В штопоре

100 лет ВВС России: Последствия разрушительных 1990-х

После распада СССР в 1991 году начался упадок российских ВВС. Весь европейский контингент войск СССР в срочном порядке был отозван, а затем произошло разделение вооруженных сил между Россией и 14 независимыми государствами. В результате ВВС России унаследовали только около 40 процентов от общего количества самолетов и вертолетов ВВС СССР. На протяжении кризисных 1990-х годов разработок и закупок в интересах войск не велось. Последствия этого ощущаются и сегодня, и выправить положение будет теперь очень сложно.

Гибель авиации

Предчувствия грядущего кризиса появились в конце 1980-х годов. Хотя поставки новых самолетов и вертолетов в войска осуществлялись в колоссальных по современным меркам количествах (по разным данным, от 120 до 160 самолетов в год), уровень подготовки пилотов начал снижаться. Средний налет летчиков резко сократился; практически не осуществлялось скоординированное командование войсками, дислоцированными в позиционных районах в Европе, включая Германию.

В 1991 году начался массовый отзыв войск из Германии, Чехословакии, Венгрии и Монголии. Часть техники переводилась в Белоруссию, Россию и на Украину. При этом технику, которую по каким-либо соображениям забрать не удавалось, либо бросали, либо передавали новым независимым властям бывших советских республик. Так, Украина получила 19 бомбардировщиков Ту-160, один из которых был передан в музей, десять — уничтожены при финансовой поддержке США в качестве обеспечительной меры по сокращению стратегических наступательных вооружений, а оставшиеся восемь — переданы России в 2001 году в счет уплаты задолженности за поставки газа.

Из Германии СССР вывел 620 самолетов и 790 вертолетов; из Чехословакии, Монголии и Венгрии — 350 самолетов и 364 вертолета. Под политическим давлением США распадающийся СССР покинул аэродромы на территории Кубы (самолеты на них не базировались, однако площадки находились в состоянии готовности для использования в качестве аэродромов подскока на случай войны с противником по «холодной войне»), а также почти полностью свернул военное присутствие во Вьетнаме, где базировалась смешанная группировка ВМФ и ВВС.

Полный вывод войск завершился в 1994 году. После окончательного раздела вооруженных сил количество самолетов в составе ВВС России составило около четырех тысяч единиц — второй после ВВС США показатель боевой численности воздушных войск. При этом Россия стала единственным на постсоветском пространстве государством, располагающим стратегической авиацией. Управление войсками стало рассредоточенным. Ситуацию усугубляло тяжелое экономическое положение, ставшее причиной значительного сокращения финансирования Вооруженных сил.

Вследствие этого началась деградация летного состава. Так, если в 1989 году общий налет ВВС СССР составил около 680 тысяч часов, то уже к 1998 году этот показатель сократился до 132 тысяч часов. Средний налет на летчика составлял, по разным данным, 15-40 часов в год, при том что для поддержания навыков пилотажа необходим ежегодный налет по меньшей мере в сто часов. Для сравнения, средний годовой налет пилотов ВВС США в 1990-х годах составлял 270-280 часов (в настоящее время этот показатель составляет около 200 часов).

Обслуживание имеющейся авиационной техники также почти полностью прекратилось. В частности, в 1990-х годах практически ни один из истребителей МиГ-29 не прошел даже планового ремонта. В 1992 году начался период массового списания устаревшей авиационной техники; в результате основными боевыми самолетами ВВС России стали бомбардировщики Ту-22М, Су-24М, Ту-95 и Ту-160, разведчики Су-24МР и МиГ-25, штурмовики Су-25, истребители Су-27 и МиГ-29, а также истребители-перехватчики МиГ-31. Численность ВВС и авиации ПВО сократилась с 281 до 102 авиационных полков.

В 1995 году произошла полная остановка серийного производства самолетов и вертолетов для российских ВВС, хотя на экспорт техника по-прежнему производилась. Так, в 1992 году ВВС получили 67 самолетов и десять вертолетов, в 1993 году — 17 самолетов и 19 вертолетов, а в 1995 году — только 19 вертолетов. На новом этапе реальные закупки техники начались только в 2002-2003 годах, а масштабные — в 2005-м.

В 1994 году фактически распадающиеся ВВС России вступили в первую чеченскую кампанию, завершившуюся в 1996 году. Благодаря летному опыту, полученному еще при СССР, потери российской авиации были сравнительно невелики. Так, за четыре года войны в Чечне ВВС потеряли 23 вертолета, включая девять транспортно-боевых Ми-24, а также семь боевых самолетов, в том числе пять штурмовиков Су-25. Одну из основных угроз для авиации представляли переносные зенитные ракетные комплексы, которые легко маскировались в условиях городской застройки Грозного. Положение также осложнялось отсутствием опыта ведения боевых действий в условиях чеченского климата и рельефа.

Процесс деградации грозил стать необратимым. За первые десять лет после распада СССР летчики теряли квалификацию, а конструкторские бюро — кадры. В 2008 году Александр Зелин, занимавший тогда должность главкома ВВС России, заявил о критическом состоянии военно-воздушных сил. В частности, рассматривался вопрос о списании почти всех истребителей МиГ-29, составляющих треть истребительного авиационного парка России и не проходивших своевременного ремонта.

В ноябре 2011 года правительство России утвердило федеральную целевую программу «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года». Согласно документу, в ближайшие десять лет под нож должны пойти 1973 самолета и вертолета.

На флаттере

В начале 2000-х годов после стабилизации политической и экономической ситуации ВВС России вступили в период улучшения. Если в 2000-2004 годах средний налет российских летчиков составлял около 20 часов в год, то к концу 2006 года этот показатель составил 40 часов, а к концу 2007 года — 65 часов. При этом наибольший показатель налета пришелся на пилотов Дальней авиации, возобновившей патрулирование удаленных регионов России с базовых и оперативных аэродромов. В 2007 году средний показатель по ДА составлял 120 часов в год на летчика.

В 1990-х годах произошло расформирование большого числа радиотехнических частей, в результате чего нарушилось сплошное радиолокационное покрытие территории России. Это осложняло не только контроль воздушного пространства, но и обеспечение наблюдения за полетами собственной авиации. В середине 2000-х годов началось восстановление радиолокационного поля. К 2009 году такое покрытие было полностью восстановлено на северо-западе России.

Увеличение финансирования оборонной отрасли позволило возобновить ряд замороженных после распада СССР проектов. В частности, развитие получил проект истребителя пятого поколения. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50) совершил первый полет в январе 2010 года. В настоящее время в программе летных испытаний самолета принимают участие три прототипа, на одном из которых проверяется работа новой радиолокационной системы с активной фазированной антенной решеткой и оптико-электронным комплексом. Войсковые испытания Т-50 начнутся в 2013 году, а в 2015 году стартуют серийные поставки истребителя в ВВС.

Для Дальней авиации КБ «Туполева» ведет разработку Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА), создание которого завершится к 2020 году. Новый дальний стратегический бомбардировщик поступит на вооружение ВВС России в 2025 году и в перспективе полностью заменит устаревшие Ту-95МС и Ту-160. На вооружении самолета будут стоять модернизированные версии современных стратегических ракет Х-555 и Х-102, а также новые типы таких боеприпасов. Упор в разработке нового самолета и перспективных средств поражения делается, в частности, на технологию малозаметности, которая позволит эффективно преодолевать эшелонированные системы противовоздушной и противоракетной обороны.

В 2008 году российская авиация приняла участие в пятидневной войне с Грузией. Несмотря на общее улучшение состояния российских ВВС, непродуманное командование, отсутствие надежных средств связи, а также общая несогласованность действий привели к ряду потерь авиационной техники. При этом следует отметить, что в целом ВВС России с поставленными задачами справились, хотя в случае более масштабного конфликта перечисленные выше упущения могли бы привести к совершенно противоположному результату.

В целом за пять дней в Грузии ВВС потеряли по меньшей мере пять самолетов (эти потери подтверждены документально): один бомбардировщик Ту-22М3, один Су-24, два штурмовика Су-25 и один Су-25СМ. В конфликте с российской стороны принимали участие вертолеты Ми-8 и Ми-24, а также стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160, осуществившие несколько пусков крылатых ракет Х-555 и Х-101 в неядерном оснащении. Они позволили уничтожить ряд важных инфраструктурных объектов и нарушить управление и связь грузинских вооруженных сил, находившихся в зоне вооруженного конфликта.

В 2008-2009 году прошла очередная реформа Военно-воздушных сил, направленная на создание четырех командований ВВС и ПВО, которые в 2010 году вошли в состав четырех новых военных округов. Так, 1-е Командование ВВС и ПВО входит в состав Западного военного округа, 2-е — Центрального военного округа, 3-е — Восточного военного округа, а 4-е — Южного военного округа. В конце 2008 года Госдума России одобрила замену опознавательных знаков ВВС России с красных пятиконечных звезд на красные пятиконечные звезды с окантовкой из синей, белой и красной полос. В марте 2010 года этот вариант утвердило правительство России.

Также правительство РФ утвердило государственную программу вооружения на 2011-2020 годы с объемом финансирования на уровне 23 триллионов рублей (20 триллионов рублей — на модернизацию Вооруженных сил и три триллиона — на модернизацию оборонно-промышленного комплекса и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Согласно документу, ВВС России должны до 2020 года получить 1500 новых самолетов и вертолетов, а также провести практически полную модернизацию имеющейся техники.

В настоящее время на вооружении российских ВВС стоят свыше четырех тысяч единиц самолетов и вертолетов, а также еще около 900 единиц техники находятся на хранении. По количественному составу военно-воздушные силы уступают только ВВС США. На их вооружении стоят около 5400 самолетов и вертолетов, включая 1289 таких аппаратов в составе ВВС Национальной гвардии. В настоящее время объемы закупки военной техники для ВВС России соответствуют уровню закупок 1990 года.

Несмотря на выделение финансирования на ВВС, полное восстановление норм налета и модернизация авиапарка произойдут еще не скоро. Катастрофические последствия 1990-х годов Военно-воздушные силы будут ощущать по меньшей мере пару десятилетий. В значительной степени восстановление ВВС будет зависеть от скорости восстановления и модернизации оборонно-промышленного комплекса, пока еще не способного обеспечить достаточно серьезные темпы ежегодного производства авиационной техники. Кроме того, предприятиям фактически заново необходимо накапливать авиастроительный опыт, утраченный в 1990-2005 годах.

Василий Сычев
Лента.Ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *