«Девятого июня в 10.25 при возвращении на базовый аэродром в Московской области после выполнения планового полета потерпел катастрофу самолет Су-27 ВКС России. Пилот погиб. Полет выполнялся без боекомплекта, на земле разрушений нет», — сказано в релизе министерства обороны.
Разбившийся в Подмосковье самолет является истребителем Су-27 пилотажной группы «Русские витязи», его пилот погиб. Об этом сообщил ТАСС источник в силовых структурах.
«Разбившийся сегодня в районе деревни Мураново самолет входил в состав пилотажной группы «Русские витязи» ВКС России. Его летчик погиб», — сказал он.
Собеседник агентства уточнил, что упавший истребитель пилотировал майор Сергей Еременко.
Как указано на сайте пилотажной группы, майор Сергей Ерёменко являлся командиром звена и военным лётчиком 1 класса. Высшим пилотажем занимался с 2011 года и за время службы налетал более 800 часов на самолётах Як-52, Л-39, МиГ-29 и Су-27, в крушении которого он и погиб. У Сергея Ерёменко остались жена и двое дочерей.
Самолет потерпел катастрофу в 2 км от деревни Мураново. Он упал в лесополосе, жилых домов рядом нет, взрыва после падения не последовало.
Рядом с Мураново находится населенный пункт Ашукино, где 9 июня заместитель министра обороны России Юрий Борисов и главнокомандующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Виктор Бондарев открыли памятник авиаторам. На торжественной церемонии открытия памятника над Ашукино пролетели самолеты пилотажной группы «Русские Витязи».
Причина падения «Витязя» крылась в системе
Как стало известно «Ъ», ведомственная комиссия, расследующая катастрофу истребителя Су-27 из состава пилотажной группы «Русские витязи», определилась с основной версией происшествия — это отказ системы управления самолета. Вины погибшего летчика гвардии майора Сергея Еременко в катастрофе нет.
О том, что специалистам Минобороны, расследующим причины крушения истребителя Су-27 в Пушкинском районе Московской области, удалось определиться с окончательной версией катастрофы, «Ъ» рассказал источник, близкий к штабу воздушно-космических сил (ВКС).
Он уточнил, что по результатам изучения информации, полученной экспертами Центрального научно-исследовательского института ВВС Минобороны с бортового параметрического самописца истребителя, эксперты установили, что Су-27 рухнул вследствие отказа в системе управления. Получить комментарий официального представителя ВКС «Ъ» вчера не удалось.
Напомним, что крушение Су-27 произошло во время показательных выступлений, приуроченных к церемонии открытия памятника авиаторам в деревне Ашукино 9 июня (см. «Ъ» от 10 июня). Изначально, по данным «Ъ», в мероприятии должны были участвовать истребители МиГ-29 из состава пилотажной группы «Стрижи». Однако в последний момент по какой-то причине было принято решение заменить их «Русскими витязями».
В тот день шестерка тяжелых истребителей должна была трижды пролететь строем «пирамида» над памятником и собравшимися возле него людьми. Обстоятельства трагедии эксперты описывают следующим образом. При заходе на третий круг самолет с бортовым номером 15 немного отстал от остальных (это зафиксировали два офицера, находившиеся на земле и поддерживавшие связь с ведущей машиной). Чтобы не разрушать «пирамиду», майор Еременко попытался вернуть Су-27 в строй, однако остальные пять самолетов успели скрыться в облаках — из-за плохих погодных условий видимость была крайне низкой. Отказ системы управления произошел сразу после того, как машина скрылась в тучах: на высоте около 250 м и при скорости свыше 550 км/ч истребитель начал сваливаться в сторону деревни Мураново. Машина весом свыше 16 тонн оказалась практически полностью неуправляемой и в итоге рухнула в лес, расположенный в нескольких сотнях метров от населенного пункта. Никто из местных жителей не пострадал. Летчик не катапультировался и погиб.
Версию с плохим самочувствием во время полета коллеги пилота категорически отрицают, отмечая, что 35-летний Сергей Еременко «регулярно проходил необходимое для полетов медицинское обследование» и перед своим последним вылетом на здоровье не жаловался.
Теперь специалистам предстоит выяснить, почему у истребителя, поступившего после капитального ремонта на 275-м авиаремонтном заводе (Краснодар) в распоряжение 237-го Центра показа авиационной техники имени Кожедуба менее чем за полгода до катастрофы — 22 декабря 2015 года, произошел отказ одной из ключевых систем. Ближайшее выступление «Русских витязей» было запланировано на 25 июня (они значились в списке приглашенных на авиационный фестиваль «Крылья Пармы 2016» в Перми), однако, как вчера сообщили организаторы мероприятия, Минобороны РФ наложило запрет на полеты истребителей пилотажной группы до окончания расследования причин катастрофы.
24 июня 2016 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ