Российские моряки ищут средства на спасение легендарной советской субмарины
Не позднее конца текущего года должна быть утилизирована легендарная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». Такое решение принято в Объединенной судостроительной корпорации. Все просьбы, ходатайства моряков – действующих и вышедших в запас, в отставку — к руководству Минобороны и власти остались без внимания.
«В связи с отсутствием денег на восстановление лодки», как говорится в решении корпоративщиков, а также из-за того, что стапельная площадка завода «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область), на которой она хранится, срочно потребовались под другой проект, её просто уничтожат.
Это печальная новость просто ошарашила тех, кто не один год бился за «Ленком». За отслужившую своё, давно не отвечающую «духу времени», мешающуюся «под ногами», но ставшую в свое время на нашем флоте тем, чем был для космической отрасли «Восход-1» с Юрием Гагариным – первой отечественной атомной субмариной, более чем достойным и своевременным ответом американцам на их АПЛ «Наутилус».
Корабль оказался столь удачным, что на его основе была построена серия из 12 лодок по улучшенному проекту 627А (код НАТО — November). Эти лодки первыми в советском ВМФ участвовали в походах подо льдами Арктики; в групповом походе под водой через Атлантический и Тихий океаны протяженностью более 20000 миль…
Когда в 1991 году «Ленинский комсомол» вывели «по возрасту» из состава ВМФ РФ, сразу заговорили о том, что он должен стать музеем. «Распилить» было бы очень просто и категорически неправильно», — говорил, помнится, вице-адмирал Валентин Селиванов, в то время командир Ленинградской военно-морской базы. В том числе и с его помощью удалось добиться, чтобы «до окончательного решения», лодку поставили в док Гремихи (пункт базирования кораблей Северного флота).
С тех пор, вот уже больше двадцати лет, вопрос о том, станет ли «Ленком» музеем, всё обсуждался, но – никак не решался.
Если К-3 утилизируют, это будет настоящей трагедией для нас, подводников-североморцев, — сказал «СП» Михаил Солдатов, капитан 1-го ранга запаса. – Были же вполне реальные предложения о доставке её в Петербург. Мы бы здесь своими силами привели её в порядок, насытили экспонатами. Это был бы лучший в мире музей атомного подводного флота, я уверен в этом! Но нас, похоже, просто не захотели услышать.
Два года назад, казалось, услышали. Министерство обороны приняло решение о том, что «первую атомную подлодку К-3 «Ленинский комсомол» утилизировать не будут». Моряки передавали друг другу ксерокс соответствующего приказа, подписанного лично министром А. Э. Сердюковым, и радовались, как дети.
К тому времени К-3 стояла уже не в Гремихе, а в Снежногорске, на территории завода «Нерпа». И не на стапеле, куда поначалу была доставлена. А на открытом воздухе. Как объясняло руководство завода, «предприятие несёт большие затраты по содержанию лодки на стапеле. Нехватка мест для других заказов сдерживает выполнение производственной программы, что не может не сказаться на финансовом положении завода».
«Нам мокнуть не привыкать», — шутили моряки, воодушевленные обнадеживающим приказом МО РФ. Тем более что вслед за ним пришла весть из Мурманска. Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко, выступая на торжествах по случаю Дня моряка-подводника, заявил, что (цитирую) «атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» в качестве музея будет установлена у нас в столице региона рядом с первым отечественным атомным ледоколом «Ленин». На ней откроется полноценный музей, который станет символом неподдельного уважения всего нашего общества к истории и сегодняшнему дню отечественного подводного флота».
Эти красивые слова так словами и остались. Ни лодки-музея. Ни самого Дмитриенко, в том же году ушедшего в отставку.
Да, трудная судьба у нашей замечательной субмарины, — вздыхает Радий Шмаков, главный конструктор лодок проекта 671 РТ, один из ведущих в мире специалистов подводного кораблестроения, почти всю свою трудовую жизнь отдавший работе в КБ «Малахит». — Насколько я знаю, сейчас на заводе «Нерпа» она находится на твердой основе, у неё есть корма, нос. Реакторный отсек вырезан. Мы давно передали туда необходимые чертежи, чтобы «перепрофилировать» лодку под действующий музей (в той части, что касается создания рабочего отсека), и спустить её, наконец, на воду. Но, увы, ничего этого не делается. Нет для этого денег, говорят нам.
«СП»: — В Петербурге для неё, помнится, и место уже приготовили – на Васильевском острове, близ Галерного ковша в Гавани…
— А там, как оказалось, «ничья» земля. Надо «пробивать» разрешение, оформлять документы, платить…
Было не так давно другое интересное решение, принятое Морской коллегией в Воронеже – о том, чтобы довести лодку «до ума» (музейного, как я понимаю) и поставить в Мурманске рядом с ледоколом «Ленин». Но о нем как-то очень быстро забыли.
«СП»: — На заводе «Нерпа» в Снежногорске от К3 давно уже не чают избавиться. Я звонила туда , хотела узнать каково состояние «Ленкома». А мне в ответ некий вахтенный заявил: «Нам до этой лодки нет дела, она – флотская, пусть командование ВМФ РФ за неё и волнуется». Я-то, честно сказать, думала, что из состава флота её вывели ещё в 1991 году.
— Там действительно непонятная история. То ли «Нерпе» не дали денег за хранения субмарины, то ли дали слишком мало…Нет, тут кардинально надо решать. Искать средства на ремонт К-3, организацию в неё музея. Поначалу говорили, кажется, о 50 миллионах рублей. Затем с каждым годом эта сумма возрастала.
Искали денег на это благородное дело не один год многие российские флотоводцы – как действующие, так и вышедшие в отставку. И мы, конструкторы, проводили совещания на разных уровнях, писали письма главе правительства и президенту Путину. Столько бумаги извели, а денег так и не нашли.
«СП»: — То есть, Путин давал вам раз за разом от ворот поворот?
— Нет, Владимир Владимирович с нами как раз соглашался. Писал на наших прошениях положительную резолюцию. Всё упиралось в министра финансов Алексея Кудрина. Он откровенно игнорировал решения по АПЛ «Ленинский комсомол». «Нет, — говорил, — денег», и хоть ты что!
Была ещё примечательная история с бывшим командиром лодки контр-адмиралом Николаем Мормусь, ныне покойным. Узнав, что на рейде Петербурга будет стоять несколько дней яхта миллиардера Абрамовича, он рискнул пробраться на неё, встретиться с Абрамовичем и убедить его дать денег на субмарину. И действительно пробрался. Но до миллионера так не дошел – в последний момент его остановила личная охрана бывшего «начальника Чукотки»…
«СП»: — Выше вы обмолвились, что хорошо бы спустить старушку субмарину на воду. Разве не проще поставить её на берегу, на землю? И доступнее, мне кажется, было бы для экскурсантов.
— Дороже выйдет! Придется ведь вести коммуникации, платить аренду, которая везде теперь в России недешевая. Нет, на воде ей самое место!
Дело, я считаю, ещё не проиграно. Может быть, и найдется кто-то из числа наших богатых соотечественников – их ведь теперь у нас немало, так? – кто захочет помочь в спасении легендарного атомохода. И перечислит нужную сумму, или близкую к ней. А уж моряки дальше сами – скинутся, насобирают «с миру по нитке». Почему нет?
Этапы большого пути
«Ленинский комсомол» (первоначально К-3) — первая советская (и третья в мире после американских «Наутилуса» и «Сивульфа») атомная подводная лодка. Своё имя (с 1962 года) унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.
Была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске. Спущена на воду 9 октября 1957 года. Включена в состав ВМФ СССР 1 июля 1958 года. Первый командир — капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.
В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота эта субмарина совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса, а 17 июня того же года всплыла около Северного полюса и экипаж водрузил Государственный флаг СССР во льдах Центральной Арктики. По итогам похода весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями, а контр-адмиралу А. И. Петелину, руководившему походом, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга Р. А. Тимофееву присволи звание Героя Советского Союза.
В сентябре 1967 года во время боевого дежурства в Норвежском море на К-3 произошел пожар в I и II отсеках. Угарный газ проник в центральный отсек. Вся смена, за исключением боцмана, потеряла сознание. Буквально чудом боцман смог в одиночку продуть балласт. Когда лодка всплыла, он открыл люки и вынес на палубу командира и старшего помощника. Погибли в том ЧП 39 моряков. Но даже при таких потерях атомоход дошёл до берега своим ходом.
В 1991 году была выведена из состава Северного флота.
В 1970 году в СССР была выпущена специальная почтовая марка, посвященная АПЛ «Ленинский комсомол».
Людмила Николаева
Свободная Пресса