120 лет со дня рождения авиаконструктора Сергея Ильюшина

летчик-испытатель Владимир Коккинаки, генеральный конструктор Сергей Ильюшин и главный конструктор Виктор Бугайский (слева направо) у самолета ИЛ-18, 1957 год	 Фотохроника ТАСС. Владимир СавостьяновВ Москве в Центральном доме ученых пройдут торжества, посвященные 120-летию со дня рождения Сергея Ильюшина — выдающегося авиаконструктора и ученого, создателя легендарного штурмовика Ил-2. Его самолеты вынесли на своих крыльях тяжелейшее бремя Великой Отечественной войны, а в мирное время зарекомендовали себя как надежные трансокеанские лайнеры.
«Илы» хорошо известны на всех континентах. Технические разработки авиаконструктора намного опередили свое время и определили главные направления в отечественном авиастроении на долгие годы вперед. Ил-76 — последний самолет, разработанный под непосредственным руководством Ильюшина. Первый полет этот авиалайнер совершил 25 марта 1971 года. Он пережил несколько модернизаций и до сих пор остается в строю. В настоящее время реализуется самый крупный для Минобороны РФ контракт на поставку 39 военно-транспортных самолетов новой модификации — Ил-76МД-90А.

Сергей Ильюшин родился 18 (30) марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии. Еще в 1917 году он сдал экзамен на звание пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба. В мае 1919 года его призвали в Красную армию, и молодой авиатор начинает службу сначала механиком авиаремонтного поезда, а затем старшим механиком и комиссаром авиационного парка. Это позволило Ильюшину досконально изучить конструкцию практически всех самолетов того времени, особенности их эксплуатации и боевого применения.
В 1931-1932 годах был заместителем начальника ЦАГИ. Потом его назначили начальником КБ опытного самолетостроения — Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) 39-го завода. Там он создал свой первый самолет — дальний бомбардировщик ЦКБ-26. Первенец ОКБ послужил основой для создания дальнего бомбардировщика ДБ-3. На одном из серийных самолетов этого типа летчиком Владимиром Коккинаки были выполнены выдающиеся беспосадочные перелеты Москва — Дальний Восток и Москва — Северная Америка. Рекордные полеты позволили выявить потенциальные возможности машины, оказали большое влияние на последующее совершенствование бомбардировщиков ДБ-3 и Ил-4. В августе 1941 года на этих самолетах был нанесен первый удар по Берлину — столице нацистского рейха.
Во второй половине 1930-х годов Сергей Ильюшин предложил руководству страны создать бронированный штурмовик — «летающий танк» для непосредственной авиационной поддержки войск на поле боя в условиях сильной противовоздушной обороны противника. Выдающаяся конструкторская идея заключалась в том, что из бронированных листов изготавливался обычный каркас планера. Это позволило значительно снизить вес конструкции самолета, оснастить его мощным вооружением. В марте 1941 года в Воронеже состоялся первый полет серийного штурмовика Ил-2 в одноместном варианте. Потом был срочно разработан и принят на вооружение двухместный вариант (с кабиной стрелка) с целью эффективного противодействия атакам истребителей противника. Штурмовики Ил-2 и дальние бомбардировщики Ил-4 стали основной ударной силой советских ВВС в Великой Отечественной войне.
В годы войны усилия авиационной промышленности страны были направлены в первую очередь на удовлетворение нужд фронта. Но уже в 1943 году Сергей Ильюшин по своей инициативе начинает проектировать пассажирский самолет на 27 мест. Он понимал, что после войны стране потребуется более скоростной, комфортабельный и экономичный пассажирский самолет по сравнению с имевшимся в то время Ли-2. Инициатива была поддержана. Так в работе ОКБ появилось новое направление — создание пассажирских самолетов. В январе 1944 года был одобрен проект пассажирского самолета Ил-12. А ровно через два года летчик-испытатель ОКБ Владимир Коккинаки поднял Ил-12 в воздух. Машина начинает широко эксплуатироваться в «Аэрофлоте».
На основе обобщения и оценки огромного опыта эксплуатации пассажирских самолетов Ил-12 в самых различных климатических и погодных условиях был создан пассажирский самолет Ил-14 — «рабочая лошадка» Аэрофлота» и полярной авиации. Вплоть до второй половины 1950-х годов Ил-14 являлся основным самолетом правительственного отряда. Различные его варианты эксплуатировались до начала 1990-х годов. Пассажирское направление развивалось, и появился Ил-18. Он стал первым отечественным самолетом, нашедшим широкий спрос за рубежом.
В феврале 1960 года правительство одобрило предложение Ильюшина по созданию дальнего пассажирского самолета Ил-62. Особое внимание было уделено обеспечению высокого аэродинамического совершенства, безопасности полета, предоставления пассажирам высокого уровня комфорта в полете. И уже 2 января 1963 года Ил-62 выполнил первый полет. Серийные машины этой марки стали основными дальнемагистральными самолетами «Аэрофлота».
Специалисты и историки авиации отмечают, что у Сергея Ильюшина практически не было «неудачных» самолетов. И сегодня ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» продолжает работу над созданием новых машин. Среди них легкий военно-транспортный самолет Ил-112В для ВВС России, пассажирский Ил-114, российско-индийский военно-транспортный самолет (МТА).

Евгений Никитин
ИТАР-ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *