Американские самолеты летят в Москву

alsib15Неравнодушные люди из США и России решили напомнить всем, что наши страны были когда-то союзниками

Когда политики не могут договориться между собой, остается уповать только на народную дипломатию, примером которой является инициатива ряда неправительственных организаций. Суть ее – реконструкция перегона военных самолетов по ленд-лизу в 1942–1945 годах из США в СССР. Семь десятков лет назад эта операция именовалась «Алсиб».

Примечательно, что проект, получивший название «Алсиб-2015», был предложен американской стороной и затем горячо поддержан россиянами. В плане этого проекта перелет двух транспортных самолетов «Дуглас Си-47» из аэропорта города Фербенкс (Аляска, США) через Берингов пролив, Чукотку, Сибирь до западной границы РФ, конечным пунктом будет подмосковный аэродром ЛИИ им. Громова. Затем самолеты примут участие в авиасалоне МАКС 2015, а в дальнейшем их передадут в Музей Вооруженных сил РФ. Эта акция посвящена 70-й годовщине Победы и 40-й годовщине совместного советско-американского космического полета по программе «Союз–Аполлон».

ИСЧИСЛЕНИЯ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

Cейчас, когда взаимоотношения между нашими странами далеки от идеальных, самое время вспомнить, что наши государства в той войне были союзниками, и поговорить об общем вкладе наших народов в великую Победу.

В самые тяжелые годы Великой Отечественной существенную помощь истекающему кровью Советскому Союзу оказали США и Великобритания, она выразилась в снабжении нашей страны материальными средствами, необходимыми для ведения войны, получившими название «ленд-лиз».

Предварительные поставки до заключения соглашения, которые осуществлялись до 30 сентября 1941 года, были оплачены золотом. Первый протокол был подписан 1 октября 1941 года. И лишь 11 июня 1942 года между правительствами США и СССР был заключен договор о взаимопомощи в ведении войны против агрессора, проще говоря – договор о ленд-лизе. Далее последовало подписание второго протокола – 6 октября 1942 года, который действовал до 30 июня 1943 года. Третий протокол был подписан 19 октября 1943 года, по нему отгрузки осуществлялись до 30 июня 1944 года. Заключительный, четвертый протокол стороны подписали 17 апреля 1944 года; формально он действовал с 1 июля 1944 по 12 мая 1945 года, но фактически поставки осуществлялись вплоть до окончательной победы над Японией, которая капитулировала 2 сентября, а 20 сентября 1945 года поставки по ленд-лизу были прекращены.

Всего за весь период действия ленд-лиза в СССР из США и Великобритании поступило различных грузов вооружений и техники на сумму около 13 млрд долл. Большая часть этих поставок пришлась на США (11,3 млрд долл.). По договору получающая сторона после окончания войны должна была вернуть всю неуничтоженную технику и все неиспользованные материалы и имущество или оплатить их полностью или частично. Военные материалы, вооружение и техника, утраченные во время боев, оплате не подлежали.

Первоначально американцы выставили весьма значительную сумму, превышавшую 900 млн долл. Но советская сторона сослалась на то, что Великобритания получила помощь из-за океана на 31,4 млрд долл., то есть в три раза больше, а к оплате ей было предъявлено всего 300 млн. Поэтому СССР предложил американцам оценить долг в такую же сумму, на что представители США ответили отказом. В 1949 и 1951 годах во время переговоров заокеанские партнеры снижали дважды сумму платежа и довели ее до 800 млн, но Москва настаивала на своем. Окончательный договор по погашению долга по ленд-лизу удалось заключить только в 1972 году. По нему СССР должен был перечислить США до 2001 года 722 млн долл., включая проценты. До середины 1973 года были произведены три платежа на сумму 48 млн долл. В 1974 году США приняли поправку Джексона–Вэника, согласно которой с 3 января 1975 года вводились резкие ограничения в торговле между нашими странами, и платежи по ленд-лизу в связи с этим недружественным действием бывших союзников были приостановлены. И только во время встречи президентов Горбачева и Джоржа Буша-старшего в июне 1990 года стороны договорились о возобновлении обсуждения выплат по ленд-лизу. В результате переговоров был установлен новый строк погашения долга – 2030 год. Сумма задолженности была определена в 674 млн долл. Далее последовал распад СССР, обязательства по платежам взяла на себя Российская Федерация. Окончательно долг был погашен в 2006 году.

С июня по сентябрь 1941 года СССР получил по договору о взаимопомощи около 16,6 млн т различных грузов, при этом из портов Канады, США и Великобритании было направлено 17,5 млн т товаров (разница преимущественно лежит на дне Мирового океана). Недооценивать материальную помощь, которую СССР получил от союзников, – значит грешить против истины. Красная армия в первые месяцы войны понесла огромные потери в живой силе, боевой технике и материальных ресурсах, фронт недосчитался около 10 тыс. танков, 6 тыс. самолетов, 64 тыс. автомобилей. Противнику в короткие сроки удалось оккупировать богатые промышленные и сельскохозяйственные регионы страны. В результате действующая армия осенью и к началу зимней кампании 1941 года была недостаточно вооружена (порой не хватало даже стрелкового оружия), неудовлетворительно снабжалась продовольствием.

Поставки по ленд-лизу накормили фронт, и даже тылу кое-что перепало. Мясных консервов (которые в шутку называли «второй фронт») было поставлено 664,6 тыс. т, что составило 108% от советского производства за весь военный период. Сахарного песка было отгружено 610 тыс. т (42% от уровня нашего производства), обуви – 16 млн пар.

Снабжение по ленд-лизу позволило обеспечить действующую армию и тыл средствами связи и транспорта, эти две позиции производились в нашей стране в недостаточных для нужд войны количествах. СССР получил около 600 тыс. грузовых и легковых автомобилей (что более чем в 1,5 раза превзошло уровень производства в Союзе). Страна получила 19 тыс. паровозов (у нас произведено 446 шт.), более 11 тыс. товарных вагонов (у нас сделали их не более 1 тыс.), 622 тыс. т рельсов. Радиостанций было поставлено 35,8 тыс. шт., около 5,9 тыс. приемников и ретрансляторов, 445 локаторов, более 1,5 млн погонных км полевого телефонного кабеля.

Союзники восполнили острую нехватку в порохе (22,3 тыс. т из Великобритании) и взрывчатых веществ (295,6 тыс. т из США), в общей массе около 53% этого военного материала от ее количества, произведенного за время войны в СССР. Снабжение советской промышленности материалами военного назначения также трудно переоценить. Из импортного алюминия было произведено более половины советских самолетов. Всего Союз получил 591 тыс. т алюминия. Из США поступило около 400 тыс. т первичной меди, свыше 50 тыс. т электролитической и рафинированной меди, что составило 83% от советского производства. За время войны 102,8 тыс. единиц броневого листа было поставлено из США. Великобритания отгрузила СССР 103,5 тыс. т натурального каучука. Для нужд фронта и тыла было поставлено 3606 тыс. автопокрышек, 2850,5 тыс. т бензина преимущественно легких фракций, в том числе и высокооктанового (51,5% от советского производства). Были также поставлены 4 нефтеперегонных завода, 38,1 тыс. металлорежущих станков и 104 пресса.

Из США по морю прибыло в Союз 7057 танков и САУ, из Великобритании – 5480. Также было поставлено около 140 тыс. единиц длинноствольного стрелкового оружия и около 12 тыс. пистолетов. Советский флот получил от союзников грузовых кораблей класса «Либерти» 90 единиц, 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших противолодочных кораблей, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров и 43 десантных корабля.

За весь период войны наши ВВС получили 15 481 самолет из США и 3384 из Великобритании (в СССР в тот же период было произведено 112,1 тыс. самолетов).

Поставки по ленд-лизу осуществлялись по трем основным и нескольким вспомогательным маршрутам. Самым известным являлся путь, пролегавший через Северную Атлантику, по нему было перевезено 22,6% всех военных грузов, предназначавшихся для СССР. Но самым эффективным все же был тихоокеанский маршрут, по нему было доставлено 47,1% военных грузов. Вторым по значению был трансиранский, или южный, путь, по которому было поставлено 23,8% грузов. Второстепенными были: черноморский путь (3,9%), который являлся частью южного пути; маршрут, пролегавший по Северному морскому пути (2,6%), который был продолжением тихоокеанского. Кроме того, самолеты перегонялись своим ходом по маршруту «АЛСИБ» (был частью тихоокеанского пути) и через Южную Атлантику, Африку, Персидский залив, далее по трансиранскому пути. Последний маршрут из-за его большой протяженности позволял перегонять только бомбардировщики. По нему в СССР перелетело 993 самолета.

ВОЙНА НЕ ЩАДИТ НИКОГО

Самым печально известным оказался самый короткий маршрут, пролегавший из портов США, Канады, Исландии и Шотландии через Северную Атлантику в Мурманск, Архангельск и Молотовск (Северодвинск), далее грузы следовали вдоль линии фронта на юг по двум железнодорожным веткам (Северная и Кировская). На начальном этапе, который охватил вторую половину 1941-го и первую треть 1942 года, поставки велись как отдельными судами, так и небольшими конвоями. К середине 1942 года одиночное плавание прекратилось, а конвои стали укрупняться. Они формировались преимущественно в Рейкьявике или в заливе Хваль Фьорд в Исландии, реже в Шотландии в Лох-Ю или в Скапа Флоу. Морские переходы длились 10–14 суток. Конвоям, идущим в порты СССР, присваивался код PQ и соответствующий порядковый номер, а во время движения в порты приписки они именовались QP и соответственно номеровались. Путь пролегал вдоль берегов оккупированной рейхсвером Норвегии, где в многочисленных удобных фьордах располагались базы Кригсмарине (ВМФ Третьего рейха), а в непосредственной близости к берегу в горах – хорошо оборудованные базы люфтваффе. Конвои шли из Исландии или Шотландии, в обход Фарерских островов, мимо островов Ян-Майен и Медвежий, прижимаясь к паковым льдам, и направлялись в Союз. В зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях маршрут выбирался южнее (как правило, в зимнее время) или севернее (главным образом летом) островов Ян-Майен и Медвежий. Корабли шли в районе, где много дрифтового льда и сильные течения. Дополнительные трудности были связаны с Гольфстримом, чьи теплые воды, смешиваясь с арктическими холодными водами, являются причиной частых туманов и плохой погоды с довольно сильными внезапными штормами и образованием наледей на конструкциях кораблей. Бывало, что конвои распадались из-за непогоды. Во время полярной ночи влияние теплого течения предельно усложняло удержание ордера конвоя и боевых порядков военных кораблей охранения. Во время полярного дня конвой постоянно находился под угрозой атак надводных и подводных военных судов противника, а также с воздуха. Поэтому летом плохая погода была меньшим злом. Единственный незамерзающий советский морской порт Мурманск находился недалеко от линии фронта и часто подвергался авиа-налетам. Корабли конвоя, вошедшие в горловину Кольского залива, становились легкой мишенью для летчиков люфтваффе. Более безопасный порт Архангельск имел очень короткий период навигации.

На первом этапе в составе конвоев в основном были британские корабли. С начала 1942 года в конвоях стали преобладать американские транспорты, количество судов было увеличено до 16–25 и более. PQ16 включал 34 транспорта, PQ17-36, PQ18-40. Для боевого охранения конвоев Британское адмиралтейство выделяло отряд кораблей. Все силы охранения делились на две части: крейсерский отряд (ближняя линия), в состав которого включались эскадренные и эскортные миноносцы, корветы, фрегаты, шлюпы, тральщики и противолодочные корабли, и отряд оперативного (дальнего) прикрытия, в который входили линкоры, крейсеры, иногда авианосцы. Восточнее 18-го (затем 20-го) меридиана конвои входили в операционную зону советского Северного флота, где его безопасность уже обеспечивали наши военные корабли и авиация. Немцы сначала не уделяли серьезного внимания этим перевозкам. Затем последовало контрнаступление советских войск под Москвой, и обстановка в Арктике изменилась. В январе-феврале 1942 года в район Тронхейма (Норвегия) были переброшены линкор «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кельн», пять эсминцев и 14 подводных лодок. Для боевой поддержки и обеспечения этих кораблей и операционных линий использовалось большое количество тральщиков, сторожевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. Были значительно увеличены силы 5-го воздушного флота нацистов, базировавшегося в Норвегии и Финляндии. Последствия этих маневров не заставили себя долго ждать: летом 1942 года был практически уничтожен конвой PQ17. Из 36 кораблей его ордера, вышедшего из Рейкьявика, в советские порты прибыли только 11 транспортов. Вместе с 24 судами немцы пустили на дно около 400 танков, 200 самолетов, 3 тыс. автомобилей. Следующий конвой PQ18 вышел в сентябре 1942 года и потерял в пути 10 транспортов. Последовал еще один перерыв в отправке конвоев. Основной объем транспортировки военных грузов был перенесен на иранский и тихоокеанский маршруты. Летом 1943 года посылки конвоев через Северную Атлантику возобновились. В дальнейшем, в 1944–1945, годы они формировались только в Лох-Ю (Шотландия). Конвои, направляющиеся в Союз, стали именоваться JW (и порядковый номер), а обратные – RA.

Всего за годы войны этим путем из Исландии и Шотландии в СССР прошло 40 конвоев, 811 кораблей, из них 58 были потоплены, 33 отбились от ордера конвоев и вернулись в порты отправления. В обратном направлении из советских портов ушло 35 конвоев, 715 кораблей, 29 транспортов было потоплено, 8 вернулись в порты отправления. Всего потери составили 87 транспортных судов, 19 военных кораблей, среди последних 2 крейсера и 6 эсминцев. В этой эпопее погибло около 1500 советских моряков и летчиков и свыше 30 тыс. британских, канадских и американских военных и гражданских моряков и военных летчиков.

ИРАНСКИЕ ДОРОГИ

Вторым по объему грузооборота по ленд-лизу был «персидский коридор», его еще называют трансиранский, или южный, путь. Материальные средства доставлялись из портов США, британских доминионов, через Тихий и Индийский океаны, Персидский залив в порты Басра и Бушир. Далее грузы следовали через Иран к берегам Каспийского моря, в советское Закавказье и Среднюю Азию. Этот путь стал возможен после совместной оккупации британскими и советскими войсками территории Ирана в августе 1941 года.

До 22 июня 1941 года страны антигитлеровской коалиции рассматривали СССР как союзника нацистской Германии. Вторжение сил вермахта на территорию Союза резко изменило это положение, СССР автоматически вошел в коалицию. Первой совместной военной операцией союзников стала оккупация Ирана.

В директиве Ставки ВГК № 001196 Среднеазиатскому военному округу (САВО) предписывалось развернуть 53-ю армию на границе с Ираном для дальнейшего перехода в наступление в Южном, Юго-Западном и Юго-Восточном направлениях. И директивой № 001197 СВГК Закавказский военный округ был реорганизован в Закавказский фронт, ему была поставлена задача силами 44-й и 47-й армий при поддержке Каспийской флотилии наступать в Южном и Юго-Восточном направлениях.

Операция получила кодовое название «Countenance» («Согласие»). СССР задействовал в ней пять общевойсковых армий, несмотря на катастрофическую ситуацию на советско-германском фронте. Кроме перечисленных еще две армии, 45-я и 46-я, были развернуты на советско-турецкой границе, так, на всякий случай. Поддержку действия войск с воздуха осуществляли четыре авиационных полка. До начала боевых действий Иран успел провести частичную мобилизацию, в результате которой под ружье было поставлено 30 тыс. резервистов и общая численность армии доведена до 200 тыс. Но реально Тегеран смог выставить на передовую не более девяти полнокровных пехотных дивизий.

Закавказский фронт начал наступление 25 августа, а 53-я армия САВО перешла иранскую границу 27 августа. Советская авиация нанесла удары по аэродромам, коммуникациям, резервам и тыловым ресурсам противника. Наши войска продвигались стремительно, не встречая упорного сопротивления, и уже через неделю, к 31 августа, выполнили поставленную им оперативную задачу.

Британский флот 25 августа атаковал морские силы Ирана в Персидском заливе. Одновременно сухопутные силы англичан при поддержке авиации перешли в наступление с территории Белуджистана и Ирака общим направлением на север. В воздухе господствовала авиация союзников, войска шаха отступали по всем направлениям. Уже 29 августа Тегеран заключил перемирие с Великобританией, а 30-го – с СССР, но боевые действия продолжались еще около двух с половиной недель. Тегеран пал 15 сентября, на следующий день несговорчивый шах Ирана Реза Пехлеви отрекся от престола (в пользу сына). Между Тегераном, Лондоном и Москвой было заключено соглашение, согласно которому вся территория Ирана была разделена на британскую и советскую оккупационные зоны.

Уже в ноябре 1941 года начались первые поставки военных грузов по «персидскому коридору». Основным недостатком этого пути были длинными морские трассы из портов США и Австралии, через Тихий и Индийский океаны. Морская перевозка минимально длилась 75 суток. Волна наступления японских вооруженных сил к середине июня 1942 года докатилась до берегов Австралии. Водный путь к тому моменту еще удлинился.

Союзники для нужд ленд-лиза реконструировали крупные иранские морские порты в Персидском заливе и на Каспийском побережье, построили железные и автодороги. Силами ведущих американских автоконцернов были возведено несколько сборочных автомобильных заводов на территории Ирана. За время войны на этих предприятиях было произведено 184 112 автомобилей, большая часть которых направлялась в Союз своим ходом. К маю 1942 года объем грузов, перевозимых иранским путем, достиг 90 тыс. т в месяц. В 1943 году этот показатель превысил 200 тыс. т.

Дополнительные трудности для поставок этим путем возникли в период выхода немецких войск на берега Волги и на линию Главного Кавказского хребта. Из-за участившихся авиаударов люфтваффе были увеличены силы военной Каспийской флотилии и военной авиации, прикрывавшей морской путь из Ирана на север. Дезорганизацию в работу транспорта в этом регионе вносили потоки беженцев и эвакуация предприятий различного назначения из районов, охваченных войной, в Среднюю Азию. Основной поток грузов шел по водам Каспийского моря, что потребовало дополнительных усилий от Москвы для реконструкции советских морских портов и увеличения тоннажа транспортного флота. Всего за годы войны этим путем было перевезено 23,8% грузов, предоставленных СССР по ленд-лизу.

Весной и летом 1942 года большое количество судов на Каспии было отвлечено для эвакуации в Иран польской армии генерала Андреса, сформированной из польских военнопленных, содержавшихся в лагерях НКВД после осенней военной компании 1939 года. Эта армия, численностью от 80 тыс. до 112 тыс., отказалась воевать в составе советских войск. Сначала она была выведена в советскую оккупационную зону в Иране, затем перешла в распоряжение англичан. В дальнейшем из нее был сформирован 2-й польский корпус, который воевал в составе войск союзников в Италии.

ДАЛЬНИЙ ПУТЬ ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН

Самый большой объем грузов по ленд-лизу был перевезен по тихоокеанскому пути. Суда загружались в портах Канады и США и шли, как правило, в одиночку различными маршрутами к советским берегам, конвоев на этом направлении не было. Большая часть кораблей шла под советскими флагами, команды тоже были советскими. Весь Тихий океан от Берингова моря на севере, до северного побережья Австралии на юге представлял собой огромный театр военных действий, на котором в смертельной схватке сошлись армии и ВМС Японии и США.

В тихоокеанских перевозках участвовало одновременно до 300 судов. Боевого охранения не было, но в составе экипажей были военные команды, а корабли имели на борту крупнокалиберные пулеметы. Основная часть перевозок осуществлялась сухогрузами американского производства типа «Либерти»; в дальнейшем эти корабли еще долго эксплуатировались советскими пароходствами, последние из них в 1970-е годы еще были на ходу.

Американские экипажи вели свои суда вдоль тихоокеанского берега Северной Америки до Алеутского архипелага в порту Колд-бей, там проводилась перегрузка на советские суда или замена экипажей и вымпелов на американских транспортах. С началом навигации корабли шли через Берингово море в бухту Провидения (Чукотка), затем часть из них пересекала Берингов пролив и по Северному морскому пути направлялась в Мурманск и Архангельск. Для обеспечения навигации американцы передали три ледокола советскому флоту.

Большая часть транспортов шла на Петропавловск-Камчатский. В 60 км к югу от него, в бухте Ахомтен (ныне Русская), располагался военно-лоцманский пост, где формировались караваны из трех-четырех кораблей. Если позволяла ледовая обстановка, караваны шли на юг, если нет – разгружались в Петропавловске, после чего возвращались в Америку. При благоприятной ледовой обстановке караваны входили в Охотское море по проливу между мысом Лопатка (южная оконечность Камчатки) и самым северным островом Курил – Шумшу. Далее транспорты направлялись в Николаевск-на-Амуре, Находку и Владивосток. Часть судов проходила в обход Курильской гряды через пролив Лаперуза в Японское море.

Южная часть Сахалина и весь Курильский архипелаг принадлежали Японии (Россия потеряла их в Русско-японской войне 1904–1905 годов). В начале июня 1942 года японское объединение военных кораблей в составе двух малых авианосцев, пяти крейсеров, 12 эсминцев, шести субмарин, четырех десантных кораблей с многочисленным морским десантом на борту и группы судов обеспечения подошла к островам Атту и Киска (Алеутский архипелаг, США), захватило их и удерживало вплоть до августа 1943 года. Кроме этого, движению транспортов по тихоокеанскому пути мешало множество других факторов. Тихий океан на самом деле не такой уж тихий, штормовая погода была причиной гибели некоторых кораблей. Возле Авачинской губы, вдоль Сахалина и Курильских островов, в Татарском проливе и проливе Лаперуза вблизи Владивостока и Находки располагались минные поля. Часть мин в штормовую погоду волны срывали с места и уносили в открытое море. Японцы хоть и редко, но все же захватывали и топили транспорты, не меньше трех кораблей торпедировали американцы. В Тихом океане погибло 23 судна, около 240 моряков.

За годы войны из Америки в Петропавловск и обратно прошло более 5 тыс. кораблей. Во Владивосток прибыло более 10 тыс. транспортов, город все это время «задыхался от ленд-лиза». Единственная железная дорога, соединявшая его со всей страной, не справлялась с нагрузкой. Военными материалами и техникой были завалены не только портовые территории, но все прилегающие к ним улицы. Если суммировать все грузы, прошедшие по тихоокеанскому маршруту, включая Северный морской путь, то это составит 49,7% от всего объема поставок по ленд-лизу.

НЕ САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ ПУТЬ

Маршрут перегона самолетов Алсиб был частью тихоокеанского пути. Американские и канадские летчики (в том числе и женская эскадрилья) перегоняли самолеты с авиастроительных предприятий, разбросанных по всей территории США в Грейт-Фолс (штат Монтана, США), затем через Канаду в Фербенкс (Аляска, США). Здесь представители СССР принимали машины, далее за штурвал садились советские пилоты. Всего было принято: 729 средних бомбардировщиков Би-25, 1355 легких бомбардировщиков Эй-20, 47 истребителей Пи-40, 2616 истребителей Пи-39 (Airacobra), 2396 истребителей Пи-63 (Kingcobra), три истребителя-бомбардировщика Пи-47, 707 транспортных самолетов «Дуглас Си-47», 708 самолетов «Кертис Райт Си-46», 54 учебных самолета ЭйТи-6 (Texan), всего – 7908 единиц. Кроме того, сверх договора русским достались две летающие крепости Би-24. Ближе к окончанию войны советские ВВС получили 185 гидросамолетов ПиБиЭн (Nomad) и ПиБиВай (Catalina).

Для обеспечения этого маршрута было реконструировано 10 аэродромов и построено восемь новых на дистанции от поселка Уэлькаль (Чукотка) до Красноярска. В летнюю навигацию 1942 года по Северному морскому пути, далее по рекам Восточной Сибири были заброшены силами флота материалы, средства связи и ГСМ на промежуточные пункты посадки, затем в каждую навигацию эти заброски повторялись. Базовые аэродромы располагались в Уэлькале, Сеймчане, Якутске, Киренске и Красноярске. Запасные аэродромы были построены в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелехе и Маркове. Резервные взлетно-посадочные полосы были подготовлены в Бодайбо, Витиме, Усть-Мае, Хандыге, Зырянке, Анадыре. Основная часть строительных работ выполнялась Дальстроем НКВД, то есть руками заключенных.

Была сформирована первая перегоночная авиационная дивизия (ПАД) чей штаб расположился в Якутске, в ее состав сходило пять перегоночных авиационных полков (ПАП). Из Фербенкса в Уэлькаль перегон самолетов осуществлял 1-й ПАП (10 января 1943 года он был передан из состава ПАД в подчинение начальнику военной приемки ВВС РККА в Аляске). Из Уэлькаля в Сеймчан самолеты пилотировали летчики 2-го ПАП. Далее до Якутска был участок ответственности 3-го ПАП, до Киренска самолеты перегоняли пилоты 4-го ПАП, и на последнем этапе до Красноярска за штурвалом сидели летчики 5-го ПАП. Бомбардировщики и транспортные самолеты летели по одному. Истребители перегонялись только группой в сопровождении бомбардировщиков или транспортных самолетов. Из Красноярска на фронт бомбардировщики и транспортные машины летели своим ходом, а истребители в разобранном виде доставляли по железной дороге.

Без потерь не обошлось. Причинами аварий были климатические условия, технические неисправности и человеческий фактор. На перегоне на территории США и Канады за все время действия Алсиба разбилось133 самолета, погибло 133 пилота, 177 самолетов не пересекли Берингов пролив, на Аляске покоятся и советские летчики. На отрезке от Уэлькаля до Красноярска разбился 81 самолет, погибло 144 пилота, немало авиаторов пропало без вести.

ПЕРЕЛЕТ 70 ЛЕТ СПУСТЯ

Перелет из Фербенкса в Москву совершают два самолета «Дуглас СB-47» выпуска 1942 года. Крейсерская скорость перелета 240 км в час. Сопровождает «дугласы» в воздухе АН-26-100, специально зафрахтованный для этих целей. Горючее на весь путь, запчасти для Си-47 погружены на борт машин.

Один из Си-47 назван в честь космонавта Алексея Леонова, на его фюзеляже изображен логотип «Союз-Аполлон». Другой «дуглас» носит имя маршала авиации Евгения Логинова. Бюджет всего мероприятия составил около 1 млн долл.

По сообщению бывшего главкома ВВС РФ Петра Степановича Дейнекина, который принимает активнейшее участие в проекте, на «дугласах» нет радара, с машин сняли защиту против обледенения и кислородное оборудование. Поэтому полет проходит только в условиях хорошей погоды на высоте до 3,6 тыс. м, непогоду пережидают на земле. Состав экипажей смешанный, российско-американский. Один Си-47 поведут: командир Валентин Эдуардович Лаврентьев, второй пилот Глен Спайсер Мосс, техник Джон Генри Макинсон. В составе команды другого «дугласа»: командир Александр Андреевич Рябин, второй пилот Фрэнк Варсейм Мосс, техники – Николай Иванович Демьяненко и Павел Романович Муль.

Александр Шарковский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *