Сегодня отмечается 110 лет со дня рождения генерального конструктора авиационной техники, академика АН СССР, генерал-полковника авиации, дважды Героя Социа листического Труда, лауреата Ленинской и семи Государственных премий Александра Сергеевича Яковлева.
Александр Сергеевич Родился в Москве 1 апреля 1906 г. В 1919-22 работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 строил летающие авиамодели в школьном кружке. С 1923 активист ОДВФ, Авиахима и Осоавиахима. А.С.Яковлев — один из зачинателей массового советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.
В 1924 построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, премированный на Всесоюзных соревнованиях; в 1927 — легкий самолет АИР-1, на котором Ю.И.Пионтковский установил первые советские мировые рекорды. День первого полета АИР-1 — 12 мая 1927 г. — считается датой рождения ОКБ А.С.Яковлева. В 1924 добровольно вступил в Красную Армию и служил в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского (ВВА), ныне — Военно-воздушная инженерная академия, на рабочих должностях, в т.ч. авиамотористом. В 1927-31 — слушатель ВВА, одновременно строил легкие самолеты с группой конструкторов и рабочих. С 1931 — на авиазаводе №39, где руководил группой легкой авиации, в 1934 — начальник конструкторско-производственного бюро (КПБ) Спецавиатреста, в 1935-56 — главный конструктор ОКБ завода №115 и одновременно в 1935-52 директор этого завода, в 1940-46 одновременно заместитель и первый заместитель наркома (в 1946 — министра) авиационной промышленности. В 1956-84 — Генеральный конструктор ОКБ; с 1984 на пенсии.
Был также главным конструктором авиазаводов №47 (1934) и №464 (1947), председателем Научного совета МАП (1946-48), заведующим кафедрой проектирования и конструкции самолетов МАИ (1944, 1958), председателем редколлегии журнала «Техника воздушного флота» (1942-47). Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1986.
За 60 лет активной творческой деятельности А.С. Яковлева (1924-84) под его руководством создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе: самолет местной связи АИР-6(1932), самые скоростные советские самолеты АИР-7 (332 км/ч, 1932) и ББ-22 (567 км/ч, 1939); первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936); основные истребители Великой Отечественной войны Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 и десятки их серийных модификаций (1940-46), составлявшие две трети советской истребительной авиации в годы войны. А.С.Яковлев — один из первых создателей реактивной авиации. Под его руководством разработаны серийные боевые самолеты: Як-15 (1946) — первый советский реактивный истребитель, принятый на вооружение; Як-25 (1952) — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р (1958) — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 (1958) — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик и др.; самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП): Як-36 (1964) — первый советский СВВП и Як-38(1972) — первый в мире палубный СВВП; самые грузоподъемные серийные десантные аппараты — планер Як-14 (1948) и вертолет Як-24 (1952); массовые учебные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1 974); легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947); спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-81), на которых советские летчики завоевали 69 первых мест на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу; массовые реактивные пассажирские: Як-40 (1966) — первый в мире реактивный самолет местных линий, единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся такими развитыми странами, как Италия и ФРГ, и самый экономичный отечественный ближнемагистральный лайнер Як-42(1975); малоразмерные беспилотные аппараты (1983). А.С.Яковлев создал свою школу в самолетостроении, для которой характерны высокая культура проектирования, в т.ч. весовая культура; стремление к простоте конструктивных решений, широта творческого диапазона.
Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями, французскими орденами — офицерским крестом ордена Почетного легиона и военным крестом, Авиационной золотой медалью Международной авиационной федерации (ФАИ). Бронзовый бюст А.С.Яковлева установлен в Москве, напротив здания ОКБ. А.С.Яковлев — автор книг, выпущенных в нашей стране и в 12 зарубежных странах общим тиражом более 3 млн. экз., в т.ч. «Цель жизни», «Рассказы авиаконструктора», «Советские самолеты».
Умер 22 августа 1989 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Президент ПАО «Корпорация «Иркут», Генеральный директор – Генеральный конструктор ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» Олег Демченко подчеркивает: «Сегодня продолжает жить и развиваться «яковлевская» конструкторская школа, а идеи и принципы легендарного авиаконструктора сохраняют свою актуальность». Конструкторский коллектив, основанный Александром Яковлевым, ведет работу по созданию передовых образцов авиационной техники. Среди них: первый в мире учебно-боевой самолет нового поколения Як-130, семейство пассажирских авиалайнеров МС-21, самолет первоначального обучения Як-152.
К юбилею выдающегося конструктора ПАО «Корпорация «Иркут» подготовило первое официальное электронное издание всемирно известной книги А.С.Яковлева «Цель жизни». Как отмечает Олег Демченко, это уникальное произведение дает точную и, в то же время, живую картину развития отечественной авиации.