Столетний юбилей ВВС России должен стать одним из самых заметных событий этого лета. Авиационный праздник в подмосковном Жуковском в августе 2012 года наверняка соберет огромное количество авиационных специалистов, журналистов и зрителей. Но юбилей это еще и повод вновь оценить перспективы развития ВВС на ближайшие годы
От сохранения численности – к росту потенциала
14 июня на посвященном предстоящему юбилею совещании на 393-й авиабазе в Кореновске, Краснодарский край, президент России Владимир Путин вновь назвал планируемые параметры пополнения ВВС, назвав, в том числе, и объемы финансирования.
Расходы на содержание и обновление техники ВВС в текущем десятилетии должны составить более 4 триллионов рублей, или примерно 20% от общей суммы в 20 триллионов, которые планируется израсходовать в рамках Госпрограммы Вооружения на 2011-20 годы.
На эти средства ВВС и ПВО должны получить более 1000 вертолетов, более 600 самолетов, 56 дивизионов зенитно-ракетной системы С-400, 10 дивизионов перспективной системы С-500, и значительное количество другой боевой и вспомогательной техники, включая беспилотные летательные аппараты. Выполнение этих поставок в полном объеме, в сочетании с ремонтом и модернизацией существующей техники, позволит в целом сохранить численность этого вида вооруженных сил. Считая суммарно новые и модернизированные машины, в составе ВВС в случае полной реализации госпрограммы, будет насчитываться не менее 1300 вертолетов, более 1000 самолетов, более 100 дивизион зенитно-ракетных систем большой дальности.
В принципе эти цифры не слишком отличаются от того, что есть сегодня, однако возможности российской военной авиации должны качественно измениться. В первую очередь, реализация госпрограммы позволит резко увеличить способность авиации поддерживать действия флота и сухопутных войск независимо от погоды и времени суток: практически все самолеты и вертолеты заказываемые в рамках Государственной программы вооружений (ГВП) имеют оборудование, позволяющее действовать ночью и в плохую погоду, и использовать высокоточное оружие.
При этом само оружие тоже не забыто: многократный рост заказов на авиационные средства поражения, основным производителем которых сегодня является корпорация «Тактическое ракетное вооружение», должен обеспечить боевые самолеты ракетами и бомбами нового поколения.
Особенно это касается перспективного истребителя пятого поколения Т-50, который должен начать поступать в части во второй половине текущего десятилетия. Под новый истребитель уже разрабатывается целое семейство средств поражения, приспособленных для размещения во внутренних отсеках. При этом новые ракеты и бомбы смогут применяться и с самолетов предыдущего поколения.
Дальняя перспектива
Даже полное выполнение параметров ГПВ, а надо отдавать себе отчет, что полным оно, в силу проблем с промышленным развитием, не будет, позволит лишь сохранить численность ВВС. При всех улучшенных характеристиках новых и модернизированных машин, этого мало: территория России слишком велика, а потенциальный объем задач, в том числе далеко за пределами воздушных границ РФ, достаточно велик.
При этом никакие характеристики не позволят самолету быть в двух местах одновременно. Гнаться за полноценным прикрытием всего периметра границ при этом бессмысленно, но ВВС должны иметь достаточно сил, чтобы своевременно отреагировать на угрозу с любого направления, перебросив туда укомплектованные нужной техникой авиачасти и подразделения ПВО.
Для реализации этих возможностей поставки новой техники в ВВС должны продолжены и после 2020 года. Сохранение поставок в объемах ГПВ-2020 позволит, во-первых, практически полностью заменить технику советской постройки, а во-вторых, увеличить численность ВВС примерно до 1500-1600 вертолетов и 1300-1500 самолетов всех классов.
С учетом полного перевооружения ВВС на технику 4++ и 5 поколения это обеспечит им указанные выше возможности. Единственными ветеранами советских времен в составе ВВС к тому времени останутся бомбардировщики дальней авиации, а также некоторые транспортные и специальные самолеты.
О необходимости обновления Дальней авиации, Владимир Путин не забыл, уделив внимание перспективному стратегическому бомбардировщику, о котором все чаще говорят в прессе.
«Предстоит развернуть работу над новым перспективным комплексом дальней авиации (ПАКДА). Знаю, насколько это затратно, сложно, задача нелегкая, но нужно начинать эту работу: если мы своевременно не начнем, мы можем упустить время«, — заявил президент России.
Глава государства подчеркнул, что «бесконечно продлевать сроки использования и эксплуатации имеющейся техники невозможно». «Необходимо, тем не менее, модернизировать стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС», — отметил он.
Путин напомнил также о том, что для этих самолетов уже разработана новая крылатая ракета воздушного базирования. Очевидно, имеется в виду ракета Х-101/Х-102 увеличенной дальности полета, варианты которой отличаются обычной и ядерной головными частями.
Праздник без коммерческой составляющей
Главной темой совещания, однако, оставался юбилей ВВС. Граждане России, особенно жители Москвы и области, уже привыкли к проводящемуся по нечетным годам авиасалону «МАКС». 2012 год – четный, но в субботу и воскресенье 11-12 августа этого года в подмосковном Жуковском будет на что посмотреть.
Гвоздем шоу станет предельно насыщенная летная программа. Свое мастерство перед зрителями продемонстрируют военные и гражданские пилотажники из России, США, Великобритании, Франции, Италии, Турции и других стран. Зрители увидят не только современные самолеты и вертолеты, но и машины-ветераны, включая как реплики, так и отреставрированные самолеты времен Второй Мировой войны. Ожидается широкое представительство как российских, так и международных реставраторов.
В отличие от традиционных «МАКСов», основой которых является все же деловая составляющая – производители и покупатели авиационной техники и сопутствующих товаров и услуг изучают друг друга и заводят нужные знакомства – юбилей августа 2012 года должен стать чистым торжеством авиации, напоминающим по атмосфере прежние воздушные парады над Тушинским аэродромом. Двухдневное зрелище такого рода наверняка войдет в мировую историю авиации, как один из самых впечатляющих праздников.
Илья Крамник