Аркадия Дмитриевича Швецова, выдающегося конструктора авиационных поршневых моторов, сейчас мало кто вспоминает. А когда-то его двигатели стояли на многих сотнях советских истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. На самолетах с моторами Швецова устанавливались мировые рекорды скорости. Его имя было широко известно и у нас в стране, и за рубежом.
Выше нас только небо!
Аркадий Швецов родился в семье учителя. Именно здесь, в домашней обстановке, развились и укрепились три его увлечения; тяга к знаниям, любовь к музыке, склонность к точным наукам — физике и математике.
В реальном училище Аркадий не считался примерным учеником, поскольку, не всегда знал то, что требуется по учебнику. Но он очень много читал, и его интересовали именно такие вещи, которых не было на страницах школьных книг. Вместе с тем Аркадий, как вспоминала его сестра Вера, любил играть на фортепьяно, был режиссером домашних спектаклей.
Но больше всего влекла к себе будущего конструктора техника. В 1910 году он поступил на механическое отделение Императорского Московского технического училища. Здесь Швецов прослушал знаменитый курс лекции профессора Н.Е.Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания». Под руководством выдающегося русского моторостроителя Н. Бриллинга изучал он стационарные двигатели внутреннего сгорания.
Вере Дмитриевне запомнилось, как однажды вечером Аркадий пришел домой и сказал: — Какую я сегодня красавицу видел! Глаз не оторвать.
Оказалось, что он пришел в восторг от английской автомашины, выставленной в витрине инструментального магазина на Мясницкой улице в Москве. Эту влюбленность в красивые машины он пронес через всю свою жизнь. Однако только после фантастических полетов первых русских военных летчиков Михаила Ефимова и лейтенанта Дыбовского Швецов почувствовал, что его призвание — в авиации, в конструировании моторов. В 1921 году молодой способный инженер, становится во главе технического бюро завода «Мотор» в Москве и с тех пор неутомимо работает над созданием авиационных двигателей.
Первым знаменательным творением А. Швецова явился пятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11. Этот мотор с оригинальным газораспределением и разъемным коленвалом он представил в 1925 году на конкурс двигателей для учебных самолетов. Стосильный М-11 оказался на редкость безотказным и прочным, успешно прошел испытания, был одобрен специальной комиссией и запущен в производство. Так родился серийный мотор воздушного охлаждения, который эксплуатировался до 60-х годов! Отрасль не знает другого такого примера долговечности двигателя. А на небосклоне авиации взошла яркая звезда Аркадия Швецова, советского конструктора авиационных моторов.
Вслед за М-11 под руководством Аркадия Дмитриевича был спроектирован его первый и последний опытный мотор водяного охлаждения. В 1934 году Аркадий Дмитриевич становится техническим директором и главным конструктором крупнейшего моторостроительного завода в родной Перми. Здесь были созданы и освоены большинство его двигателей.
Говоря о профессионализме в моторостроении, Швецов неоднократно утверждал, что «…есть определенное искусство строить моторы. Нельзя рассчитывать только на техническую документацию, что в чертежах и технологии известно все, что требуется для построения мотора. Это все равно, как каждый из нас взял бы поваренную книгу и приготовил по ней какое-нибудь кушанье. Что-нибудь получилось бы, но, конечно, не то, что бы сделал повар. Так и в нашем деле нужно умение, опыт, квалификация. Нам еще далеко до мирового уровня, а технологию нарушать нельзя — это основа основ. Дисциплине, культуре производства нам еще учиться и учиться».
И он делал все, чтобы преодолеть разрыв в уровне технической культуры на Пермском авиазаводе и в ведущих западных странах. Но сделать это было нелегко. Коллектив работал успешно. На предприятии были созданы моторы М-62, М-62ИР для самолетов Ан-2, Ли-2. Они также широко использовались на истребителях И-15, И-16, И-153.
Казалось, такой коллектив надо всячески поддерживать. И тем не менее в Москву полетел донос парторга ЦК ВКП(б) на моторном заводе Дубова. Он писал:
«Товарищ Сталин! Я работаю на заводе с октября 1937 года. Изучение основных руководителей и парторганизации позволяет мне сделать выводы о наличии вредительской деятельности, рассчитанной на быструю парализацию завода при относительно благополучном состоящей в данный момент». Донос этот быстро достиг столицы и начал «работать».
Мы можем только догадываться, что чувствовал Швецов, когда один за другим с завода и из КБ стали исчезать люди, с которыми он был знаком не один десяток лет. Наверное, только работа до одурения стала для него спасением от тяжелых мыслей. В мае 1939 года пошел в серийное производство М-63. Два года спустя решилась судьба М-82 и началось его массовое изготовление.
Это была действительно «звездная» работа конструктора. Двигатель позволял за счет увеличения количества цилиндров достигнуть большей мощности. Oн был более «живуч». Выход из строя одного или нескольких цилиндров от попадания снарядов, например, практически не влиял на его характеристики. Звездообразный мотор, стоящий на истребителе впереди кабины летчика, защищал его от поражения во время воздушной схватки.
Вспоминая о работе над М-82, конструктор Н. Манюров говорил:
— Аркадий Дмитриевич почти не вмешивался в ход проектирования, но следил за нашими делами внимательно. Ну, а нас, молодых проектантов, доверие главного окрыляло. Будучи до предела загруженным человеком, Швецов тем не менее по несколько раз в день приходил в группу перспективного проектирования, подсказывал, в сложных случаях сам брался за карандаш, за счетную линейку. Меня поражало его умение просто и быстро решать сложные задачи.
Год 1943-й был для Швецова особенным. Внедрение в серийное производство двигателя М-82ФН, наиболее совершенного из всего сделанного конструктором, произошло в рекордные, даже в условиях военного времени, сроки. Мотор стал самым мощным в своем классе и устанавливался на истребителе Ла-7 и фронтовом бомбардировщике Ту-2. За тысячи километров от линии фронта, в тишине кабинета, Швецов вел свой бой в войне умов, талантов.
К концу войны советская авиация получила абсолютное господство в воздухе благодаря истребителям Ла-5, Ла-7, бомбардировщику Ту-2. На всех этих самолетах стояли «звезды» Швецова.
В год победы Аркадий Дмитриевич ускорил работу по созданию мотора АШ-73ТК мощностью 2500 лошадиных сил для советской «летающей крепости» Ту-4. В конце 1946 года мотор был предъявлен на самолетные 50-часовые испытания. В том же году на КБ было возложено проектирование и доводка мощного турбореактивного двигателя. Создание новой техники потребовало не только оригинальных конструкторских решений, но и разработки новаторских технических методов, не применявшихся до этого времени в моторостроении Советского Союза.
Аркадий Дмитриевич был убежден в том, что конструктор, ведущий ту или иную тему, должен знать о ней все: в каком состоянии дело на данный момент, в каком месте производства встретились трудности, каковы первые результаты испытаний.
Самые невероятные и нестандартные предложения он был готов обсуждать не жалея времени. Группа конструкторов, которая подчинялась ему напрямую и занималась перспективными разработками, неофициально называлась группой «ураганных мыслей».
В 1949 — 51 годах продолжались работы по увеличению ресурса АШ-73ТК. Создавался мотор для транспортной авиации — самолета Ил-14. Проектировался двигатель для вертолетов Миля и Яковлева (Ми-4 и Як-24).
Создав новую конструкцию, Швецов никогда не считал свою работу законченной. Уже в процессе разработки, особенно после ее окончания, проводилась тщательная проверка технологичности чертежа.
Аркадий Дмитриевич Швецов скончался в марте 1953 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве Его имя присвоено техникуму и улице в его родном город Перми. Думается, что звезда таланта конструктора Швецова долго будет светить продолжателям его дела.
Валерий Агеев