Хотим опять в небо!

Ту-144Д 77115По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В нашей стране праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.

Праздник – это всегда повод вспомнить о былом и заглянуть в будущее. О прошлом российской авиации и космонавтики можно вспоминать долго и много. Глядя на их настоящее, хочется, чтобы скорее наступило будущее, что-то поменялось бы.

История показывает, что объединяются люди обычно на почве общей беды или угрозы. Вот и авиационно-космическое сообщество как общественное объединение профессионалов начало формироваться, обеспокоившись судьбой авиации и космонавтики в стране после закрытия программы «Буран» – деятельность по его увековечению развернул фонд «Земля и космос», возглавляемый Германом Титовым. Кое-что им удалось – уцелел же последний «Буран» в парке им.Горького.

В Жуковском Общественная благотворительная организация КЛУБ ГЕРОЕВ ГОРОДА ЖУКОВСКОГО учреждена Героями Советского Союза и Героями Российской Федерации – летчиками-испытателями в 2004 году с первейшими задачами: увековечивания памяти самолета Ту-144 – “легенды российской авиации” и других авиакосмических достижений, а также великих авиаторов нашего Отечества. По велению времени она организует свою работу как Всероссийская общественная организация “Клуб Героев города Жуковского – Всероссийское авиационно-космическое общество” и заявила Президенту и Правительству России о своей готовности возглавить создание национального музея авиации и космонавтики.

Ту-144 и «Буран» – в центре будущего проекта

Усилиями Клуба Героев Ту-144 был спасен буквально из-под ножа, отремонтирован и окрашен в изначальный цвет. Он произвел настоящий фурор и стал самым посещаемым экспонатом на МАКС-2007. Ностальгию по былым достижениям страны испытывали многие граждане России, внося свой посильный материальный взнос при посещении самолета на авиасалоне.

Клуб Героев, вопреки «глухой защите» властных структур, продолжал свою деятельность по мобилизации власти, бизнеса и общественности на увековечивание Ту-144. При неизменной поддержке и участии ООО «Научно-инженерная компания» (НИК), в тесной связи с администрацией города, ОАО «Авиасалон» и ОАО «Туполев» с большим трудом, за счет заемных средств, но удалось продемонстрировать самолет во всей красе и на МАКС-2009. Большую заинтересованность в проекте проявила немецкая ассоциация «Ту-144» (наиболее качественно отреставрированный экземпляр Ту-144 был куплен у России в 2001г. и установлен в музее города Зинсхайм рядом с французским «Конкордом»).

А что же «Буран»? Один его экземпляр раздавило рухнувшей крышей на космодроме Байконур, оболочка другого стоит в ЦПКиО им. М. Горького с проросшей на крыльях травой, третий – счастливец – гордо и ухоженно красуется, после долгих странствий по миру, в музее техники немецкого города Шпейер. Такое вот разительное отличие в отношениях к Ту-144 и  «Бурану» в Германии и на их Родине, славу, гордость, авторитет которой в мире они создавали.

Авиаторы, объединяйтесь!

Итак, опыт показывает, что единичные проекты, разработанные энтузиастами, никогда не воплощаются в полной мере. Клуб взялся за объединение усилий всех, для кого авиация «и жизнь, и слезы, и любовь», кто понимает, что во имя ее же будущего необходимо сохранить ее историю.

С осознанием этого родилась идея создания Национального музея истории авиации и авиационно-космической техники. Найдутся те, кто скажет: «музеев у нас и так достаточно» или «не до музеев, надо отрасль поднимать». Понимают ли они, что без спасения национального достояния не вернуть России звания передовой авиационной державы, а будущим поколениям россиян останется изучать историю отечественной авиации только по картинкам в книгах и фотографиям в интернете?

Музейная эпопея

В Америке 322 авиационных музея, в Европе – 173, в Азии – 25, в Австралии – 17, в России – 11, в Африке – 2. Из трех наиболее выдающихся музеев авиации и космонавтики (в Ле-Бурже под Парижем, в Вашингтоне и в Пекине) самый молодой – китайский, ему нет и 25 лет. Одна из его экспозиций находится в просторном туннеле внутри горы (ранее это был ангар). Здесь в основном представлены истребители советского и китайского производства, а также самолеты других стран. В основной экспозиции размещены образцы первых летательных аппаратов, собранных энтузиастами, и первые гражданские и военные самолеты, смонтированные на китайских предприятиях. На площадке рядом с музеем установлены экспонаты, связанные с историей китайских ВВС – самолеты национальных героев, лайнеры, которыми пользовались руководители КНР, например, Мао Цзэдун. Особое место занимают экспонаты, посвященные основоположнику китайской авиации – Фенг Ру, который воссоздал самолет братьев Райт и уже в1909 г. поднял свою копию в воздух. В музее находится первый самолет Фенг Ру и личные вещи этого пионера китайской авиации. Был ли Китай авиационной державой? Нет. Но при таком отношении к истории авиации, нет сомнения, что будет!

В 90-е годы, когда авиация в нашей стране оказалась «в загоне» и сильно ослабел приток новых кадров в отрасль, с целью воспитания и просвещения молодежи возникла идея создания московского музея на Ходынке. Общественность страны тешили рассказами и обещаниями о создании там Национального авиационного музея, под строительство музея была отведена площадка. Многие авиаторы не поддерживали идею расположения музея в центре Москвы, потому что было ясно: он должен соприкасаться с взлетно-посадочной полосой, с действующими коммуникациями аэродрома – ведь самолеты нужно доставлять к музею, кроме того, в его составе должны быть летающие экспонаты. Вскоре стало ясно, что в мегаполисе наступление на землю не остановить – Ходынка стала застраиваться офисами, спортивными и торговыми зданиями. Ясно, что этот музей уже не возродится.

Музей нового типа

По ходу работы над проектом Ту-144 (все же многого удалось достичь!) в Клубе героев созрел и воплотился в концепцию план создания Национального музея авиации и авиационно-космической техники.  В ней определены и описаны все направления формирования музея как учреждения нового типа – от информационного до финансового обеспечения.

Проект национального музея по инициативе Клуба героев г.Жуковского и в течение нескольких лет разрабатывали молодые сотрудниками НИК и Торгово-промышленной палаты РФ. В дальнейшем к работе над проектом присоединились НП «Союз авиапроизводителей», ГК «Ростехнологии» (ОАО ТВК «Россия», ОАО «Авиасалон» и др.), ОАО «ОАК», ФГУП «ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского», ФГУП «ПИЦ», администрация города Жуковского и др.

Первое дело – спасти, собрать все оставшееся от могучей авиации, разбросанное по всей стране. Для того, чтобы все это найти, необходимо провести ревизию на всех базах всех ведомств. Есть ли, например, в РФ двигатели для Ту-144? Есть. Но никто не знает, где они. На самом деле у нас есть все – такая страна уникальная. Но все чаще отреставрированные образцы советской авиатехники появляются за рубежом. Эту распродажу национального достояния необходимо прекратить! Для создания музея необходимо законодательное обеспечение его деятельности, строгий запрет на уничтожение и государственная ревизия образцов авиационно-космической техники независимо от форм собственности.

В заброшенном состоянии находится не только техника, но и проекты, идеи, открытия, разработки, многие из которых на то время оставались «недоделанными». Вполне возможно, что сейчас они окажутся актуальными и перспективными, ведь научный задел в авиации и космонавтике в советские годы был сделан огромный!

Вся история развития авиации и космонавтики масштабно должна быть показана в национальном музее. И главное назначение музея, наряду с исторической составляющей, демонстрировать огромный интеллектуальный потенциал российского авиастроения, методические достижения в области создания и испытаний летательной техники. Мы имеем такое историческое многообразие проектных решений, которое позволяло количеству на глазах переходить в качество – в результате создавались до сих пор непревзойденные уникальные образцы летательных аппаратов.

Связанные одной целью

Концепция предполагает, что все существующие сейчас в стране музейные силы в области авиации и космонавтики должны быть объединены, а сеть филиалов или самостоятельных единиц Национального музея должна покрыть всю страну – на авиацию работала вся держава! Тогда будет создано единое информационное пространство и сформирована мощная структура туристических объектов для привлечения  любителей авиации и пропаганды истории авиации.

В одном только Жуковском находится более десятка уникальных музеев  —  в ЦАГИ, ЛИИ, ОКБ Туполева, НИИП Тихомирова, НИИАО,  на ЭМЗ им. Мясищева, есть Жуковский городской музей, школьные музеи. А сколько их по всей стране! Сохранение, восстановление и широкий доступ к информации этих музеев возможны только в едином информационном пространстве. Авиационных музеев в нашей стране много, но 95% из них находятся при заводах, ОКБ, НИИ, институтах, школах. Государственные же музеи можно пересчитать по пальцам. Крупнейший из них – музей ВВС РФ в Монино, влачит жалкое существование и выживает только за счет энтузиастов, которым не наплевать на авиацию.  В Музее истории гражданской авиации в Ульяновске экспонаты разрушаются на глазах. В ближайшее десятилетие нашей стране грозит потеря собственной авиационной истории, какой не может гордиться ни одна страна в мире. Сохранение, поиск и восстановление уникальнейших образцов авиационной техники сегодня является острейшей проблемой для всей авиационной общественности.

Общенациональный музей России не может быть только в одном месте. Клуб героев инициировал концепцию и готов взять на себя ее воплощение. Очередной музей местного значения стране не нужен – для возрождения ее былого авиационного величия, воспитания патриотов страны требуется музей совершенно нового образца. На его базе как партнеры должны объединиться все другие существующие в стране. Музей потому и «национальный», что его площадки, будут размещены по всей России. В результате такого проекта они получают мощный толчок к развитию. Передовая, современная площадка «продвинет» все остальные музеи авиации. Если основная площадка музея будет создаваться в Жуковском, то самой общественно значимой и статусной организацией, которая могла бы возглавить этот проект, безусловно, является Клуб героев.

В статье использованы материалы журнала «Авиапанорама» №5-2008 – «Ореол авиационной мечты» – и №1-2011 – «Ту-144 и «Буран»  в центре будущего проекта». (Прим. авт.).

Ольга КАРЕЛИНА,
специальный корреспондент журнала «Авиапанорама»

Опубликовано в «Жуковской газете», №4-2013

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *