Для отечественных авиастроителей управление качеством не является новинкой — еще с 60-70-х годов прошлого столетия на предприятиях оборонного комплекса внедрялась Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). В ее основе лежала четкая регламентация деятельности, стандартизация технологических и производственных операций и процессов. Ряд принципов, заложенных в ней, спустя десятилетия вошли в стандарты серии ISO 9000. Сегодня российский авиапром заново осваивает этот опыт, изложенный в стандартах AS 9100 / EN 9100.
Институт сертификации продукции сформировался в мире еще во второй половине XIX века. Однако понадобилось почти 100 лет на то, чтобы создать новую «систему координат» — разработать стандарты, которые направлены не на конкретные изделия или предприятия, а на среду, в которой функционирует данное предприятие. В 1987 году впервые увидели свет стандарты ISO серии 9000, описывающие ключевые требования к системе обеспечения качества, или, как она стала называться в дальнейшем, системе менеджмента качества (СМК).
Отличительной чертой этих стандартов стало то, что в их основу легли не теоретические изыскания научных организаций, а обобщение передового практического опыта, накопленного предприятиями нескольких стран: Англии, Германии, Франции, Канады и Советского Союза, где существовала система госприемок, КС УКП — целый механизм, обеспечивавший стабильность производственных процессов и гарантировавший качество продукции.
Конец 80-х стал периодом победного шествия ISO 9000: пошла волна внедрений СМК. Сертификация на соответствие этим стандартам обеспечивала, с одной стороны, оптимизацию процессов, происходящих на предприятии, а с другой — позволяла получить документальное подтверждение того, что внедренная система менеджмента качества функционирует и приносит эффект. С развитием международных рыночных отношений наличие сертификата соответствия СМК требованиям стандартов серии ISO 9000 стало играть роль пропуска на рынок, причем эта тенденция охватила различные отрасли.
Одной из важных черт, позволявших стандарту ISO 9001 получить широкое распространение, была его универсальность: все его требования в равной степени подходят для любого предприятия, вне зависимости от того, в какой области оно работает.
Какие преимущества дает компании внедрение СМК? Внедрение системы менеджмента качества делает прозрачным производственный процесс в организации, имеющий отношение к такому важнейшему для любой компании или госструктуры критерию, как качество продукции, услуг. Благодаря установлению документированных процедур, процедур анализа ситуации с качеством, ротации документов, высшее руководство получает возможность отслеживать те изменения, которые ранее были недоступны. СМК – это систематизация работы и поскольку неизбежным следствием ее внедрения становится разграничение ответственности, становится несложно определить, какие достижения являются заслугой одних людей, за какие провалы – ответственны другие люди.
Каким требованиям должен отвечать орган по сертификации? На этот вопрос отвечает приказ №682 Минэкономразвития «Об утверждении Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним». Прежде всего, приказ предписывает компаниям, которые предоставляют услугу независимой оценки соответствия стандартам внедрять СМК и руководствоваться ее правилами в своей практической деятельности. Затем, компания-претендент на государственную аттестацию должна располагать нормативной документацией, текстами законов и стандартами в своей области аккредитации, содержащими требования к самому процессу сертификации и требования к организации, которая пожелала получить сертификат. Всем этим критериям отвечает компания «Единый Стандарт».