спасительная для борта полоса оказалась короче, чем нужно большому лайнеру для нормальной посадки.
В Коми создали комиссию для расследования ЧП, а к самолету отправились представители транспортной прокуратуры, УФСБ, МЧС и следственно-оперативная группа.
— Для такого лайнера нормальная длина полосы должна быть не меньше 2 километров, а они посадили самолет на 1200 метрах! Да на какой полосе — заброшенной, разбитой! Это фантастика! — восхищается коллегами диспетчер.
Как тут не вспомнить легендарный фильм «Экипаж»! Там командиру, герою Георгия Жженова, приходится поднимать самолет с такой же короткой полосы, героически управлять самолетом и, несмотря ни на что, счастливо посадить борт в Москве…
Очевидцы экстренной посадки рассказали «Комсомолке», якутский борт кружил на Ижемой около получаса (по данным местного МЧС, экипаж трижды пытался зайти на посадку) сжигая топливо, а затем начал снижаться…
Когда спасительная полоса кончилась, экипажу и пассажирам снова повезло: машина выкатилась к лесочку, и неизвестно, как бы закончилась посадка, будь там взрослые и мощные деревья. А так – росли молодые сосенки, вреда самолету не причинившие. Удача!
Судьбу неисправного самолета будут решать власти Якутии, а пока его опечатали и выставили охрану.
Если бы дело было ночью, считают опытные летчики и диспетчеры, опрошенные «Комсомолкой», то никакой фарт бы не помог. Жертвы были бы наверняка. А так – все замечательно, никто серьезной травмы при аварийной посадке не получил. Кстати, к месту происшествия к этому времени уже подъехали машины скорой помощи и МЧС. Но помощь медиков 72 пассажирам и 9 членам экипажа не понадобилась, никто не пострадал.
— Люди говорили, что экипажу аплодировали, конечно, — рассказывает нам Игорь Олесов, директор районного дома культуры (по совместительству- спортивного комплекса), где после ЧП разместили людей и героев-пилотов. – Но так выглядят все неплохо. Мы тут всех встречали, я лично не видел, чтобы кто-то там плакал или смеялся, как часто после стресса, в истерике бывает. Летчики утром сразу медкомиссию проходили, я с ними тоже немного общался. Физически и психически все у них вроде в порядке. Да им даже психологов из МЧС не вызывали!
Командир героического экипажа Евгений Новоселов.
А пассажиры, похоже, так легко отошли от стрессовой посадки, что, попав волею судьбы в таежную Коми, решили не чураться простых человеческих радостей. Как сообщали корреспонденты агентства «Комиинформ», народ после посадки потянулся в ближайший лесок за грибами!
Всех летевших злополучным рейсом на несколько часов разместили в спорткомплексе. Потом пассажиров и экипаж вертолетами МИ-8 стали переправлять в Ухту – город, откуда они смогут вылететь в Москву. Судьбу неисправного самолета будут решать власти Якутии, а пока его опечатали и выставили охрану. Днем 7 сентября в Коми создали комиссию для расследования ЧП, а к самолету отправились представители транспортной прокуратуры, УФСБ, МЧС и следственно-оперативная группа.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Нам стали известны имена членов экипажа, пилоты которого героически посадили самолет на заброшенную взлетно-посадочную полосу в Ижме:
Новоселов Евгений Геннадьевич — командир экипажа
Ламаков(Ламанов) Андрей Александрович — второй пилот
Талалаев Сергей Владимирович — штурман
Каримов Рафик Ахметнурович — бортинженер
Дмитриев Николай Юрьевич — бортпроводник
Дмитриева Елена Федоровна — бортпроводник
Разумова Елена Владимировна — бортпроводник
Выродов Василий Георгиевич — бортпроводник
Низамов Рифкат Гальмутдинович — бортпроводник
Мастерство пилотов, совершивших аварийную посадку в Ижме, спасло 72 жизни…
Вероника МОРОХИНА, Дарья МУРАТШИНА, Катерина КЛЕПИКОВСКАЯ
KP.md
«Герои, я считаю»
Замначальника летного испытательного центра ВВС прокомментировал аварийную посадку Ту-154 в Коми
«Если все живы и здоровы, то их надо обнять и расцеловать нежно. Я считаю, это верх мастерства», – прокомментировал действия пилотов аварийно севшего Ту-154 замначальника Государственного летного испытательного центра ВВС заслуженный летчик-испытатель Герой России Игорь Маликов.
Росавиация не исключает, что пилоты, посадившие Ту-154М в Коми после отказа бортового оборудования, могут быть представлены к наградам.
Самолет аварийно сел на военном аэродроме «Ижма», не приспособленном для посадки самолетов такого класса, и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, остановившись на опушке молодого соснового леса. Никто не пострадал.
Газета ВЗГЛЯД обратилась к замначальника летного испытательного центра ВВС РФ заслуженному летчику-испытателю Герой России полковнику Игорю Маликову с просьбой рассказать об особенностях и опасностях посадки в таких условиях.
ВЗГЛЯД: Игорь Иванович, как бы вы оценили действия экипажа Ту-154?
Игорь Маликов: Садиться на короткую полосу – это, конечно, безрассудство. Но если у них отказали системы, если это могло повлечь за собой катастрофическую ситуацию, то они просто молодцы. Если все живы и здоровы, то их надо обнять и расцеловать нежно. Я считаю, это верх мастерства.
ВЗГЛЯД: Длина взлетно-посадочной полосы на аэродроме Ижма составляет 1300 метров. Возможна ли на ней посадка самолета Ту-154?
И. М.: Ту-154 ни в коем случае не уместится в полосу такой длины. Ему 2500 хватает еле-еле.
ВЗГЛЯД: Шансов остаться на ВПП в данном случае не было?
И. М.: Да это вообще невозможно. То, что они выкатились за полосу, – это нормальные последствия в таких условиях.
ВЗГЛЯД: Насколько сложно посадить самолет с неработающими бортовыми электросистемами?
И. М.: Если самолет старый, то электроника не оказывает очень сильного влияния на системы управления, они, как правило, механические. А на современных самолетах типа А-330, А-340 все системы электронные. Помните, в Атлантике упал самолет, в который ударила гроза? Электронную систему управления можно сделать хоть десятикратно резервируемой, но все равно – ударила гроза, компьютеры сошли с ума, и самолет стал неуправляемым.
На Ту-154 отказ электроники не мог существенно повлиять на систему управления. Но он мог повлиять на расход бака, его выработку и т. д. Если летчики приняли решение садиться – они в соответствии с инструкцией делали правильно и грамотно, они понимали, что за этим будет стоять. Поэтому они потенциально герои, я считаю.
ВЗГЛЯД: Сообщается, что после отказа электросистем топливо в двигатель подавалось исключительно из расходного бака вместимость чуть больше трех тонн…
И. М.: Для Ту-154 этого мало. Крайне мало, это почти аварийная остановка.
Они просто герои, они сделали свое дело очень грамотно и четко.
ВЗГЛЯД: В начале прошлого года в США пилот Челси Салленбергер посадил А-320 с отказавшими двигателями на водную поверхность Гудзонского залива, теперь его считают национальным героем. Уместно ли здесь проводить аналогии с посадкой, которую совершили пилоты Ту-154?
И. М.: И правильно его считают национальным героем. Помню, нам еще в училище инструктора объясняли, что керосин легче, чем вода, и если ты мягко и грамотно сел на воду, то самолет – гражданские самолеты герметичные – будет болтаться на воде еще где-то два с половиной часа. Подъехали катера, всех забрали. Все правильно сделал. Конечно, он национальный герой. А сравнивать действия этого пилота и экипажа Ту-154 не только можно, но и нужно.
ВЗГЛЯД: Сейчас следствие и прокуратура выясняют обстоятельства случившегося. Есть ли, на ваш взгляд, вероятность, что какую-то ответственность за летное происшествие могут возложить на экипаж?
И. М.: Навряд ли. Думаю, что не могут.
8 сентября 2010, 21:50
Текст: Роман Крецул
Аварийно севший в Ижме самолет Ту-154 выкатили из леса
Ту-154, аварийно севший в Ижме, выкатили из леса на взлетно-посадочную полосу аэропорта. Специалисты «Мирнинского авиапредприятия» проверили систему торможения и управления самолета. Как сообщил РИА Новости представитель авиакомпании «АЛРОСА», после заключения специальной комиссии, которая оценит состояние лайнера, планируется провести необходимый ремонт и будет принято решение о дате взлета.
Самолет Ту-154М 7 сентября в 07.55 мск произвел вынужденную посадку в аэропорту «Ижма». Он направлялся из аэропорта «Полярный» (Якутия) в московский «Домодедово». По данным Росавиации, в полете на высоте 10,6 тысячи метров отказала радиосвязь, а также навигационное оборудование и системы электропитания. Аэропорт Ижмы, куда с третьей попытки вынужденно приземлился самолет, был не приспособлен для эксплуатации тяжелых воздушных судов типа Ту-154. После посадки и пробега по взлетной полосе лайнер выкатился за ее пределы на 200 метров.
На борту находились девять членов экипажа и 72 пассажира, в результате происшествия никто не пострадал.
Как сообщил представитель Росавиации, причиной возникновения аварийной ситуации при вынужденной посадке Ту-154М в Ижме стали технические неполадки бортовых аккумуляторов. Авиапредприятие намерено отремонтировать самолет и продолжить его эксплуатацию.