В конце октября этого года исполняется 95 лет со дня рождения двух выдающихся лётчиков-испытателей, профессионалов своего дела – Валентина Петровича Васина и Михаила Кондратьевича Агафонова. О них и будет наш рассказ.
Валентин Петрович Васин родился 30 октября 1923 года в селе Виноградово нынешнего Воскресенского района Московской области. Впоследствии, при выдаче паспорта, в него почему-то записали иную дату рождения – 1 ноября.
Поэтому до конца жизни В.П. Васин отмечал два дня рождения.
Однажды в школе, где учился Валентин, вывесили объявление о наборе в Реутовский аэроклуб. Паренёк решил съездить на медкомиссию с одной лишь целью – ради интереса проверить здоровье. В итоге В.П. Васина зачислили в аэроклуб, хотя он собирался ехать после школы в Саратовское танковое училище.
Весной 1941-го Валентин совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте У-2, а в начале лета окончил аэроклуб. Утром 22 июня началась война… В военкомате, куда тут же помчался паренёк, его попросили подождать несколько дней и отправили в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов под Харьковом. Он едва успел вылететь там на самолёте УТ-2, как началась эвакуация, и училище оказалось на юге Казахстана. К концу 1942-го курсанты освоили истребитель И-16 и уже готовились к выпуску и скорому отъезду на фронт. Но тут в школу поступили новейшие истребители Ла-5 и подоспел приказ: переучить всех на новые машины. Лишь в 1944-м В.П. Васин окончил лётную школу, надел лейтенантские погоны и… остался инструктором, хотя и писал многочисленные рапорты с просьбой отправить его на фронт.
После войны Валентин Петрович продолжал готовить курсантов в Чугуеве. Трудно сосчитать, сколько лётчиков обрели путёвку в небо благодаря его инструкторскому таланту. В 1947 году В.П. Васина в числе лучших послали в Грозный, в Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу. Окончил он эту школу на «отлично», и вновь его оставили там инструктором.
В апреле 1948 года лётчики-инструкторы прилетели из Грозного в Москву, на авиазавод за новыми истребителями Ла-9. Там до них дошла информация, что проводится набор в только что созданную Школу лётчиков-испытателей. С этого времени В.П. Васин твёрдо решил стать испытателем.
Вскоре его мечта сбылась – в марте 1951-го слушатель Школы лётчиков-испытателей Валентин Васин приступил к полётам на аэродроме в Жуковском.
В июне 1953 года, после успешного окончания ШЛИ, В.П. Васин получает назначение в Лётно-исследовательский институт, которому он посвятит полвека своей жизни. С каждым месяцем росло мастерство молодого испытателя, и вскоре ему начинают поручать всё более сложные и ответственные задания. В феврале 1956-го В.П. Васин в качестве второго пилота в экипаже известного лётчика-испытателя Я.И. Верникова поднимает в небо опытный Ан-8, а затем участвует в его заводских испытаниях.
В середине 1950-х годов остро встала проблема перехвата иностранных самолётов, совершавших разведывательные полёты над территорией нашей страны на больших высотах. Был разработан перехватчик Е-50 с реактивным двигателем и дополнительным ЖРД, включавшимся в полёте.
Первый экземпляр самолёта был потерян при аварии в июле 1956-го. Испытания второго экземпляра были поручены 33-летнему Валентину Васину. Всего на Е-50 он выполнил 29 полётов. Из них 17 – с работающим ЖРД. Опасность этих полётов была в том, что компоненты топлива ЖРД – азотная кислота и перекись водорода – были очень агрессивными и в случае утечки могли вызвать взрыв.
Несмотря на огромный риск, В.П. Васин блестяще провёл испытания Е-50. Им был совершён уникальный взлёт с включением ЖРД на старте. Это было захватывающее зрелище: за самолётом появлялся ослепительный узкий кинжал пламени из ЖРД, раздавался страшнейший грохот, и машина за считанные секунды уходила в небо.
В ходе испытаний Е-50 Валентин Петрович достиг высоты 25.560 метров и скорости 2.470 км/ч (более двух скоростей звука). Это было мировыми рекордными достижениями – в марте 1957-го В.П. Васин летал быстрее и выше всех в мире!
Но никто в стране не узнал об этом, потому что испытания проводились в обстановке строжайшей секретности.
Ввиду огромной сложности и значимости проводимых испытаний, было принято решение представить Валентина Петровича к званию Героя Советского Союза. 1 мая 1957 года был подписан соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР.
После этого В.П. Васин блестяще проводит полёты по специально разработанной программе для исследования особенностей бездвигательных посадок на самолётах Су-7, Су-9 и МиГ-21. Его рекомендации сослужили добрую службу: они помогли многим строевым лётчикам спасти и себя, и самолёты при отказах двигателей.
С начала 1960-х Валентин Петрович, помимо истребителей, начинает активно летать на тяжёлых самолётах и вертолётах. Это очень пригодилось ему, когда в 1964-м медицина списала его со сверхзвуковых истребителей.
После этого В.П. Васин начал активно летать на летающей лаборатории Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. Самолёт разгонялся, делал «горку» и на выходе из неё в течение 25-30 секунд находился в невесомости. По оценкам экспериментаторов, находившихся в салоне, Валентин Петрович мастерски выводил самолёт на нужный режим и долго удерживал состояние невесомости – «ноль по трём осям». Аналогичную работу он провёл чуть ранее на летающей лаборатории Ил-28, на которой испытывался ЖРД для автоматических межпланетных станций.
В 1964 году Валентин Петрович становится заместителем начальника Лётно-испытательного центра института по лётной работе. Несмотря на свою молодость, В.П. Васин вскоре стал обладать таким авторитетом среди лётного коллектива, что все его указания выполнялись беспрекословно.
9 июня 1966 года Валентину Петровичу было присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Это было высшим признанием его заслуг в деле лётных испытаний.
Осенью 1973 года В.П. Васина назначают начальником Лётноиспытательного центра Лётно-исследовательского института.
На его плечи легла огромная ответственность – теперь он руководил коллективом крупнейшего в стране испытательного аэродрома. В общей сложности он занимал эту должность в течение 13 лет – дольше, чем кто-либо другой!
В 1976 году В.П. Васину было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». Несмотря на возраст и высокую должность, он продолжал выполнять испытательные полёты.
В частности, в августе 1977 года ему пришлось подключиться к важной испытательной работе – отработке подхвата спускающихся на парашюте грузов специально оборудованным самолётом Ан-12. Эта работа стала последней в лётной биографии Валентина Петровича Васина. Осенью 1977-го он был списан с лётной работы. Его общий налёт составил к тому времени 5.030 часов на почти что 100 типах самолётов и вертолётов. И ни одного вынужденного покидания в воздухе!
Хотя аварийных ситуаций хватало… Не это ли является лучшей оценкой лётного мастерства испытателя.
После отстранения от полётов Валентин Петрович всё равно иногда поднимался в небо за штурвалом самолёта.
Конечно, это было уже не то… А в 1982 году В.П. Васина подстерегала ещё одна коварная неожиданность – он был снят с должности начальника Лётно-испытательного центра.
Поводом для этого стала катастрофа самолёта Ту-134, случившаяся в июне 1982-го в районе Североморска.
Но Валентин Петрович всё равно остался на аэродроме.
В 1980-х годах он активно участвовал в работе по программе воздушно-космического самолёта «Буран», являясь одним из руководителей лётного обеспечения этой программы.
14 ноября 1988 года, во время полёта и автоматической посадки «Бурана», В.П. Васин находился на объединённом командном пункте на Байконуре.
Начиная с 1993 года, Валентин Петрович был главным лётным «дирижёром» пяти Международных авиационно-космических салонов, проводившихся в Жуковском. Но коварная болезнь, подкравшаяся к нему летом 2003-го, вынудила его уйти на пенсию.
Валентин Петрович Васин ушёл из жизни 11 ноября 2010 года. Похоронили его на Быковском кладбище. В Жуковском на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Михаил Кондратьевич Агафонов родился 31 октября 1923 года в деревне Площанки нынешнего Ленинского района Тульской области. Мальчику было всего пять лет, когда семья переехала в Москву, где и прошло его детство. С девятого класса школы паренёк начал заниматься в аэроклубе Октябрьского района Москвы.
Окончание школы совпало с началом Великой Отечественной… Из аэроклуба пришлось выпускаться уже в Рязанской области, куда его перебросили из-за приближения врага к столице.
После окончания аэроклуба М.К. Агафонов в сентябре 1941 года был направлен на учёбу в Армавирскую военную авиационную школу пилотов. В 1942 году, в связи с приближением линии фронта, авиашколу отправили в эвакуацию в Узбекистан, а Михаила перевели в Одесскую военную авиационную школу пилотов, также находившуюся в эвакуации. А дальше с ним повторилась та же история, что и Валентином Васиным, – в школу поступили истребители Як-7, и вышел приказ: переучить всех на новые машины. Лишь в марте 1944 года М.К. Агафонов окончил лётную школу.
Как одного из лучших выпускников его направили лётчиком-инструктором в 11-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в узбекский город Джизак, а в 1945 году перевели в 15-ю военную авиашколу первоначального обучения лётчиков, располагавшуюся в городе Уральск. В этих «первоначалках», как их называли лётчики, будущие курсанты лётных училищ, ранее не оканчивавшие аэроклубы, получали первые лётные навыки. Десятки парней получили путёвку в небо из рук инструктора Михаила Агафонова. После войны проводилось значительное сокращение армии, и в мае 1946 года младший лейтенант М.К. Агафонов был уволен в запас.
Михаил вернулся в Москву. Он хотел поступить в Московский авиационный институт, но опоздал с подачей документов.
Чтобы не терять времени, поступил во Всесоюзный заочный институт советской торговли (сейчас это Российский государственный торгово-экономический университет). Параллельно с учёбой работал лётчиком-инструктором в 3-м Московском городском аэроклубе. 18 августа 1947 года участвовал в авиационном параде в Тушино. Группа самолётов УТ-2 (на одном из которых летел М.К. Агафонов) образовала в небе пятиконечную звезду. За этот парад Михаил Кондратьевич получил свою первую награду – орден Красной Звезды. В 1950 году институт был успешно окончен, и М.К. Агафонов получил диплом экономиста. Однако работать в торговле никакого желания не было – тянуло в небо…
Узнав о том, что в подмосковном Жуковском существует Школа лётчиков-испытателей, Михаил твёрдо решил поступить в неё. Для этого он несколько раз побывал на приёме у начальника Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР М.М. Громова и сумел добиться своего. В 1951 году М.К. Агафонов был зачислен слушателем в Школу лётчиковиспытателей. Здесь его однокурсником стал ещё один бывший лётчик-инструктор – Валентин Васин, о котором мы рассказали выше.
В июне 1953 года Школа лётчиков-испытателей была успешно закончена, и М.К. Агафонова направили на московский авиазавод № 23. Однако в связи с малой загруженностью лётной работой в конце года он был переведён в Лётно-исследовательский институт, где уже работал В.П. Васин. Так их жизненные пути пересеклись вновь…
В ЛИИ Михаил Кондратьевич отлетал 26 лет. Провёл множество сложнейших испытаний, среди которых – испытания сверхзвукового перехватчика Як-28П на прочность, испытания пассажирского самолёта Бе-30 на устойчивость и управляемость, испытания ракетоносца Ту-16КСР на флаттер. Выполнил сотни полётов для испытания опытных двигателей РД-11-300, РД-36-41М, АЛ-21Ф3, РД-33, НК-8-2, Д-36 и Р-27В-300 на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, а также для испытания средств спасения на самолётах Ил-28ЛЛ и МиГ-15ЛЛ.
В качестве ведущего лётчика М.К. Агафонов провёл испытания автоматической системы управления возвращаемого беспилотного самолёта-мишени Ил-28М. В ходе этих испытаний отрабатывались взлёт, полёт и посадка в автоматическом режиме, а также методика управления самолётом с земли. В результате проведённой работы стало возможным многоразовое использование самолёта-мишени. 7 июля 1956 года во время одного из полётов в автоматическом режиме на высоте 10.000 метров при переводе в горизонтальный полет самолёт Ил-28М резко вошёл в пикирование. Быстро выключив автоматику, Михаил Кондратьевич полностью взял штурвал на себя, но самолёт на рули не реагировал и продолжал пикирование, превысив все ограничения по скорости. Благодаря огромным усилиям и грамотным действиям лётчика в сложившейся критической ситуации, Ил-28М всё же начал плавно выходить из пикирования на высоте 5.500 метров и полностью вышел на высоте 4.000 метров. Выдержка и мужество М.К. Агафонова спасли жизнь экипажу, дорогостоящую машину и экспериментальное оборудование. А сколько ещё таких полётов было в его лётной биографии!
22 июля 1966 года за выполнение сложных испытаний М.К. Агафонов был награждён вторым орденом Красной Звезды, а 22 августа 1972 года ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
25 июня 1976 года при лётных испытаниях на Ту-16ЛЛ подъёмно-маршевого двигателя Р-27-В-300 в компоновке самолёта Як-38 во время работы генератора тепловых импульсов произошёл обрыв его крепления. В результате было пробито левое крыло самолёта Ту-16ЛЛ, что привело к срыву большого куска обшивки. М.К. Агафонов дал команду убрать подвесной двигатель, а экипажу быть готовым к катапультированию. После проверки в полёте на режимах, близких к предпосадочному планированию и посадке, он принял решение всё же посадить самолёт на аэродром.
Несмотря на тенденцию к увеличению левого крена, Ту-16ЛЛ благополучно приземлился.
Четырнадцать лет – с 1954 года по 1968 год – М.К. Агафонов, параллельно с испытательной работой, был лётчиком-инструктором в Школе лётчиков-испытателей. В 1959–1962 годах он возглавлял лётную часть ШЛИ. Среди его учеников – такие выдающиеся лётчики-испытатели, как Герои Советского Союза П.М. Остапенко, С.Т. Агапов, Э.П. Княгиничев, В.Г. Гордиенко, Ю.Г. Абрамович и другие.
Михаил Кондратьевич ушёл с лётной работы в октябре 1980 года. За плечами было 8.950 часов налёта, из которых 3.400 часов было проведено в испытательных полётах. И тоже (как и у В.П. Васина) ни одного вынужденного покидания в воздухе!
Уже в 2000-х годах группа лётчиков-испытателей неоднократно обращалась в Администрацию Президента с ходатайством о присвоении М.К. Агафонову звания Героя Российской Федерации. Увы, все их усилия оказалось безрезультатными…
Распрощавшись с лётной работой, Михаил Кондратьевич всё равно остался в авиации – до 1993 года работал ведущим инженером в Школе лётчиков-испытателей, а затем ещё два года – диспетчером в Лётно-исследовательском институте.
Лишь в 1995 году он окончательно ушёл на пенсию.
Михаил Кондратьевич Агафонов скончался 4 июля 2008 года. Похоронен на Быковском кладбище. В Жуковском на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Насколько похожи судьбы этих двух испытателей!
Аэроклуб, лётная школа, работа инструкторами, учёба в Школе лётчиков-испытателей, работа в Лётно-исследовательском институте, многолетняя дружба…
И главное – беззаветная преданность небу!
Андрей Анатольевич Симонов
Крылья Родины №9-10 2018