«БУРАН»: не два, не полтора, ни одного?!

«Буран» на Пушкинской набережной. Сентябрь 2011 г. Фото Богдана Л.М.Прошедший в августе МАКС-2011 по воздействию на российское общество был сродни праздновавшемуся 50-летию первого полёта человека в космос. Во всяком случае, по шлейфу впечатлений, отзывов, неприятных и неудобных моментов, включая погоду, он быстро заставил забыть о гагаринском юбилее. Один из таких неудобных моментов связан с демонстрацией на авиасалоне образца орбитального корабля ««Буран»».

Дело в том, что «Буран» оказался не совсем готовым к показу публике. «Не совсем» – это мягко сказано. Корабль сиротливо стоял вдали от остальной техники, имея прекрасный вид издали. Но дотошные посетители не поленились дойти до него и обойти кругом. Открывшееся зрелище стало началом очередного витка страстей вокруг нелегкой судьбы советского челнока: с невидимой большинству посетителей стороны «Буран» оказался не укомплектован – с «дыркой» в носу, без стоек шасси (присутствуют лишь технологические стойки, предназначенные для перевозки), элевонов и других элементов конструкции, и без традиционного бело-чёрного одеяния. Справедливости ради следует добавить, что окраска поверхности «Бурана», выполненная с показушной стороны, тоже не соответствует реалиям.

Интернет вздрогнул: как такое могли показать миру?!

Экскурс в историю.

В 70-х – 80-х годах прошлого века в рамках программы «Энергия — «Буран»» изготовлялось, в общей сложности, 5 летных образцов орбитального корабля, не считая 8 объектов, на которых проводились всевозможные испытания. Надо сразу же оговориться, что упомянутые 13 экземпляров выполнялись по единой конструкторской документации, только в различной комплектации, в зависимости от назначения. На момент закрытия программы «Энергия – «Буран»» объекты находились в разной степени готовности: от полностью выполнившего свою задачу первого летного корабля1.01до хвостовой части фюзеляжа – объект0.15.Третий летный корабль2.01,привезённый в июне2011 г. в г. Жуковский, в момент прекращения работ был готов не более чем на 50%.

Дальнейшую роль в его судьбе сыграли «лихие 90-е». «Буран» некоторое время стоял в 111-м корпусе Тушинского механического завода. Но помещение сдали в аренду под производство одноразовых шприцев. Идеально чистое помещение подходило для этого как нельзя лучше. Мешавший объект переместили в корпус 112, являющийся аналогом МИКа орбитального корабля на Байконуре, а рядом фасовали майонез…

Тем временем в числе арендаторов появилась фармацевтическая фирма «СИА Интернейшнл». Она быстро набирала силу: производство расширялось, и вместо одного корпуса фирма расположилась в большинстве помещений соседствующих НПО «Молния» и Тушинского завода. Дошло даже до того, что «Молния» стала должником своих арендаторов. Нонсенс! Но в 1990-е годы подобные пируэты можно было наблюдать нередко.

Вскоре то ли в уплату долга, то ли из других соображений генеральный директор НПО «Молния» А.С. Башилов совершил сделку с генеральным директором «СИА Интернейшнл Лтд» И.Ф. Рудинским, в результате которой «право собственности на Комплектующие перешло от Продавца к Покупателю». Красивое наименование «третий летный корабль» в договоре купли-продажи превратилось в уничижительное даже для бюрократического языка «Комплектующие».

Разбираться в тонкостях этой сделки и её правомерности не мое дело, но Покупателю не особенно и нужен был этот корабль. Иначе, зачем его вывезли на причал Химкинского водохранилища и на несколько лет там просто забыли?

Возрождение.

Третий лётный корабль в г. Жуковском в момент покраски. 20 октября 2011 г. Снимок из архива ЛИИ.Но всё однажды кончается, и кому-то (по всей видимости, руководству Международного авиационно-космического салона) пришла, наконец, в голову достойная мысль вернуть «Буран» к жизни. В ночь на 23 июня 2011 годана барже, движущейся при помощи двух буксиров, по Москве-реке орбитальный корабль ««Буран»» доставили в Жуковский. Миру было объявлено, что его приведут в порядок и покажут на МАКСе. Показали…

Любую благую идею можно испортить безграмотным воплощением. Из того, что увидели посетители авиасалона в действительности, сам собой следует вывод, что за реализацию амбициозного плана взялись некомпетентные люди. Прежде чем рекламировать свои намерения, необходимо было оценить степень сохранности объекта, объём восстановительных работ, сроки, стоимость и т.д. Может быть, устроители авиасалона пытались сэкономить на такой экспертизе? Очень может быть. Экономия оказалась себе дороже – поднявшийся скандал едва ли можно окупить несостоявшимися затратами на специалистов.

Мне абсолютно понятна реакция руководителей МАКСа на ажиотаж вокруг «Бурана» – они, что называется, не просчитали последствия, поэтому не обсуждают данную тему с посторонними и отключают телефон при одном только упоминании о «Буране». Но что делать? Из создавшегося положения надо было выбираться и, по возможности, с наименьшими потерями.

Разные люди вкладывают в эту формулировку разный смысл. В качестве решения проблемы кому-то из причастных (то ли так называемым владельцам «Бурана», то ли авиасалону) пришла в голову мысль во спасение, которую ни умной, ни достойной не назовёшь, и которая также свидетельствует о нежелании работать со специалистами.

Эту мысль утрированно можно выразить так: в Москве в Парке Горького стоит ещё один «Буран», который руководство Парка потребовало убрать с Пушкинской набережной. Вот и задумали они освободить Москву от ненужной ей проблемы и переправить корабль в Жуковский, чтобы использовать для ремонта того экземпляра, который у них есть.

О «Буране» в Парке Горького мне приходилось писать совсем недавно (см.: «Калининградская правда» от23 августа2011 г., «Правда» от9 сентября2011 г.). По свежим впечатлениям разберёмся, что собираются «пустить на запчасти».

Челнок был установлен в Парке в октябре1993 г. в качестве центрального объекта культурно-образовательного комплекса «Космос – Земля». В течение нескольких лет этот комплекс работал и радовал посетителей Парка возможностью прикоснуться к теме орбитального полёта и пройти через некоторые ощущения, испытываемые космонавтами на орбите. Впоследствии по «традиционным» для 1990-х причинам «Космос – Земля» прекратил своё существование, но «Буран» остался цел и невредим, если не считать повреждений теплозащитного покрытия, имевшегося на левом крыле и балансировочном щитке. Тем не менее, корабль на Пушкинской снаружи полностью укомплектован и покрашен, в отличие от своего собрата в Жуковском, который после августовского скандала на днях наспех покрасили. Но даже в таком виде он «не дотягивает» до гордой красоты «москвича». Пусть читатель сам убедится в сказанном, взглянув на фото. И вот это сокровище, этот «летучий корабль» приговорили к демонтажу!

Едва ли найдётся хозяин, который купит машину на ходу, чтобы пустить её на «комплектующие» для ремонта своей поломанной. При этом стоит поразмыслить, что значит распилить (разобрать) «Буран» для каких бы то ни было целей. Говорить об этом стоит уже потому, что мысль «распилить» стала в России за последние десятилетия уж очень привычной. Вот и гибнут под ковшами бульдозеров цвет и гордость нашей истории: лучшие самолёты (вспомним о судьбе Ту-154 на ВВЦ), космические аппараты и ракеты (в цехах РКК «Энергии» несколько десятилетий «валялись» два «Восхода», которые в2003 г. были сданы в утиль). Примеров таких, к сожалению, множество. И именно «традиционность» уничтожающих решений наводит на мысль о вероятных причинах подобного подхода к проблемам сохранения наследия.

Но вернёмся к «Бурану». Что там можно демонтировать? Судя по всему, для «Бурана» в Жуковском требуются углеродные носки крыла и фюзеляжа, аэродинамический имитатор хвостового блока ОДУ, элевоны и стойки шасси, створки РН-ВТ. Все остальное без этих элементов будет шокировать публику Парка так же, как это уже случилось на МАКСе. Тогда авторам подобной идеи остается одно – распродажа «ущербного» «Бурана» частями или списание в металлолом. И, учитывая габариты, вывоз остатков может быть произведён только водным путем.

Напрашивается вопрос: деятели, «положившие недобрый глаз» на объект Пушкинской набережной, обладают хоть каплей разума? Или они лукавят и истинной целью имеют именно уничтожение уникального корабля? Тогда, с учётом огромных затрат, необходимых на какие-либо действия по отношению к «Бурану», возникает следующий вопрос: кто заказчик уничтожения отечественных раритетов?

Известно и другое, менее радикальное мнение. Руководство Парка просто намерено избавиться от «Бурана» любым путем. Но тем, кто знаком с деталями очень непростой и дорогостоящей инженерной операции по доставке в 1993 г. «Бурана» на Пушкинскую набережную, понятна угроза демонтажа без возможности последующего восстановления, то есть по сути утилизации.

Очень хочется думать, что проблема объясняется недопониманием вопроса устроителями МАКСа. Тогда остаётся надежда, что данные деятели одумаются раньше воплощения своих намерений, а, прозрев, привлекут к руководству восстановлением третьего летного корабля и другими подобными проектами именно специалистов. Если остудить горячие головы и поразмыслить, то окажется вполне реально не сделать один корабль за счёт уничтожения другого, а восстановить и дать достойную жизнь обоим. При этом каждый объект должен оставаться там, где стоит сегодня.

«Буран» на Пушкинской набережной – это уже бренд Парка Горького, и никакого другого места для него ни искать, ни добиваться не нужно. Необходимо только восстановить там культурно-образовательную составляющую, ради которой в 1993 году была организована данная площадка.

Третий летный корабль, волею судьбы занесённый в Жуковский, должен быть восстановлен с привлечением специалистов. Для решения такой задачи есть достаточно возможностей. В первую очередь, на мой взгляд, стоит обратиться к создателям «Бурана», в НПО «Молния». К сожалению, именно НПО «Молния» продало в своё время оба корабля в частные руки, и именно на нём поэтому лежит часть ответственности за судьбу «Буранов». Осознание этой ответственности должно подвигнуть руководство предприятия поспособствовать приведению «Буранов» в подобающий вид. Там, наверняка, сохранились архивы в достаточном объёме. Наличие конструкторской и производственной документации позволит изготовить чертежи имитаторов недостающих элементов к планеру, а затем и сами эти элементы. И именно такое решение является единственно приемлемым.

Любовь ВЕРШИНИНА

1 комментарий для “«БУРАН»: не два, не полтора, ни одного?!

  1. Бахаудин

    Хочется поставить к стенке…
    Хоть кого-нибудь, для острастки.
    Неужели ЭТО возможно и это происходит с нами?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *