Комиссия Министерства промышленности и торговли завершила расследование причин аварии вертолета Ка-52 в подмосковном районе Жулебино. Официальная причина падения вертолета — разрушение тяги управления шагом верхнего винта. В министерстве подтвердили факт завершения проверки.
Расследование проводил Минпромторг, так как вертолет состоит на временном государственном учете экспериментальных воздушных судов. Комиссию по выяснению причин падения Ка-52 возглавил директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей Богинский. Совместно со специалистами по вертолетостроению, представителями компании-разработчика, а также ведущими авиационными научными институтами Министерства обороны было установлено, что из-за дефекта, допущенного в ходе производства детали, произошло разрушение тяги управления шагом верхнего несущего винта.
На данный момент разработчик и испытатель вертолетов Ка-52 — ОАО «Камов» — совместно с предприятием изготовителем тяг завершили целевые проверки данного дефекта на всех эксплуатируемых вертолетах. Кроме того, Минпромторг вынес ряд других рекомендаций по повышению безопасности полетов. В частности, предприятия должны усовершенствовать систему контроля при производстве и приемке комплектующих вертолета.
Напомним, что 29 октября прошлого года военный вертолет Ка-52 «Аллигатор» потерпел крушение на вертолетной площадке компании «Камов», расположенной в подмосковном районе Жулебино. В кабине находилось два человека — командир экипажа, летчик-испытатель первого класса Юрий Тимофеев и штурман-испытатель первого класса Владимир Юртаев. Они получили травмы и были госпитализированы. В настоящее время, после лечения и реабилитационного периода их здоровью ничто не угрожает, пилоты чувствуют себя хорошо.
Схожая авария произошла в 1983 году в Североморске с вертолетом Ка-27. Тогда разрушился кронштейн в системе управления шагом винта, машина так же перешла во вращение и начала падать. К счастью, экипаж и тогда сумел справиться с ситуацией и уцелел.
Вертолет Ка-52 — новый военный вертолет, который производится на авиазаводе «Прогресс» в городе Арсеньевск (Приморский край). Машина поставляется исключительно военно-воздушным силам России.
Базой для конструкции Ка-52 был вертолет Ка-50, известный как «Черная акула». Этот вертолет не производится серийно.
Эксперт «Финам» Алексей Захаров назвал найденный дефект более чем серьезным.
— Вертолет начинает крутить, он теряет управление, подъемная сила несущей системы падает, идет быстрая потеря высоты. Только мастерство летчиков-испытателей предотвратило катастрофу. В том, что вертолет, который, возможно, подлежал восстановлению, сгорел на земле — вина пожарных МЧС, которые оказались не готовы к такой ситуации, — прокомментировал Захаров.
Он также отметил, что дефект является чисто производственным — это непровар сварного шва тяги, которая имеет длину около 3 м и состоит из двух труб, соединенных сваркой.
— К сожалению, квалификация персонала оборонных предприятий неуклонно снижается: профессионалы уходят на пенсию, а заменить их некем, — говорит Захаров.
— Согласно мировой статистике, до 80% тяжелых авиапроисшествий происходит из-за так называемого человеческого фактора, — рассказывает главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Вполне возможно, что тот или иной отказ техники провоцирует неправильные действия экипажа, но не является смертельно опасным. Из оставшихся 20% большая часть приходится на долю технических неисправностей. Это значительная часть, поэтому пока нельзя говорить о том, что отказы техники перестали быть причиной авиапроисшествий, особенно для машин, только поступающих в эксплуатацию. Ка-52 — вертолет достаточно молодой, и его конструкция еще не вышла в стадию зрелости. Возможно, есть еще скрытые проблемы, с которыми пока разработчики не сталкивались. По мере того как накапливается опыт эксплуатации, количество подобного рода происшествий будет сокращаться.