Мечта, устремлённая ввысь

М.Ф.Решетнев10 ноября 1924 года родился Михаил Фёдорович Решетнёв, конструктор и учёный, выдающийся деятель отечественной космической отрасли. Став основателем и первым руководителем сибирского космического предприятия, Решетнёв задал импульс развитию всего российского спутникостроения.

Родился 10 ноября 1924 г. в селе Бармашово Одесской области. Участник Великой Отечественной войны. В 1950-м окончил с отличием Московский авиационный институт и поступил на работу в ОКБ-1. С 1959 по 1996 гг.- генеральный конструктор и генеральный директор Научно-производственного объединения прикладной механики (ныне ОАО «ИСС»). Доктор технических наук (1967 г.). Преподавал в Сибирской аэрокосмической академии, руководил кафедрой «Космические аппараты». Профессор (1975 г.), член-корреспондент (1976 г.) и академик РАН (1985 г.). Академик РИА, МИА (1992 г.). Результаты труда отражены в более чем 200 специальных трудах и 40 изобретениях. Почётный гражданин г. Железногорска. Избирался депутатом Краевого Совета и Верховного Совета РСФСР.

С детских лет он мечтал связать свою жизнь с авиацией. Небо влекло его. Мальчишкой Михаил Решетнёв мастерил модели самолётов, и навряд ли он мог знать, что в будущем его техника устремится ещё выше…
После школы поступил в Московский авиационный институт, но обучение было прервано войной. И когда его, несовершеннолетнего, не взяли на фронт, добился зачисления в Серпуховскую школу авиационных механиков. По её окончании Михаил Решетнёв два года вносил свой вклад в победу, готовя боевые самолёты к вылетам.
Затем вернулся в Московский авиационный институт и в 1950 году окончил его с отличием. По распределению он был направлен в Особое конструкторское бюро №1, возглавляемое Сергеем Павловичем Королёвым и с головой погрузился в ракетную тематику. Упорство в достижении поставленных целей, глубокие знания и талант молодого человека способствовали тому, что в 1959 году он был назначен руководителем филиала ОКБ-1 в строящемся Красноярске-26, как в то время назывался город Железногорск. История сложилась так, что здесь от баллистических ракет Решетнёву довелось перейти к освоению создания ракет космических, а заодно и искусственных спутников Земли.
1964-й год стал знаковым для молодого предприятия, которым руководил Решетнёв. Первый самостоятельный проект коллектива, возглавляемого им, завершился абсолютным успехом. В небо отправилась ракета-носитель «Космос-3», а на орбите начали работу первые, рождённые в Сибири, космические аппараты, известные теперь под названием «Стрела-1».
Удивительней всего то, что свой мощный рывок в космос коллектив совершил, когда основной состав специалистов находился в возрасте 25-28 лет. По сути — вчерашние выпускники вузов. Но вузов самых разных: здесь были и Москва, и Казань, и Томск. Приступив к формированию коллектива, Михаил Фёдорович сознательно набирал представителей различных научных школ. Так, по его мнению, вернее было прийти к истине в решении научно-технических задач.
А ведь космос тогда только осваивался! Конечно, уже был позади и самый первый ИСЗ, и первый полёт человека за пределы земной атмосферы. Но ещё столько сложнейших научных задач и технических вопросов предстояло решить, чтобы поставить космос на службу человечеству!
Решетнёв оказался талантливым учеником основоположника отечественной космонавтики Королёва. Первая сибирская ракета-носитель «Космос-3» подстегнула развитие непилотируемой космонавтики в стране, ведь с её помощью можно было выводить спутники на различные орбиты — от 200 до 2000 км. А разработанная коллективом Решетнёва на её базе ракета «Космос-3М» эксплуатировалась более 40 лет и признана одной из самых надёжных в мире.
Но, будучи человеком дальновидным, Михаил Фёдорович избрал в качестве дальнейшего пути сибирской космической фирмы спутникостроение. И вслед за «Стрелами» ввысь устремились «Молнии», «Циклоны», «Цикады», «Сферы», «Радуги», «Горизонты»… Вслед за низкими орбитами решетнёвцы освоили и средние круговые, и высокие эллиптические, первыми в стране покорили геостационар — ныне самую востребованную орбиту в спутниковой связи. А наряду со связной тематикой прочно закрепили свои позиции и в других направлениях разработки и изготовления космических аппаратов — навигации, геодезии, ретрансляции. Целеустремлённость и высокая ответственность — не только за дело своей жизни, но и за коллектив — направляли Решетнёва в те сферы, о которых в юности он, скорей всего, и не мечтал.
При этом руководителю стратегически важного предприятия приходилось решать и вопросы хозяйственные, социальные. Впрочем, неизменно с успехом. А в трудные для экономики страны 1990-е годы он отважился вывести свою фирму на международный рынок. В итоге предприятие первым в России установило сотрудничество с зарубежными коллегами и выиграло конкурс на создание космического аппарата для европейского заказчика. Триумфа этого проекта — сибирско-европейского спутника Sesat -Решетнёв уже не увидел, но успел задать предприятию вектор развития. Сама вера Решетнёва в то, что его сотрудники могут конкурировать на международной арене, в то время как в стране царила неразбериха, галопировала инфляция, разрушались кооперационные связи, усиливалась безработица — эта вера дорого стоит.

Сибирский спутник,
№16(370), 6 ноября, 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *