Воронежскому Ан-148 присвоили имя погибшего летчика-испытателя

Вдова и дети Юрия Зубрицкого – у лайнера, названного в его честь. Фото: Игорь Стрюк «Yuri Zubritsky»  — так теперь называется третий пассажирский лайнер Ан-148-100Е, сделанный в Воронеже для местной авиакомпании  «Полет»  еще в прошлом году. Заказчик не смог расплатиться сразу, и самолет задержался в заводском ангаре до траурной даты: 5 марта 2011-го аналогичная машина разбилась в Белгородской области во время учебно-тренировочного полета. Погибли все шесть членов экипажа во главе с заслуженным летчиком-испытателем РФ Юрием Зубрицким.

Расследование комиссии Минпромторга тогда показало, что при выполнении стандартного задания авиаторы (за штурвалом был пилот из Мьянмы) из-за недостоверных показаний скоростемерного приборов непреднамеренно ввели Ан-148 в режим экстренного снижения. Машина начала разрушаться и рухнула.

Летчиков похоронили с почестями, родным выплатили компенсации. Изменили инструкцию по выполнению полетов на Ан-148. Производство новейших региональных лайнеров на воронежском авиазаводе (ОАО «ВАСО») продолжается. И вот теперь на борт одного из них нанесли имя аса, в буквальном смысле отдавшего жизнь испытаниям этой машины. Зубрицкий налетал на Ан-148 почти 300 часов и считал его очень удачным: «Хорошая авионика, большой прочностной резерв, большой запас энергоемкости двигателей и других систем». Сорок из своих 60 с небольшим лет Юрий Павлович посвятил небу. С середины 1990-х испытывал все новые лайнеры воронежского производства, в том числе «президентские» Ил-96. А до того «облетывал» все головные самолеты семейства Ил-76 в Ташкенте. В 2005-м стал кавалером орденом Мужества за испытание авиатехники с риском для жизни.

Крушение Ан-148 серьезно нарушило производственные планы «ВАСО»: строили самолет взамен разбившегося, ждали реакции заказчика (республика Мьянма хотела купить два борта в спецверсии, но заморозила контракт), искали нового… В 2012 году предприятие надеется сдать в товарном виде уже не 12 таких машин, а семь. Плюс один лайнер Ил-96-300 и 20 самолетокомплектов для Sukhoi SuperJet.

По итогам прошлого года убытки завода уменьшились до полутора миллиардов рублей (в 2010-м было 2,4 миллиарда). Для их дальнейшего сокращения, согласно программе Объединенной авиастроительной корпорации (главный акционер «ВАСО»), предстоит, в частности, избавиться от непрофильных активов: на продажу выставлен стадион «Буран», здания поликлиники, бывшего детсада и подросткового клуба «Березка». Кроме того, предприятие ведет оптимизацию штатного расписания. Инженерно-техническим специалистам, которые были востребованы на стадии разработки Ан-148, сейчас — при налаживании серийного производства — предлагают другие должности.

Справка «РГ»

Ан-148 — ближнемагистральный самолет, рассчитанный на перевозку 65-85 пассажиров на расстояния до 4,4 тысячи километров. Модель разработана украинским АНТК имени Антонова при участии российских проектировщиков. Серийное производство ведут заводы в Киеве и Воронеже. Судно отвечает всем международным требованиям по безопасности и экологичности, приспособлено для эксплуатации на грунтовых аэродромах. Ан-148-100В летают под маркой авиакомпании «Россия» около двух лет, с осени 2011-го регулярные рейсы совершают два Ан-148-100Е авиакомпании «Полет».

Ирина Манаева
«Российская газета»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *