Итоги Второго Федерального конгресса по электронной демократии

Второй Федеральный конгресс по электронной демократии14-15 мая 2013 года в Москве в Российской государственной библиотеке более 450 делегатов – представителей руководства федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за развитие информационного общества и за внутреннюю политику, работников научно-образовательной сферы, некоммерческих и религиозных организаций, бизнес-структур и средств массовой информации из 59 субъектов РФ приняли участие во Втором Федеральном конгрессе по электронной демократии, организованном Российским Агентством развития информационного общества «РАРИО» при поддержке Совета Федерации ФС РФ, Агентства стратегических инициатив и Общероссийского совета некоммерческих организаций. Тысячам пользователей сети Интернет была предоставлена возможность поучаствовать в Конгрессе в режиме видеоконференции с синхронным сурдопереводом докладов.

Организационные партнеры Конгресса – Российская государственная библиотека, Общественный совет информационного развития «Росинформразвитие». Экспертная поддержка – Фонд информационной демократии, Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Центрально-Черноземная», Институт электронного государства, Центр технологий электронного правительства НИУ ИТМО и Экспертный центр электронного государства. Серебряный партнер – компания «ИнтерТраст», бронзовый партнер – компания «Лексмарк», специальный партнер – Ассоциация обучающих центров. SECURITY партнером выступила Лаборатория Касперского, интернет-партнером – компания «RU-CENTER». Организационно-техническая поддержка — компания «ИнфорМедиа», Компания «Моко-консалтинг», Фонд «Йополис» и МГГУ им. Шолохова. Главные информационные партнеры: ТАСС-Телеком, Российская газета, Коммерсант, телеканал «Просвещение», телеканал «РБК», Коммерсантъ, издание «Бюджет» и газета «Народная инициатива». Оператор Конгресса – Группа компаний «Информ Девелопмент».

Конгресс проходил два дня. Первое пленарное заседание было посвящено вопросам государственной политики в сфере развития информационного общества и электронной демократии, а также законодательному, технологическому и кадровому обеспечению электронной демократии. В первый день Конгресса также прошла тематическая панельная дискуссия «Электронная демократия и гражданское общество».

В рамках второго дня Конгресса были рассмотрены актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Следовавшая за пленарным заседанием тематическая панельная дискуссия была посвящена технологиям открытого правительства и электронной демократии. Делегатам Конгресса были представлены «Лучшие практики» и решения в сфере обеспечения открытости деятельности органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, оказания госуслуг в электронном виде, систем «обратной связи» с населением, организации работы системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

С приветствием к делегатам Конгресса обратился помощник Президента РФ Игорь ЩЁГОЛЕВ, который отметил, что современные технологии открывают дополнительные возможности для взаимодействия граждан, государственных институтов и общественных организаций. С каждым годом повышается роль информационно-коммуникационной сети Интернет, благодаря чему увеличивается скорость обмена знаниями, создаются электронные сервисы, которые позволяют не только получать информацию, но и дают каждому пользователю инструменты для самостоятельного производства контента и его распространения.

Игорь ЩЁГОЛЕВ также отметил, что уже более 4 миллионов россиян предпочитают получать государственные услуги с помощью сети интернет, а к 2018 году Единым порталом госуслуг будут пользоваться 70 процентов населения. Однако, по мнению помощника руководителя государства, для этого необходимо серьезно заняться повышением компьютерной грамотности населения. Новые технологии должны, прежде всего, найти применение в таких отраслях, как здравоохранение, образование, ЖКХ, обеспечение безопасности.

Такие услуги, как дистанционное образование, телемедицина и электронные платежи должны быть доступны не анонимному «боту в сети», а конкретному гражданину, который готов открыто и безопасно взаимодействовать с государством в электронном виде, отметил в своем приветствии Игорь ЩЁГОЛЕВ. Он пожелал участникам Конгресса продуктивной работы в выработке предложений, которые позволят гражданам максимально использовать все возможности современных информационных технологий, обеспечив должный уровень информационной безопасности и защиты персональных данных.

Руководитель Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ, открывая Конгресс, отметил, что в связи с сегодняшней политической и социально-экономической ситуацией в России, где активно идут демократические преобразования, вопросы развития электронной демократии становятся особенно актуальными. Модератор и председатель оргкомитета Конгресса отметил, что электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества. А развитие информационного общества и становление гражданского общества в России – неразделимы. И в современном мире развитие подлинной демократии опирается не столько на власть, сколько на гражданское общество. В России же становление сильного гражданского общества протекает достаточно сложно и не быстро, поэтому актуальной задачей становится поиск и внедрение механизмов, способствующих повышению активности граждан в общественно-политической жизни страны, их участия на всех уровнях публичного управления.

Все мы хорошо помним, заметил Александр АЙГИСТОВ, что Президент России Владимир ПУТИН еще в мае прошлого года четко обозначил вектор в сторону системного укрепления демократических институтов. В свою очередь российские граждане проявляют всё больший интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям, включая мобильную телефонию и интернет, активно идет обучение ИКТ и интернет-коммуникациям людей старшего поколения, функционируют порталы для краудсорсинга и обращений граждан. Однако, посетовал в заключение руководитель РАРИО, у нас существуют и серьезные препятствия на пути развития электронной демократии, что, по мнению общественного деятеля, станет предметом активных дискуссий на Конгрессе.

Заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ Сергей ЖЕЛЕЗНЯК, выступая перед делегатами Конгресса, уверен, что нужно активно продвигать всё, что связано с электронной демократией, так как она является важной частью прямой демократии. Парламент в России считает эту деятельность одной из ключевых на сегодняшний день. Для избирателей важно знать, что делает тот или иной орган власти, люди должны иметь возможность задать вопрос чиновнику и получить на него ответ, а также воспользоваться госуслугами. По словам вице-спикера, сейчас в Государственной Думе активно используется комплексная информационная система деятельности палаты, которая будет связана со всеми законодательными собраниями регионов страны, Администрацией Президента РФ и Правительством РФ. Благодаря этой системе, в общем доступе будут мгновенно появляться поправки к законопроектам, которые можно будет обсудить. В эту дискуссию также должны быть вовлечены общественные организации, через которые простые граждане смогут доносить свои предложения по улучшению законодательства в стране.

Открытость – один из главных показателей эффективности работы органов власти, уверен парламентарий. Если открытость того или иного ведомства снижается, то это повод задуматься о кадровых перестановках. Должны также интенсивнее формироваться электронные площадки для общественных объединений, т.к. пока у нас в стране демократия преимущественно представительная. Но с развитием электронных сервисов и информационных коммуникаций появится и прямая демократия, чтобы принимать оперативные решения для развития нашей страны.

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий РЯЗАНСКИЙ заявил, что российское IT и бизнес-сообщество должны содействовать созданию коммуникационных механизмов между населением и властью. Он особо подчеркнул, что развитие человеческого капитала в России непосредственно связано с развитием высоких технологий и образования в этой сфере, как простых граждан, так и специалистов. Именно они должны постоянно повышать свой уровень. Сенатор отметил, что в стране сегодня проживает около 40 миллионов человек пенсионного возраста, которые пока не могут получить навыки работы не то, что в сети Интернет, а просто – с компьютером. Таким образом, происходит разрыв в передаче информации между поколениями. Глава Комитета Совета Федерации вспомнил, как ударными темпами шла борьба с неграмотностью в советской России, когда пожилые люди обучались наравне с внуками.

Тему поддержал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид ЛЕВИН, который согласился с актуальностью тиражируемых и масштабируемых социальных проектов по обучению российских граждан – представителей социально незащищенных категорий граждан и старшего поколения – навыкам информационной грамотности, использования средств ИКТ и интернет-коммуникаций, получения государственных услуг в электронном виде и пользования новейшим инструментарием электронной демократии. В качестве положительного примера первый зампред профильного комитета Государственной Думы привел обучение в рамках Всероссийского детско-юношеского и молодежного тимуровского (добровольческого) движения по направлению «Тимуровцы информационного общества», реализуемого во многих субъектах РФ. Проект имеет высокую социальную значимость, его реализация является малозатратной для бюджета субъекта РФ и органов местного самоуправления за счет активного привлечения волонтеров – школьников и студентов и использования имеющейся инфраструктуры образовательных и других учреждений: школьных классов информатики, а также оснащенных компьютерами аудиторий вузов и библиотек, а также многофункциональных центров по предоставлению госуслуг. За четыре года в рамках тимуровского движения обучено более 350 тысяч человек, условная экономия госбюджета составила примерно 3 миллиарда рублей. Привлечение молодежи и молодежных организаций к этому проекту не только снижает “межпоколенческие” различия, констатировал депутат, но и улучшает детско-родительские отношения, задействует огромный ИКТ-ресурс молодых для адаптации и самореализации старшего поколения в информационном обществе.

Также Леонид ЛЕВИН отметил, что современная организация предоставления госуслуг населению на сегодняшний день улучшается, и именно эта организация – основа для развития электронной демократии в России. По мнению законодателя, развитие социально-экономической и культурной сферы жизни общества неразрывно связаны с развитием информационных технологий. Среди демократических принципов первое место занимает свобода личности, а реализация этой свободы в полной мере невозможна без высоких технологий, уверен депутат. Он также подчеркнул, что наиболее интересные предложения от профессионалов, которые прозвучат за время проведения Конгресса, в скором будущем должны быть оформлены в виде законодательных инициатив.

России необходимо разработать такую бизнес-модель, чтобы предпринимателям было выгодно заниматься подключением к интернету населенных пунктов в труднодоступных районах, сообщил в своем выступлении председатель Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества Руслан ГАТТАРОВ. Выступающий констатировал, что проблема цифрового неравенства в России сегодня стоит очень остро: порядка 140 тысяч населенных пунктов в труднодоступных районах страны не подключены к интернету, потому что бизнесу невыгодно заниматься этим. Нужна эффективная бизнес-модель, хорошие условия для предпринимателей. Их создание — задача государства. Важно продумать механизмы преодоления цифрового неравенства, отметил сенатор, необходимо обеспечивать оптоволоконные подключения, развивать систему спутникового интернета, что, в свою очередь, частично решает поставленную на федеральном уровне задачу по созданию к 2020 году 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест и способствует росту ВВП. В то же время, по мнению парламентария, существующее цифровое неравенство несет прямую угрозу национальной безопасности. Если не заниматься этой проблемой, в конце концов, остановится рост экономики страны, безопасность России окажется под угрозой.

Сенатор также высказался за реализацию в РФ образовательных проектов по повышению компьютерной грамотности населения. Подобные программы, добавил Гаттаров, действуют во многих странах — предоставляются скидки на приобретение компьютеров, подключение к интернету. В Южной Корее, например, благодаря такому проекту пользоваться компьютерами научились 10 миллионов человек — а это 20% населения страны.

С парламентарием согласился и директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Владимир ЯБЛОНСКИЙ. Он сообщил об инициативах и проектах, реализуемых АСИ в регионах, в рамках построения системы взаимодействия общества и власти и вовлечения граждан в решение социальных проблем. Представитель Агентства подчеркнул, что основная задача всех программ и инициатив, проходящих под общим грифом электронной демократии – массовое вовлечение граждан в систему обратной связи. Вовлечение граждан будет иметь наибольший успех при злободневности и важности решаемой задачи, а вопросы социального благополучия, качества и полноты предоставляемых услуг, безопасности, ответственности и репутации конкретного учреждения – это объединяющие направления, которые могут заложить основу информационного взаимодействия общества и ведомственных структур.

Делегаты Конгресса – представители российских регионов констатировали, что на совещании, посвященном исполнению Указов от 7 мая 2012 года, Президент России В.В. Путин отметил, что ещё очень многое предстоит сделать для повышения открытости государства, для расширения возможностей граждан влиять на работу органов власти. В полной мере должна заработать система раскрытия информации о проектах правовых актов, а также портал «Российская общественная инициатива». Правительство РФ ещё не сформировало экспертную группу, которая должна будет рассматривать предложения граждан. Эта задача, по мнению делегатов Конгресса, является первоочередной и требует решения в ближайший период.

Делегаты Конгресса также обеспокоены тем фактом, что еще не получил широкого распространения механизм обращений и запросов граждан и организаций в органы власти в электронном виде, отсутствуют процедуры, которые бы юридически гарантировали и практически обеспечивали полное равенство этих обращений и процедур перед их физическими аналогами. Сохраняется, а в отдельных случаях и растет цифровое неравенство между федеральным центром, субъектами РФ и муниципалитетами. Проникновение интернета протекает также неравномерно, качество доступа к ресурсам электронной демократии в масштабах страны находится ещё на недостаточном уровне.

Делегаты Конгресса – представители субъектов РФ – высказались за необходимость формирования четкой государственной политики, направленной на привлечение граждан к активной жизни в информационном обществе. По мнению экспертов – участников мероприятия – отсутствуют эффективные мотивационные инструменты популяризации механизмов электронной демократии среди населения. Без массового информирования граждан о широких возможностях механизмов электронной демократии невозможно сформировать среду доверия к этим инновациям, к проводимому в стране курсу на модернизацию.

Также участники мероприятия высказались о необходимости дополнения Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» в части внедрения систем электронной демократии в деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, мотивации и массового обучения граждан РФ базовым навыкам использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе и систем электронной демократии. Также рекомендуется ввести систему целевых показателей внедрения электронной демократии, обучения граждан РФ использованию систем электронного правительства и электронной демократии.

Эксперты выразили серьезное беспокойство, что до сих пор граждане получают недостаточную обратную связь по их инициативам, размещенным на официальных порталах в сети Интернет, в связи с чем необходимо увеличить объем обязательств Правительства РФ в части электронной демократии. Для развития электронной демократии и роста социально-экономического благополучия государству необходимо перейти от роли незаинтересованного поставщика госуслуг к активному взаимодействию с гражданами. Государственные услуги прежде всего должны быть ориентированы на человека, а не на формат работы органов власти, при этом надо особо учитывать потребности граждан с ограниченными возможностями.

Для решения этих задач, по мнению делегатов, необходимо донесение до граждан возможностей и форматов их участия в государственном управлении, требуется системное размещение информации в СМИ о том, какие приняты решения по инициативам граждан. Также крайне важно установить сроки рассмотрения электронного обращения гражданина с обязательным адресным извещением направителя заявления или предложения. Целесообразно системное проведение государственными органами и общественными организациями мероприятий в сфере разъяснения механизмов электронной демократии с участием граждан.

Делегаты Конгресса отметили недостаточную работу общественных советов при отдельных министерствах и ведомствах. В частности, было обращено внимание на то, что новые министерские команды зачастую принимают важные государственные решения, не советуясь с экспертным сообществом и отраслевой общественностью, имеющей большой опыт по работе с гражданами, что может привести в т.ч. к частичному или полному неисполнению Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года.

Также делегаты – представители общественности – обеспокоены тем фактом, что площадки «открытого правительства» до сих пор не имеют эффективных механизмов привлечения широкой общественности к обсуждению вопросов обеспечения открытости деятельности органов государственной власти. Представители некоммерческих организаций приводили примеры, когда они обращались в ведомство, курирующее вопросы «открытого правительства», и предлагали свои кандидатуры для участия в работе комиссий, но не получали ни ответов, ни соответствующих приглашений.

Представители экспертного сообщества отметили, что обозначенная в государственных документах цифра – 70 процентов населения России, которые к 2018 году будут пользоваться Единым порталом госуслуг – является вполне реальной. Однако, для этого нужно, чтобы столько же человек имели нормальный доступ в сеть, а с этим в нашей стране пока еще есть определенные проблемы. Более того, для многих доступ к сети Интернет до сих пор остается достаточно дорогим «удовольствием». Особенно эта проблема чувствуется в дальневосточном и сибирском регионах России. В качестве решения проблемы предложено обеспечить бесплатный доступ к государственным информационным порталам, в том числе и Единому порталу государственных и муниципальных услуг, порталу Российской общественной инициативы и др., а Правительству РФ – разработать соответствующую программу компенсации провайдерам стоимости использованного интернет-трафика.

Среди мер по мотивации граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде, делегаты Конгресса поддержали предложение по введению существенных льгот на госпошлины для граждан, получающих услугу через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Не менее важным вопросом является совершенствование механизмов госуправления с активным применением систем электронной демократии. В частности, делегаты высказались за создание единых механизмов общественного контроля эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих на основании систем электронной демократии. Предполагается, что такие системы будут представлять собой открытые ресурсы, на которых граждане смогут оценить деятельность того или иного государственного служащего, а вышестоящее руководство в обязательном порядке должно отреагировать на полученный отзыв. Необходимо также тщательно рассмотреть вопрос о введении публичных контрольных оценок, влияющих на оплату труда государственных служащих, подчеркнули эксперты.

Делегаты Конгресса также отметили серьезную нехватку специалистов в сфере электронной демократии и интернет-коммуникаций среди государственных служащих на региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим, как считают делегаты, необходимо создание комплексной многоуровневой системы подготовки профессиональных кадров в области информационного общества и электронной демократии на региональном и муниципальном уровнях, предусматривающую участие образовательных учреждений, экспертных сообществ, бизнес-структур и некоммерческих организаций в разработке и экспертизе образовательных программ, включая разработку требований, предъявляемых к содержанию подготовки и компетенциям обучаемых с учетом государственных стандартов и местных особенностей.

Все эти проблемы, препятствующие развитию механизмов электронной демократии в нашей стране, но затрагивающие интересы самых широких слоев населения и носящие комплексный характер, не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти или коммерческих проектов, констатировали участники статусного мероприятия. Необходимо широкое обсуждение этих вопросов с участием всех заинтересованных сторон.

В работе Конгресса приняли участие: президент Microsoft в России Николай ПРЯНИШНИКОВ, первый заместитель генерального директора Общественного телевидения России Александр ПОНОМАРЕВ, руководитель Экспертного центра электронного государства Павел ХИЛОВ, председатель Исполкома Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная» Григорий ФЕДОРОВ, член Общественной палаты РФ, директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления Нина ПОЛИЧКА, вице-президент ОАО «Универсальная электронная карта» Вадим ЩЕПИНОВ, вице-президент Фонда европейского наследия в изучении когнитивных систем, председатель Совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Алексей КУЗЬМИН, президент Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры сети Интернет Александр ПАНОВ, директор департамента проектов по информатизации министерства связи и массовых коммуникаций РФ Андрей ЧЕРНЕНКО, заместитель главы Республики Хакасия – председатель Правительства Республики Хакасия Владимир КРАФТ, министр информационных технологий и связи Хабаровского края Павел УВАРОВ, министр информационных технологий и связи Челябинской области Андрей ТАРАСОВ, министр связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) Константин СЕМЁНОВ и др.

В рамках Конгресса состоялась церемония награждения дипломами Организационного комитета Второго Федерального конгресса по электронной демократии «За вклад в развитие электронной демократии в Российской Федерации». Наград удостоены известные эксперты в сфере развития информационного общества – государственные и общественные деятели, представители науки и культуры из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Республики Саха-Якутия, Омской области.

Участники мероприятия высоко оценили работу Конгресса, его организационно-техническую подготовку и инициировали проведение Третьего Конгресса по электронной демократии в середине мая 2014 года.

Дополнительная информация, включая видеозапись и презентации докладчиков: www.fked.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *