12 октября 1940 года, совершил первый полет ЦКБ-57, прототип Ил-2. Легендарный штурмовик не сразу получил облик, который известен сегодня практически всем. Первому полету эталонного бронированного штурмовика предстояла долгая и кропотливая работа всего авиационного коллектива конструкторского бюро. Опытный ЦКБ-57, который совершил первый полет 75 лет назад 12 октября 1940 года, стал важной вехой на этом пути, сообщает пресс-служба ОАО «Ил».
«В январе 1938 года С.В.Ильюшин обратился в правительство с предложением построить спроектированный им двухместный бронированный штурмовик. Идея сразу получила поддержку руководства. В том же месяце вышло постановление Государственного Комитета Обороны со словами: «Представленный тов. Ильюшиным проект самолета «Летающий танк» – утвердить». Первые испытания нового самолета конструкции С.В.Ильюшина, который получил обозначение ЦКБ-55 или БШ-2 (бронированный штурмовик второй) состоялись в 1939 году. Самолет БШ-2 представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 (мощность 1350 л.с.). Все жизненно важные узлы и агрегаты штурмовика (бензобаки, двигатель, системы охлаждения), а также экипаж располагались в бронированном корпусе», — рассказали на предприятии.
Госиспытания нового самолета прошли в апреле 1940 года. Общая оценка была положительной. Штурмовик оказался прост в управлении, взлет и посадка не вызывали затруднений. Были и замечания. Испытатели отметили недоведенность двигателя АМ-35 и рекомендовали улучшить обзор «вперед-вниз».Необходимость замены двигателя предполагал и С.В. Ильюшин, еще на этапе создания штурмовика. АМ-35 конструировался для использования на высоте 4500 метров, где он развивал полную мощность. Штурмовик предполагался для использования на малых высотах, где этот двигатель полную мощность не развивал. По просьбе С.В. Ильюшина ОКБ Микулина в инициативном порядке и в короткие сроки создало необходимый низковысотный двигатель АМ-38. Первый летный экземпляр нового двигателя немедленно поставили на штурмовик.
Самолет подвергся и другим изменениям. Экипаж был сокращен до 1 человека – летчика. Вместо кабины стрелка была установлена 12-миллиметровая бронеперегородка и бензобак, предписанное заказчиком увеличение боковой брони кабины имитировалось увеличением массы конструкции. В таком виде новый летный образец, получивший обозначение ЦКБ-57, и был представлен на заводские испытания.
В первый полёт одноместный ЦКБ-57 поднял летчик-испытатель ОКБ В.К. Коккинаки. Испытания показали простоту в управлении, лучшую маневренность, была достигнута высокая для того времени скорость в 437 км/ч. На основании испытаний в конструкцию вновь были внесены изменения. Для улучшения обзора «вперед-вниз» двигатель опустили на 175 мм и изменили обводы носовой части фюзеляжа, усилили бронирование кабины. Одновременно приподняли сиденье летчика и фонарь. В задней полусфере установили прозрачную броню и короткий прозрачный обтекатель. Именно тогда штурмовик приобрел характерный для него «горбатый» профиль.
Новый вариант штурмовика получил обозначение ЦКБ-55П. В декабре 1940 года, в соответствии с Постановлением Правительства о переименовании боевых самолетов в соответствии с первыми буквами фамилий главных конструкторов, штурмовик получил свое окончательное легендарное наименование Ил-2. С этим наименованием штурмовик пошел в серийное производство и принял боевое крещение в первых боях Великой Отечественной войны, где показал свою высокую боевую эффективность.