100 летие авиаконструктора

Л.Л.Селяков

22 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Главного конструктора Леонида Леонидовича Селякова. За свой долгий век Л.Л.Селяков многое сделал для развития отечественной авиации. Он работал в ОКБ ЦАГИ и ОКБ-16 под руководством В.М.Петлякова и В.Н.Беляева, в ОКБ-22 под руководством А.И.Путилова и В.М.Мясищева, в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева, в ОКБ-23 под руководством В.М.Мясищева и наконец в ОКБ А.Н.Туполева.
В 1929 г. тринадцатилетний мальчишка Леня Селяков впервые поднимается в воздух на туполевском АНТ-9, выполнявшем демонстрационные полеты с Центрального аэродрома.
С февраля 1932 г. Л.Л.Селяков в ЦАГИ, где его направляют в бригаду № 1 тяжелых сухопутных самолетов, которой руководил В.М.Петляков, в группу прочности и аэродинамики В.Н.Беляева.
В составе группы Селяков проводил прочностные расчеты элементов конструкции самолетов АНТ-20 «Максим Горький» и АНТ-42 (ТБ-7), ставших заметными вехами в развитии отечественного и мирового самолетостроения.
С 1938 года руководитель группы технического проектирования и заместитель начальника бригады фюзеляжа ОКБ-16, созданного после ареста А.Н.Туполева на базе его КБ.
Во время Великой Отечественной войны работал сначала на заводе № 22 и с 1943 года — заместителем главного конструктора ОКБ-22 В.М.Мясищева до закрытия КБ в январе 1946-го. После эвакуации КБ в Казань (1942) бригада Селякова занималась проектированием установки крупнокалиберного пулемёта на Пе-2.
В 1946 году переведён в ОКБ-115 А.С.Яковлева, где проработал до 1951 года. Руководил проектированием реактивных самолётов-истребителей Як-19, Як-25 и Як-1000.
В апреле 1951 года после восстановления ОКБ-23 Мясищева был назначен его заместителем. Занимался проектированием стратегического бомбардировщика М-4 и модернизацией 3М (М-6). За достижения в проектировании этих самолётов в 1957 году в составе коллектива ОКБ-23 стал лауреатом Ленинской премии, награжден орденом Ленина.
С 1954 года проектировал межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50.
С 1959 по 1961 год работал в ОКБ В.Н.Челомея.
В 1962 году возвратился в ОКБ А.Н.Туполева. Более 25 лет был Главным конструктором самолета Ту-134. В ноябре 1972 г. за создание самолета Ту-134 и его модификаций группе создателей была присуждена Государственная премия, в числе награжденных были А.Н.Туполев и Л.Л.Селяков.
Умер 16 октября 2002 года в Москве. Похоронен на Химкинском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *