«Лично президент курирует этот проект»: КАИ все-таки начал переброску Ту-144

77421«Это символ того, что мы не потеряли отношения к высоким технологиям», — говорят в КНИТУ-КАИ о красавце Ту-144, который после трех лет подготовки начал путь от одного здания вуза (на улице Дементьева) до другого (на улице Четаева). Для провоза по городу 60-тонной махины длиной в 60 м и высотой больше 7 м потребуется временная остановка троллейбусов и нетривиальные решения, но результат того стоит — такой машиной может гордиться любой авиамузей мира.

КАК 60-ТОННОЙ КОНСТРУКЦИИ ПЕРЕПРЫГНУТЬ ЧЕРЕЗ 6-МЕТРОВУЮ ЭСТАКАДУ

Перебазирование 93-тонного «учебного пособия» Ту-144 начал в среду КНИТУ-КАИ. Сегодня самолет находится возле 6-го здания университета (улица Дементьева, 2а), новое место прописки — 2-й корпус вуза на улице Четаева, 18. Перед перевозкой от 93-тонной махины отстыкуют крылья, киль, двигатели, шасси. Но и тогда корпус будет весить примерно 60 т (при длине в 60 метров). В среду была выполнена стартовая операция — съем и переброска подвижной части носа. Сегодня он лежит возле 2-го «дома» КНИТУ-КАИ, там, где уже начали делать основание под будущий музей авиации.

«Долго мы к этому готовились, самым сложным было найти конструкторскую документацию, — рассказал „БИЗНЕС Online“ проректор КНИТУ-КАИ по научной работе Сергей Михайлов. — Сложнейшая операция, без преувеличения, российского масштаба! А перевозка первого агрегата — своего рода момент истины для нас». Ответственность распределена между КНИТУ-КАИ, Казанским авиазаводом и Гипронииавиапромом. Авиазавод разбирает, грузит и собирает самолет, вуз помогает авиастроителям и готовит новую площадку для Ту, а институт подготовил проект установки и продумал схему перевозки. «При выбранном маршруте много съема троллейбусных линий электропередачи, средств обеспечения безопасности ГИБДД, — отмечает Михайлов. — Крайне непростая, обременительная задача для служб города. Но мы пытаемся минимизировать неудобства. Основная задача — провезти по улице Миля, чтобы сократить эти съемы. Но возникает другая проблема — эстакада, по которой проходит все электроснабжение авиазавода. Поэтому надо либо тащить под эстакадой (но она высотой 6 метров, а фюзеляж даже без киля — больше 7), либо… Сейчас готовим письмо на «Оргсинтез», у которого есть сверхтяжелые подъемные краны — на 150 и 600 тонн. Думаем «перекинуть» фюзеляж через эстакаду — так проще… Далее — по мосту, где авторынок, ближайший уход налево, на улицу Адоратского, переезд через проспект Ямашева, переход на кольцо у «Казань Арены» и через Чистопольскую заезд в «КАИ-Град». Скорость движения платформы — 3 — 5 км/ч».

7 МЛН. — ТОЛЬКО НА ПОКРАСКУ

«На перевозку и транспортные расходы правительство Татарстана выделило ресурсы, они переведены в Гипронииавиапром, — рассказал Михайлов. — Лично президент курирует этот проект». Конкретную сумму проректор не назвал, но ранее ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов говорил о 3 млн. рублей. «Денег, может быть, не хватит», — осторожно отметил Михайлов. Следующая задача, по его словам, найти деньги на покраску: «Это сложнейшая операция! На открытом пространстве покрасить такие площади… Будем просить средства или помощь у Объединенной авиастроительной корпорации, потому что на покраску надо минимум миллионов 7».

На портале госзакупок — три тендера, касающихся переезда «Тушки». В первом речь идет о выполнении работ по подготовке площадки на улице Дементьева. Эти работы поручено было выполнить ООО «Теплоника-М» за 425 тыс. рублей. За 15 дней подрядчику нужно в одном месте разобрать, а в другом построить дорогу из сборных железобетонных плит, демонтировать ограждающие конструкций стен, произвести разборку грунта, устройство подстилающих и выравнивающих слоев и прочие работы. Второй тендер касается выполнения работ по подготовке новой площадки. То же ООО «Теплоника-М» должно выполнить там демонтаж и монтаж ограждающих конструкций, демонтаж опор, разборку грунта, засыпку траншей, а также перевозку 13,6 т груза 1-го класса на расстояние до 15 км и некоторые другие виды работ. Стоимость — 360 тыс. рублей. Самый крупный тендер касается работ по строительству фундамента для установки самолета. ООО «Теплоника-М» построит его за 3,9 млн.рублей.

Что дальше? «Вообще, задача-максимум — реализовать внутри интерактивный музей авиации и сделать самолет туристическим местом, — говорит проректор. — И в городском архитектурном плане проект будет смотреться очень хорошо». Михайлов напомнил, что с прежним руководством министерства образования и науки РФ была договоренность о выделении денег на организацию музея. «Я с министром Дмитрием Викторовичем Ливановым это обсуждал, — рассказывал „БИЗНЕС Online“ Гильмутдинов. — Он очень хорошо принял идею, да ее и трудно не принять — реально красиво, и будет работать на популяризацию технических наук. Договорились так: мы находим средства на перевозку и установку, а министерство помогает оснастить музей. Очень-очень приближенно речь шла о 30 миллионах рублей».

Михайлов дал понять, что руководство КНИТУ-КАИ не теряет оптимизма и сегодня, после смены главы федерального минобраза. Упор — на воспитательное значение дела. «Ту-144 — уникальный памятник технологий ХХ века, которые и сегодня не все могут воспроизвести и которые, возможно, еще предстоит воспроизводить на некоем новом витке в XXI веке для создания пассажирских сверхзвуковых самолетов, — эмоционально рассказывает проректор. — Это символ того, что мы не потеряли отношения к высоким технологиям. Худо-бедно, тяжело, без денег, но все равно продвигаемся».

СРОК ПОСТАВЛЕН — ДО СЕРЕДИНЫ НОЯБРЯ

Ту-144 наряду с британо-французским «Конкордом» — один из двух сверхзвуковых лайнеров, которые использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Первый полет машины состоялся 31 декабря 1968 года — на два месяца раньше, чем у его европейского коллеги. Сегодня советских первенцев сверхзвуковых пассажирских перевозок осталось только 7 (всего было построено 16 летных экземпляров, но 2 разбились, а 7 были утилизированы после закрытия программы в 1978 году). Сегодня два Ту-144 — экспонаты музеев в Монино и Ульяновске. Один в 2005 году «из-под ножа» спас клуб героев города Жуковского и сегодня борется за его сохранение. Еще один, на котором американцы в 1996 — 1999 годах проводили программу сверхзвуковых исследований, стоит в том же Жуковском (предположительно, эксперименты на нем продолжат, а потому машину поддерживают в летном состоянии). Один в 2000 году туполевская фирма за $500 тыс. продала в Германию, где он стал гордостью технического музея города Зинсхайм. И, наконец, две машины — учебные пособия в авиационных вузах Самары и Казани.

Борт 77107, который находится в Казани, был испытательной машиной. Впервые он взлетел 20 августа 1975 года и всего выполнил 490 полетов. В 187 из них проводились испытания с выходом на предельную скорость (более чем в 2 раза выше скорости звука). В 1984 году один из сотрудников казанского филиала туполевской фирмы увидел в Жуковском борт 77107, который собирались утилизировать. И он подал руководству КАИ мысль приобрести машину как учебное пособие. И институт купил Ту-144 за 10 тыс. рублей (столько тогда стоили «Жигули»), чтобы студенты могли воочию лицезреть конструкцию инженерного чуда и работу многих его агрегатов. Самолет прилетел в Казань «своим ходом». 29 марта 1985 года его посадил на заводском аэродроме экипаж Владимира Матвеева. Установить его решили у близлежащего здания КАИ, подготовили площадку, и в августе туда и «прикатили» самолет. Для этого от него пришлось отсоединить крылья, а в округе убрали троллейбусные провода.

С тех пор самолет изрядно обветшал. Деньги на его содержание выделялись по остаточному принципу, но и тех давно не было. И вот у лайнера впереди новая жизнь. Жаль только, что памятник потеряет в своей аутентичности. По данным «БИЗНЕС Online», с самолета снимут двигатели (их четыре), которые находятся в очень хорошем состоянии. Не исключено, что деньги от их продажи пустят на создание музея. Михайлов не стал обсуждать этот момент, но подчеркнул, что, «надо собрать по миру ресурсы, чтобы восстановить самолет — один КАИ не справится». Но частично Михайлов подтвердил эти предположения: по его словам, один двигатель планируется оставить в университете как учебное пособие.

До конца этой недели с самолета должны снять двигатели и крылья. А перевезти гиганта должны до середины ноября.

Тимур Латыпов, Наталья Голобурдова
«БИЗНЕС Online»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *