Почти двое суток пришлось провести на льду Северной Двины самолету Ан-2, совершившему вынужденную посадку в районе острова Турдеев под Архангельском. Чтобы достать борт, пришлось вызывать тяжелый вертолет Ми-26, который вытащил «кукурузник» из ледяного плена.
«Аннушка» выполняла почтовый авиарейс по маршруту село Лешуконское — Архангельск. На подлете к месту назначения произошла нештатная ситуация — снижение тяги двигателя, в результате чего Ан совершил вынужденную посадку на акваторию реки. От трагедии спасло то, что на реке уже образовался лед, который и удерживал самолет. Экипаж из двух человек тут же эвакуировали, а сам летательный аппарат остался стоять посередине реки.
— Самолет застрял на середине реки, в полукилометре от берега, отделенный от суши обширной промоиной, образованной теплыми стоками Архангельского ЦБК, — рассказывает «РГ» заместитель начальника ГКУ АО «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты» Игорь Григорьев. — Постепенно лед начал таять, но Ан-2 не мог сдвинуться с места. Пришлось срочно думать над вариантами его спасения.
По словам архангельских спасателей, передний винт самолета был погнут, нижние крылья почти полностью ушли под воду, в салон залилась вода. А подогнать другую технику к нему не позволяла толщина льда.
По мнению специалистов, спасло самолет мастерство экипажа, ведь посадить его обледенелым при отказе двигателя на лед непросто
— Дело осложнялось еще тем, что этот рукав Северной Двины является судоходным и проходившие мимо суда разрушали и без того непрочный лед на реке, — делится подробностями представитель ГУ МЧС России по Архангельской области Дмитрий Чистяков. — Таким образом шасси самолета за одну ночь ушло под воду. Спасатели смогли добраться до места операции только на аэросанях-амфибии.
Тогда к месту происшествия выехали все экстренные службы, а также представители собственника воздушного судна — «2-й Архангельский объединенный авиотряд». Они и решили поднять самолет в воздух с помощью тяжелого вертолета Ми-26 и доставить аварийный борт на базу. В течение двух дней специалисты подготавливали воздушное судно к транспортировке.
— Самолет был закреплен на льду — установлены пневматические опоры под фюзеляж и крылья, заведены троса, — рассказывает Игорь Григорьев.
В результате Ан-2 при помощи вертолета Ми-26 благополучно доставили в аэропорт Васьково. Сейчас предстоит выяснить, что стало причиной аварийной посадки. Предварительная версия случившегося — отказ двигателя.
Спасло самолет от падения мастерство экипажа, ведь посадить его при отказе двигателя с обледенелым корпусом на лед толщиной в десять сантиметров могут только настоящие асы. Командир Ан-2 Владимир Яковлев — опытный пилот, больше шести тысяч часов налета. Именно он принял решение об аварийной посадке. И спас свою жизнь и жизнь второго пилота.
Анна Чистякова (Архангельск)
Российская газета — Федеральный выпуск №7126 (258)