Гиперзвуковые убийцы американской ПРО

Макет противокорабельной крылатой ракеты «Циркон» комплекса 3К-22Генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов в интервью порталу Rambler выразил уверенность в том, что к 2020 году в России будут разработаны гиперзвуковые ракеты, имеющие скорость 6−7М. Он считает, что такие ракеты существенно ослабят возможности сил ПРО вероятного противника: «Ясно, что с такими скоростями, когда ракеты будут иметь возможность летать в атмосфере со скоростью в 7−12 раз превышающей скорость звука, все системы защиты от них достаточно ослабеют».
Как утверждает Борис Обносов, в проекте создания гиперзвуковых ракет принимают участие несколько десятков профильных НИИ и промышленных предприятий. И КТРВ является одним из лидеров в данной тематике не только в России, но и в мире.
О гиперзвуковых ракетах в последнее время говорят много. Их уже даже планируют использовать в тех или иных ударных комплексах — как сухопутных, так и морских. Однако приступили к их созданию, как у нас, так и в США, значительно раньше.

В 70-е годы в дубнинском МКБ «Радуга», ныне входящем в КТРВ, стартовала НИР, цель которой заключалась в изучении возможности создания крылатой ракеты, скорость которой составляла бы 5 М и выше. Проблема на тот момент была мало изучена. Во-первых, на скоростях, превышающих 3 М, использование авиационного турбореактивного двигателя невозможно. Из-за резкого увеличения скоростного напора воздуха падает эффективность двигателя, поскольку резкое повышение температуры поступающей в камеру сгорания воздушно-топливной смеси снижает кпд. И чем выше эта температура, тем меньшая тяга. Также в процессе роста температуры существует угроза пластической деформации лопаток турбины с последующим их расплавлением.
В данной ситуации единственно возможный вариант — применение прямоточного воздушно-реактивного двигателя, в данном случае гиперзвукового — ГПВРД. Использование ракетного двигателя, жидкостного или твердотопливного, для крылатых ракет военного назначения невозможно, поскольку на всей траектории полет должен быть активно управляемым.
Конструкция ГПВРД проста, количество подвижных элементов сведено к минимуму. Теоретически он может развивать скорость до 25 М, но практический потолок составляет порядка 17−19М. Однако ГПВРД обладает существенным недостатком — его нормальная работа начинается примерно со скоростей, превышающих 3 М. До этой скорости ракету надо разогнать либо при помощи твердотопливного ускорителя, либо каким-то иным способом — используя для запуска какой-либо скоростной самолет.
Разумеется, остро стояла проблема перегрева ракеты. Необходимо было обеспечить такую теплозащиту, при которой на всем протяжении полета аппаратура управления работала бы не только без отказов, но и без сбоев.
На этапе ОКР на «Радуге» в 80-е годы были построены несколько опытных образцов крылатой ракеты, которая получила название Х-90 («Коала» по версии НАТО). Ракета весила 15 тонн, имела длину 9 метров, размах крыла — 7 метров. Дальность полета должна была достигать 3000 километров. Расчетная скорость — 5 М.
Проект продвинулся настолько, что было совершено несколько испытательных пусков. Во время последних из них устойчиво достигалась скорость в пределах от 3 М до 4 М. Ракета поднималась самолетом-носителем, после чего производился воздушный старт.
Все разработки гиперзвукового оружия строго засекречены. И лишь из-за того, что в 1992 году проект был закрыт в связи с отсутствием финансирования и развалом оборонной отрасли, в открытом доступе появились некоторые сведения об Х-90.
Однако по прошествии периода безвременья разработки возобновились. И сейчас можно с уверенностью сказать, что в России созданы и проходят этап испытаний как минимум две гиперзвуковые ракеты. Это противокорабельная крылатая ракета «Циркон» комплекса 3К-22, головным разработчиком которой является расположенное в подмосковном Реутове НПО Машиностроения, которое также, как и «Радуга», относится к КТРВ. Параллельно для ВМС Индии создается экспортный вариант ракеты, получившей название «Брамос».
Первые сведения о «Цирконе» появились в 2011 году. И это было смелое заявление уверенных в своей конструкторской победе людей. Потому что испытания изделия начались лишь год спустя. К настоящему моменту произведено 5 пусков, не считая первых, которые по традиции были бросковыми — проверялся выход ракеты из транспортно-пускового контейнера. При последнем пуске, который состоялся в марте этого года, ракета полностью отработала в штатном режиме.
Работы по созданию «Циркона» ведутся столь стремительно, что в следующем году предполагается завершить государственные испытания, а в 2018 году запустить серийное производство. В связи с чем прогноз гендиректора КТРВ относительно 2020 года выглядит довольно осторожным.
Правда, он говорит о скоростях 6−7М, у «Циркона» же расчетная скорость равна «всего» 5 М. По различным оценкам дальность может находиться в диапазоне от 400 км до 1000 км. Точных данных относительно двигателей не имеется, но существуют компетентные мнения относительно того, что разгон осуществляется реактивным твердотопливным ускорителем, в качестве маршевого двигателя конструкторами выбран ГПВРД.
Ракету уже «прописали» на двух вполне конкретных носителях — на тяжелых атомных ракетных крейсерах «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов». Также планируется вооружить ракетой перспективную атомную подводную лодку «Хаски», которая сейчас находится в стадии разработки.
А вот изделие 4202, похоже, способно превзойти заданный Борисом Обносовым скоростной уровень. И эта ракета создается тоже в НПО Машиностроения. Точнее — это не «самостоятельная» ракета, а боевой блок межконтинентальной баллистической ракеты. Но ведет он себя после отделения от ракеты-носителя именно как гиперзвуковая крылатая ракета, свободно маневрируя как по курсу, так и по тангажу.
По различным оценкам, скорость ракеты может находиться в пределах от 7 М до 12 М. Поэтому, как утверждают эксперты, перед ней абсолютно бессильны не только современные средства ПРО, но и те, к разработке которых в США еще не приступили.
Испытания опытных образцов производятся при помощи устаревших МБР РС-18Б «Стилет» шахтного базирования, которые служат для разгона гиперракет. После принятия на вооружение изделия 4202 оно будет устанавливаться как на новые МБР РС-28 «Сармат», так и на перспективные разработки. Ожидается, что это произойдет в период с 2020 по 2025 год. В первой партии запланировано производство двадцати гиперзвуковых боеголовок, которые сделают бессмысленным содержание американской системы противоракетной обороны. На каждый «Сармат» будут установлены 3 гиперзвуковых боевых ядерных блока.

Зарубежные перспективы

Американская ракета Х-51, создающаяся компанией Boeing в рамках концепции «быстрого глобального удара», должна развивать скорость в 6−7М. Испытания начались в 2010 году. Но все они были неудачными. Максимальная скорость, достигнутая ракетой, — 5,1 М. На стартовую высоту ракету поднимает стратегический бомбардировщик В-52. Однако все полеты завершались разрушением ракеты до окончания запланированного полета.
Ракета оснащена прямоточным гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем. Вес топлива — 120 кг. Дальность полета — 500 км. Планируется поставить ракету на вооружение уже в 2017 году. Однако, не проведя ни одного полностью успешного испытания, говорить о каких-то сроках крайне несерьезно.
Затевая этот дорогостоящий проект, США позиционировали его как создание средств для эффективных и молниеносных ударов прежде всего по террористическим формированиям. Однако, несомненно, в виду имелось и традиционное противостояние России, а также бурно развивающемуся Китаю. И все же Х-51, даже доведенная до серийного производства, поставленной задачи не решает, поскольку российская зенитно-ракетная система С-500 способна уничтожать и гиперзвуковые ракеты.
Более высокие скоростные характеристики продемонстрировала экспериментальная ракета Falcon HTV-2, создаваемая с 2003 года Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам. Ее удалось разогнать до 20 М. Правда, старт был не атмосферным, «Фалькон» был поднят ракетой-носителем в ближний космос, откуда ракета устремилась вниз, разогнавшись до чудовищной скорости. Впрочем, большой новости в этом нет — точно так же летали «Шаттлы» и наш «Буран». После второго испытания, которое состоялось в 2011 году, перспективная ракета была признана Пентагоном бесперспективной, поскольку она была, во-первых, практически неуправляемой, а, во-вторых, с ней невозможно было установить связь.
Активно работает в области гиперзвука и Китай. Его ракета WU-14, планирующая из космоса, начала испытываться в 2013 году. Причем ежегодно проводится до трех пусков, что требует значительных расходов на вооружение, на что китайцы пойти способны. Заявленная скорость ракеты — 10 М. Циркулируют противоречивые сведения относительно достигнутых результатов — от 1,5 М до 7 М.
WU-14, предположительно, запустят в серию во второй половине 20-х годов. Она должна устанавливаться на баллистические ракеты. Что для китайцев крайне важно. Сейчас у КНР небольшое количество МБР, способных достичь США. Поэтому американцы способны отбить ядерную атаку Китая. Это для Пекина не только обидно, но и невыгодно в дипломатических играх. С постановкой на ракеты гиперзвуковых боеголовок США будут вести себя более осмотрительно.
Еще одна задача, возлагаемая КНР на новое оружие, — уничтожение авианосцев. Их противоракетная оборона окажется бессильной против маневрирующих на скорости 10 М боеголовок.

С.Тучков
СвободнаяПресса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *