Объединенная авиастроительная корпорация и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» (COMAC) присвоили семейству российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета нового поколения наименование CR929.
Торжественная церемония присвоения наименования состоялась в штаб-квартире СОМАС в Шанхае.
«Сегодня мы присваиваем название нашему самолёту и логотип нашему совместному предприятию. Это очень впечатляющая динамика, которая не может нас не радовать», — заявил на церемонии президент ОАК Юрий Слюсарь. Он отметил, что стороны изначально обсуждавли возможность присвоения двух названий: китайского и российского, но после пришли к мнению дать одно название.
Базовая версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета будет обозначаться как CR929-600, младшая версия — CR929-500, а старшая версия — CR929-700.
Латинские буквы C и R обозначают участников проекта: С — China, R — Russia. CR — это также первые две литеры названия совместного российско-китайского предприятия — CRAIC, которое выступает оператором программы создания лайнера.
В компании пояснили что, семейство CR929 отражает возможность формировать предложение для авиакомпаний совместно с китайским узкофюзеляжным проектом С919, а нумерация каждого члена семейства продолжает линейку предложений коммерческих самолетов ОАК, от МС-21-200/300/400 к CR929 – 500/600/700.
Разработка CR 929 началась еще в 2012 г. В мае этого года ОАК и COMAC открыли в Шанхае совместное предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которое будет управлять программой нового самолета.
Российская сторона будет отвечать за проектирование консоли крыла, центроплана, механизации крыла, пилона навески двигателя и основной опоры шасси. За китайской стороной закреплены фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение, обтекатель фюзеляж-крыло и носовая опора шасси. Партнеры предполагают, что разработка новой машины займет около 10 лет.
Ожидается, что предприятие окончательной сборки CR 929 разместят в Шанхае.
Партнеры уже определили предварительные характеристики воздушного судна, геометрические обводы, варианты принципиальных схем, а также состав функциональных систем и оборудования. В ближайших планах — переход к эскизному проектированию.
Кроме этого в настоящий момент ОАК и COMAC совместно готовят запросы предложений (RFP) поставщиков и процедуры отбора поставщиков. Как АТО.ru рассказали в ОАК, этот этап должен завершиться в конце 2018 г. — I квартале 2019 г.
Предполагается, что помимо российских и китайских поставщиков к программе CR 929 подключатся и международные производители подсистем и компонентов. Так, ОАК и COMAC уже приняли решение, что на первом этапе на CR 929 будет использован иностранный двигатель. В качестве возможных претендентов назывались компании Rolls-Roys и General Electric. Эти компании выпускают двигатели с тягой до 35 т — Trent 1000 и GEn-X соответственно. Оба используются на дальнемагистральном самолете Boeing 787.
На втором этапе будет рассматриваться возможность установки на CR 929 российского двигателя (предлагается ПД-35) и силовой установки совместной российско-китайской разработки.
По совместным оценкам ОАК и СОМАС в период 2023–2045 гг. мировому рынку гражданской авиации понадобится 7200 самолетов размерности CR 929. При этом на Россию и страны СНГ придется только 5% этого спроса, на Китай — 15%, на другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 28%.