В Казани скончался штурман-ветеран

М.Е.Сидоров17 апреля на 95-м году жизни в Казани скончался штурман-испытатель, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Ефросинович Сидоров.
Михаил Ефросинович родился в мае 1921 года в селе Пастухово Исетского района Тюменской области. В 1939 его призвали в армию, когда он учился в Свердловском художественном училище. «- И как все первокурсники, мечтал о великой славе если не Рафаэля, то Шишкина».
В апреле 1941 году окончил 2-е авиационное Чкаловское военное училище штурманов (г.Чкалов, ныне — г.Оренбург). В 242-м бомбардировочном полку Особого Киевского военного округа, куда он получил назначение, на 22 июня насчитывалось в строю всего пять самолетов, три из которых были учебными.

— Все закончилось тем, что нам, летунам, выдали по винтовке и 40 патронов, приказав отступать вместе с пехотой, — с горечью вспоминает полковник в отставке. — Дошли с боями до Киева, оттуда нас направили в запасной авиаполк, где переучивали сначала на Пе-2, а затем на По-2. На этой машине казанского производства я и провоевал всю Великую Отечественную начиная с лета 1942 года, когда нас отправили на Брянский фронт…
За годы войны совершил 657 боевых вылетов. Но особенно запомнился рискованный полет в глубокий тыл противника, который они с сержантом Женей Игнатовым совершили в январе 1943 года в районе средней излучины Дона. Вот как описывал тот полет штурман Сидоров:
— Вызывает нас замкомандующего 2-й воздушной армией генерал-майор Изотов и приказывает: «Летите в тыл к фрицам и разыщите там нашу танковую группу, совершающую разведывательный рейд. С ними давно нет связи, выясните, как там у них дела…» И вот мы летим: ночь, темень, высота 500 метров, дороги едва просматриваются. Передовая уже далеко позади осталась, а никаких наших танков нет. Наконец в одной деревне увидели бой — ясно, это наши дерутся. Но как с ними связаться? Решили садиться рядом, на поле. Сделали круг и сели. Приготовили пулемет и гранаты на случай, если немцы к нам полезут. Но, к счастью, нас заметили свои. Я встретился с комиссаром 88-й танковой бригады 3-й танковой армии генерала Рыбалко подполковником Лозовским, который передал нам координаты своей разведгруппы. Мы развернули самолет и взлетели по своему следу. За это задание я получил свою первую боевую награду — орден Отечественной войны II степени…
Очень жарко было на Курской дуге, где их экипаж совершил 100 боевых вылетов за 39 ночей.
Войну он закончил в январе 1945 года. А День Победы, в который внес немалый вклад и он, старший лейтенант Сидоров встречал в Полтавской высшей офицерской школе штурманов. После ее окончания началась другая, послевоенная жизнь героя, которую он прожил так же честно, как и воевал. Пять лет прослужил в Центральной группе советских войск, где летал на штурмовиках Пе-2 и Ту-6, а затем работал штурманом-испытателем сначала в Москве, где испытывал первый советский реактивный бомбардировщик Ил-28. А затем несколько лет испытывал крылатую технику в Казанском авиационном производственном объединении имени С.П.Горбунова — поднимал в небо такие знаменитые машины, как Ту-16, Ту-104Б, а также первый сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-22.
Бывший штурман бомбардировочной авиации кроме военного умудрился получить и блестящее гражданское образование: в 1959 году он без отрыва от службы успешно закончил исторический факультет МГУ. А после увольнения из Вооруженных сил СССР еще 22 года проработал преподавателем истории в Казанском медицинском институте.
В прошлом году к 70-летию Победы увидела свет монография Михаила Сидорова «Оружие Победы по имени По-2». Воплотить его мечту помогли трудовой коллектив и руководство Казанского вертолетного завода, которые провели акцию «Осуществи мечту ветерана».
Награжден орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *