Воздушный бой над вулканом

Истребители против крылатой ракеты

dozapravka_mig31Как известно, апогеем каждого учебно-боевого процесса является практическое применение штатного вооружения. Для истребительной эскадрильи Камчатской авиабазы таким апогеем стали ракетные стрельбы. Военным лётчикам предстояло продемонстрировать своё умение надёжно защищать северо-восточные рубежи страны. Доказать свой профессионализм в решении задач по противовоздушной обороне полуострова и зоны ответственности Войск и Сил на Северо-Востоке России.
В подобных воздушных боях подчинённые комэска подполковника Сергея Кодерле участвуют регулярно. Правда, пока только лётчики 1-го и 2-го класса. Камчатские соколы имеют богатый опыт работы по различным типам воздушных целей: дозвуковым, сверхзвуковым, активно маневрирующим и управляемым. Благодаря лётчикам-истребителям на полигоне Кура (неподалёку находится самый высокий действующий вулкан Евразии – Ключевская Сопка), над которым традиционно разворачиваются соответствующие манёвры, покоятся обломки всех воздушных крылатых снарядов, в своё время выпущенных разными носителями, такими как самолёты Ту-22М3, Ту-95, ракетные корабли и подводные лодки.
В этот раз целостность и непреодолимость камчатской системы ПВО «проверил» один из атомоходов подводных сил Тихоокеанского флота. Крылатая ракета типа «Гранит» была выпущена ПЛА из акватории Охотского моря по небезызвестному полигону.
– Сложность задачи состояла в том, что цель была высотная, сверхзвуковая, – рассказывает подполковник Сергей Кодерле. – На крайнем этапе её скорость достигала 800 м/с. Это значит, что у лётчиков было немного времени на принятие решения и поражение цели. Кроме того, крылатая ракета с малоотражающей поверхностью, что добавляло сложности в её обнаружении.
Боевую работу военные лётчики выполняли в тесном взаимодействии с самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 («Авакс») и соответствующими наземными средствами, что увеличивало шансы истребителей на успех.
Такие мероприятия, как правило, проходят один или два раза в год и требуют от экзаменуемых высокого мастерства, максимальной концентрации сил и самоотдачи. На кону – честь соединения! Это боевое упражнение доверено выполнить всего нескольким экипажам, и можно предположить, какую бурю эмоций переживают в такие моменты эти счастливчики.В назначенное время на «рандеву» с целью вылетела пара МиГ-31. Ведущим был сам комэск, ведомым – экипаж в составе командира майора Юрия Аксютенко и штурмана майора Александра Чернавина. На то, чтобы выйти в заданный район, истребителям потребовалось чуть больше получаса. Выстроившись во фронт, МиГи включили систему управления вооружением и приступили к поиску непрошеного гостя, прекратив радиообмен и идя по аппаратуре определения взаимных координат. Потекли томительные минуты ожидания. На связь с «Аваксом» выходил только ведущий.
– Задача ведомого – прикрывать ведущего и не создавать ему проблем, – говорит майор Юрий Аксютенко. – Как говорят лётчики, «сосать крыло» и не терять из виду. В данном случае мне нужно было выдерживать фронт, выполняя довороты и манёвры скоростью. И вместе с тем решать поставленную задачу. А в случае необходимости подстраховать ведомого – как говорится, сам погибай, а командира выручай.
Нечто подобное произошло и в этой «пьесе на сверхзвуковых скоростях». «Второй скрипке» пришлось солировать.
Примерно на расстоянии 80 километров (по наводке А-50, который передал высоту и скорость полёта ракеты-мишени) майор Александр Чернавин обнаруживает цель и ставит её на захват. Далее стандартная процедура по опознаванию «свой–чужой» и доклад о готовности применить оружие. «Добро» получено. Командир экипажа майор Юрий Аксютенко выбирает ошибки прицеливания. До цели менее 40 километров. Первые два изделия – радиолокационные ракеты дальнего боя, – качнув истребитель, уходят навстречу противнику. Средства объективного контроля фиксируют поражение цели, но не уничтожение. Ракета-мишень оправдывает своё название («Гранит»). Посечённая осколками, она продолжает движение, не изменив курса. До пересечения курсов МиГ-31 и очень живучего крылатого шедевра отечественной оборонной промышленности остаются несколько десятков секунд. Мешкать нельзя.
– Особенность борьбы с данным типом ракет такова, что поражать их нужно в переднюю полусферу, – рассказывает подполковник Сергей Кодерле. – В противном случае ракету потом не уничтожить. Надо отдать должное конструкторскому гению отечественных разработчиков этой ракеты. Хвала российскому оружию!
Скорость сближения МиГ-31 и ракеты-мишени сумасшедшая – около 3000 км/ч. Майор Аксютенко получает разрешение на расход ещё двух изделий. Мгновение – и два сигарообразных снаряда по полтонны каждый сходят с направляющих. МиГ-31 отворачивает с боевого курса. Проходят считаные секунды – и… прямо по курсу комэск подполковник Сергей Кодерле визуально наблюдает две характерные вспышки, белый шлейф и разлетающиеся осколки цели. Задача выполнена. «Неприятель» уничтожен. Пара истребителей ложится на обратный курс.
На аэродроме победителей встречают коллеги и сослуживцы. Звучат многочисленные поздравления. Виновники торжества благодарят техническую команду, подготовившую самолёт к выполнению задачи. Лётчикам по традиции дарят на память пиропатроны от катапультного устройства, которое срабатывает при пуске ракеты.
Нужно сказать, что в активе многоопытного штурмана майора Александра Чернавина уже есть стрельбы радиолокационными ракетами дальнего боя. А вот для командира отряда – лётчика 1-го класса майора Юрия Аксютенко это было впервые. Прежде на МиГ-31 ему приходилось стрелять так называемыми тепловыми ракетами, а также использовать по прямому предназначению штатное оружие двух других типов самолётов – Л-39 и Су-25, которые он ранее успешно освоил. Можно только представить, какое волнение испытывал офицер, на которого с надеждой смотрела не только вся эскадрилья, но и авиабаза.
– Действительно, психофизическая нагрузка была большой, – рассказывает майор Юрий Аксютенко. – Мы не имели права ударить в грязь лицом и подвести коллег. Мы обязаны были оправдать оказанное доверие. Но знаете, во-первых, я вылетал с твёрдым намерением сбить ракету. Во-вторых, за долгие годы лётной практики я научился управлять подобного рода стрессами и контролировать ситуацию.
Как признался наш герой, полёт он делит на несколько этапов, на каждом из которых решает свойственную задачу. По его мнению, это позволяет избавиться от волнения и каши в голове и в конечном итоге действовать хладнокровно и разумно в соответствии с принятыми алгоритмами. Другими словами, нельзя думать во время взлёта о том, что ты будешь делать на боевом курсе.
– Экипаж сработал профессионально и эффективно, – подвёл предварительный итог боевой работы подполковник Сергей Кодерле.
Некоторое время спустя, после того как приземляется А-50, к мнению комэска присоединились и офицеры боевого управления «Авакса». Они остались довольны совместной работой, добавив, что лётчики чётко выполняли все команды.
Что касается ближайшей перспективы, то, как признался подполковник Сергей Кодерле, в эскадрилье планируют «обстрелять» и молодых лётчиков, которые рвутся в небо и стараются не отставать от старших и более опытных товарищей. Есть и более амбициозные цели. Подробности по понятным причинам комэск не стал раскрывать. Он отметил лишь, что связано это будет с практическим применением штатного оружия МиГ-31 на параметрах, близких к предельным, для понимания того, на что способны техника и военные лётчики.
– Нам доверена безопасность воздушных границ страны, – говорит подполковник Сергей Кодерле, – и мы должны уметь использовать потенциал истребителя и его оружия на все сто процентов.

Юрий РОССОЛОВ,
«Красная звезда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *