Генпрокуратура РФ развеяла бытующий миф о том, что российская пассажирская авиация в последнее время стала опаснее африканской из-за проблем с техникой. Самолеты в России разбиваются в основном из-за ошибок авиаперсонала при организации и выполнении полетов, сообщила начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генпрокуратуры РФ Елена Глебова в интервью журналу «Прокурор».
Из-за ошибок летчиков и наземных служб в стране происходит около 80% авиакатастроф, отметила Глебова в интервью, опубликованном в среду на сайте Генпрокуратуры.
— Россия по катастрофам обошла Конго и Индонезию
В этой связи транспортные прокуроры провели проверку образовательных учреждений гражданской авиации и учебных центров. Результаты оказались неутешительными: «Существовавшая система присвоения квалификации авиационному персоналу и допуска его к деятельности не отвечала требованиям воздушного законодательства РФ и международных стандартов. К полетам допускались лица, не имеющие необходимой летной практики», — сказала начальник управления.
Кроме того, в учебных заведениях, где готовят летчиков, недостаточная материально-техническая база, не хватает необходимых кадров. Повсеместно недостает преподавателей, нет нужного количества самолетов и тренажеров. Изрядная часть учебного авиапарка находится в неисправном состоянии, отметила представительница Генпрокуратуры.
Плюс 20 тысяч нарушений и резкий рост числа инцидентов в небе
Также в интервью Елена Глебова подтвердила подозрение в том, что число инцидентов с самолетами в России в последнее время заметно выросло. По итогам прошлого года количество происшествий в авиационной отрасли увеличилось сразу в полтора раза, а число нарушений закона — на 20 тысяч (всего же — более 144 тысяч нарушений), приводит данные «Интерфакс».
Если в 2010 году было зафиксировано 24 авиационных происшествия, то в 2011 году — уже 34, указала Глебова. Год начался с того, что в январе произошло возгорание Ту-154Б компании «Когалым Авиа» в аэропорту Сургут, из-за которого погибли три человека. Лишь недавно следователи назвали причину инцидента, в ходе которого едва не пострадали музыканты поп-группы «На-На».
В июне 2011 года под Петрозаводском упал Ту-134 компании «РусЭйр»: тогда погибли 47 человек. Выжившая стюардесса рассказала, что за штурвалом в момент трагедии не было командира. Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), штурман воздушного судна был пьян, но рухнул самолет не из-за этого.
Но больше всего российское общество потрясла авиакатастрофа под Ярославлем, где в сентябре 2011 года при взлете из аэропорта «Туношна» разбился Як-42 с хоккейной командой «Локомотив». Выжил в итоге лишь один человек — бортинженер Александр Сизов. Эксперты МАК в своем отчете указали, что во время взлета один из пилотов по ошибке жал на тормоз — авиатор находился под действием запрещенного препарата.
Прокуратура занимается владельцами упавшего под Тюменью ATR-72
«Сейчас разбился ATR-72, в связи с чем транспортные прокуроры проверяют исполнение законодательства о безопасности полетов ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и службами аэропорта «Рощино», — сказала начальник управления Генпрокуратуры по поводу крушения под Тюменью.
После таких трагедий транспортные прокуроры, по ее словам, «что называется, с особым пристрастием проводят масштабные проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации воздушного и водного транспорта, соблюдения прав пассажиров».
Расследование катастрофы под Тюменью продолжается, МАК пока не обнародовал окончательных выводов. Однако промежуточные итоги расследования указывают на то, что самолет был обречен из-за обледенения. В день катастрофы стояла плохая погода, но ATR-72 по какой-то причине не обработали антиобледенительным составом. Кто именно в этом виноват — командир экипажа или наземные службы — также пока не сообщается.
Newsru
«Генпрокуратура констатирует уже давно всем известные факты»
В 80% случаев причиной авиакатастроф в России становятся ошибки летчиков и наземных служб, заявили в Генпрокуратуре. Внезапный всплеск внимания властей к этому вопросу, вероятно, связан с предстоящим назначением нового министра транспорта, рассуждают эксперты.
80% авиакатастроф в России происходят по вине летчиков и наземных служб. Такие цифры озвучили в Генпрокуратуре. Как заявила начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте Елена Глебова, число авиаинцидентов за год увеличилось сразу в полтора раза. Это вполне закономерная ситуация: летчикам не хватает тренировок и знаний техники пилотирования, заявил «Коммерсантъ FM» пилот-инструктор Александр Лавриков.
«Обыкновенная заученность, слабая натренированность. На тренажерах в полетах мало летали ребята. Общий уровень знаний авиатехники, аэродинамики стал гораздо ниже. Как можно больше должны тренироваться летчики. В нынешней системе летчики как бы находятся с козырями в руках. Некоторые, мне так кажется, бравируют тем, что в свое время стали командирами, но дальше многие не занимаются своим повышением знания техники, аэродинамики, пользуются тем старым багажом, который когда-то у них был», — пояснил Лавриков.
Аналитик, главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров считает, что заявления прокуратуры о росте числа авиапроисшествий имеют вполне определенные мотивы.
«Генпрокуратура констатирует уже давно всем известные факты. И очень жаль, что наша власть с таким большим опозданием подмечает то, что уже давно происходит в отрасли. Есть некое подозрение, что появление подобного отчета Генпрокуратуры именно сейчас, в преддверии предстоящей дележки в министерстве портфелей, объяснимо именно предстоящими переназначениями министров, и, в частности, министра транспорта», — подчеркнул Гусаров.
В России за последний год произошло несколько резонансных авиакатастроф из-за ошибок авиперсонала.
В апреле 2010 года во время посадки на аэродром «Смоленск-Северный» потерпел крушение самолет Ту-154 польских ВВС. В катастрофе погибли все находившиеся на борту — 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в их числе — президент Польши Лех Качиньский, известные польские политики, почти все высшее военное командование. Из результатов расследования, проведенного Международным авиационным комитетом, следует, что катастрофа произошла из-за неправильных действий экипажа и психологического давления на него. Польская комиссия, расследовавшая этот эпизод, также посчитала ошибочными действия российского диспетчера, следившего за полетом.
В июне 2011 года при заходе на посадку неподалеку от аэропорта «Бесовец» под Петрозаводском потерпел крушение самолет Ту-134 авиакомпании RusAir. В результате погибли 47 из 52 находившихся на борту человек. Причиной трагедии стала ошибка командира воздушного судна. Он при заходе на посадку полностью доверился штурману, находившемуся в легкой степени алкогольного опьянения.
Ранее британские эксперты составили рейтинг стран по количеству авиакатастроф. Россия по этому показателю стала лидером, обойдя даже куда менее развитые Конго и Индонезию.
Елена Гуткина
Коммерсантъ