Летной базе ПАО «Туполев» — 70 лет

На Жуковской летно-испытательной и доводочной базе (ЖЛИ и ДБ) проводились и проводятся испытания и доводка всех самолетов, созданных в ОКБ А.Н.Туполева.

1 августа исполняется 70 лет со дня официального решения о создании в Жуковском летно-испытательной и доводочной базы ОКБ Туполева, которая, помимо того, что давала путевку в жизнь множеству самолетам, имела существенное влияние на развитие города. Хотя бы потому, что именно Андрей Туполев является отцом-основателем Жуковского, это он выбрал место для строительства ЦАГИ и города. Затем ЖЛИ и ДБ долгое время была одним из самых крупных предприятий города и давала работу большому числу жителей. В лучшие годы на базе работало 4500 человек.
История развития базы — это история подготовки нового самолета к первому полету и последующие испытания его, чтобы потом либо прекратить работу над ним, либо передать его на серийный завод. Об этом мы беседовали с Алексеем Амелюшкиным, инженером ПАО «Туполев», который проработал на базе 40 лет, и хорошо знает истории разработок ОКБ, в публикацию вошли наиболее значительные из них.

Создание ЖЛИ и ДБ

Начало создания службы летных испытаний ОКБ А.Н.Туполева можно отнести к 20–30 годам прошлого века — с момента организации Отдела экспериментально-летных испытаний и доводки (ОЭЛИД) ЦАГИ. В Отделе проходили испытания практически все туполевские самолеты довоенного периода. После ареста А.Н.Туполева и других ведущих специалистов ОКБ, испытания первых опытных самолетов Ту-2 («103» и «103У») проводились силами ГК НИИ ВВС. Во время Великой Отечественной войны, в 1941–1943 г.г., на эвакуированном в Омск заводе № 156 работала летно-экспериментальная станция (ЛЭС), занимавшаяся испытаниями и доводкой опытных и серийных самолетов Ту-2. А.Н.Туполев возложил руководство станцией на Е.К.Стомана. А в ноябре 1943 г., после возвращения туполевского коллектива в Москву, в Жуковском на основе ЛЭС и летно-испытательной станции завода № 156 была образована единая ЛЭС, начальником которой назначили Е.К.Стомана. До окончания войны на ЛЭС велись испытания и доводка серийного Ту-2 и созданных на его базе опытных летательных аппаратов различного назначения.
В 1947 году началось строительство и формирование ЖЛИ и ДБ как филиала ОКБ А.Н.Туполева. Первым начальником базы был назначен Е.А.Иванов (впоследствии Генеральный конструктор ОКБ П.О.Сухого). В послевоенный период в основном работали над самолетом Ту-4 и его модификациями. В 1951 г. было построено известное здание, ныне корпус № 3, а тогда в нем находились практически все структуры базы. Как говорят старожилы, проект этого во многом уникального здания с красивой лепниной внутри, был утвержден лично Андреем Николаевичем Туполевым. Не случайно в 2008 г., когда в ЛИИ приезжали Владимир Путин и Дмитрий Медведев, их помощники из всех зданий на аэродроме ЛИИ выбрали корпус № 3 ЖЛИ и ДБ. За неделю сделали в нем ремонт, и первые лица государства встречались с руководителями авиационных фирм в актовом зале корпуса №3.
Параллельно с этим корпусом был построен ангар № 1, а через год — ангар № 2, тем самым была создана материальная база для проведения испытаний и доводки новых самолетов ОКБ Туполева. Первым самолетом, получившим здесь путевку в небо, стал в 1951 г. опытный стратегический бомбардировщик Ту-85.

Сороковые и пятидесятые годы

В 1949 г. в СССР была создана атомная бомба и для нее были нужны средства доставки. Задачей ОКБ стало создание стратегического бомбардировщика, способного нести ядерное оружие весом до 30 т.
Самолет Ту-4, созданный на базе американского В-29, эту задачу решить не мог. Сжатые сроки разработки бомбардировщика диктовались международной обстановкой, руководство страны опасалось возможного нападения США на СССР. Задание на разработку стратегического бомбардировщика получили ОКБ Туполева и Мясищева, и Туполев на три месяца опередил Мясищева. 12 ноября 1952 г. стратегический бомбардировщик Ту-95, ведомый летчиком-испытателем Алексеем Перелетом, впервые взмыл в воздух. Через три года доработок и доводок в 1955 г. летчик-испытатель Михаил Нюхтиков поднял Ту-95 с двигателями НК-12, разработанными специально для него, и этот самолет был запущен в серию, поступил на вооружение, и после нескольких модернизаций уже в качестве ракетоносца служит до сих пор. В настоящее время на патрулирование в воздух поднимается Ту-95МС, способный нести стратегические крылатые ракеты Х-101 или Х102.
С 1953 по 1964 г. руководителем ЖЛИ и ДБ является М.Н.Корнеев. После его ухода на пенсию, начальником базы назначается бывший руководитель ГК НИИ ВВС А.С.Благовещенский. Новые самолеты создавались в кратчайшие сроки во многом благодаря тому, что Туполев создал хорошие творческие коллективы ОКБ и ЖЛИ и ДБ, где в доброжелательной обстановке сотрудники друг другу помогали и поддерживали. В 1952 г. кроме Ту-95 Туполев создал еще один самолет со славной историей — бомбардировщик Ту-16, впервые поднятый летчиком Николаем Рыбко. Самолет был выпущен в количестве 1500 экземпляров, был носителем атомного оружия, продавался в разные страны. 17 июня 1955 г. под управлением Юрия Алашеева в небо взлетел турбореактивный пассажирский самолет Ту-104, открывший эру советской реактивной пассажирской авиации.
15 ноября 1957 г. Алексей Якимов поднял в воздух Ту-114, самый большой в мире пассажирский самолет своего времени, который был способен долететь до Америки без посадки. Подобных машин в мире не было. А когда он впервые прилетел в Ле Бурже на авиасалон, то там не оказалось трапа такой высоты, чтобы пассажирам выйти из самолета.
21 июня 58 г. Юрий Алашеев впервые поднял в воздух дальний тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, который разрабатывался как замена Ту-16.

Шестидесятые годы

В 1961 г. был построен ангар № 3, очень вместительный, в который помещалось несколько больших самолетов. В нем стали проводиться все основные доработки туполевских самолетов.

В 1960 г. впервые взлетел самолет Ту-124, в 1961 г. взлетает дальний тяжелый истребитель-перехватчик Ту-128, в 1963 г. — пассажирский Ту-134, оказавшийся очень удачным, ставший долгожителем и только недавно прекративший эксплуатацию. В первый полет его поднял Александр Калина.
1968 г. был уникальным по числу созданной новой техники. Впервые взлетает самолет Ту-142, глубокая модификация самолета Ту-95, который поднял Иван Ведерников. 3 октября 1968 взлетает пассажирский Ту-154, поднятый Юрием Суховым, первый вылет был в Самаре, потом в Жуковском прошли его испытания. Он стал самым массовым советским пассажирским самолетом. 31 декабря 1968 г. с территории ЖЛИ и ДБ взлетает первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144, ведомый экипажем Эдуарда Еляна. Это было выдающееся событие, и вся страна радовалась достижению. В 1969 г. в Казани первый полет совершил Ту-22М, летчик-испытатель Василий Борисов, который перелетел в Жуковский, и все основные испытания потом проводились на ЖЛИ и ДБ.
Ко второй половине 1960-х годов ЖЛИ и ДБ стала во многом самостоятельным подразделением ОКБ А.Н. Туполева, имевшим в своем составе летно-испытательный, расчетно-экспериментальный и производственный комплексы, а также другие подразделения. В состав ЖЛИиДБ вошла служба испытательного полигона (СИП), которая занималась беспилотной техникой. В конце 1967 г. построен и поэтапно введен в строй моторно-испытательный комплекс (МИК) ЖЛИиДБ, созданный по указанию А.Н. Туполева для решения вопросов, связанных с силовой установкой Ту-144 и других новых самолетов ОКБ.

Семидесятые и восьмидесятые годы

ЖЛИиДБ. 1999В 1973 г. А.С.Благовещенского на должности начальника ЖЛИиДБ сменил Д.А.Кожевников. В 1970-е гг. Летно-испытательная база использовалась для работ над сверхзвуковыми пассажирскими Ту-144 с двигателями НК-144А и РД36-51А, над серией семейства Ту-22М, модификациями пассажирских Ту-154 и Ту-134. Проводились испытания вариантов противолодочных самолетов семейства Ту-142. В конце 1970-х гг. начались испытания по программам ракетоносцев Ту-95К-22 и Ту-95МС — носителя крылатых ракет большой дальности.
В 1982 г. начальником ЖЛИ и ДБ становится В.Т. Климов. В 1980-е г.г. основной темой были испытания стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Одновременно шли работы по темам Ту-95МС, Ту-22М3 и его разведывательной модификации Ту-22МР. Постоянно велись работы по совершенствованию гражданской авиатехники, модификаций самолета Ту-134А — Ту-134Б, Ту-134УБЛ, Ту-134СХ. В достаточно короткие сроки были проведены испытания и доводки новой модификации Ту-154 — Ту-154М. 2 января 1989 г. Андрей Талалакин впервые поднял Ту-204.

Большим этапом работ на ЖЛИиДБ был первый полет и последующие испытания самолета Ту-160, который 18 ноября 1981 г. поднял экипаж летчика-испытателя Бориса Веремея со вторым пилотом Сергеем Агаповым. Это самый большой бомбардировщик в мире. Следующим новым самолетом был уникальный Ту-155, двигатель которого работал как на жидком водороде, так на сжиженном метане. 15 апреля 1988 г. первый полет выполнил экипаж летчика-испытателя Владимира Севанькаева, и начало летных испытаний стало для ОКБ и всей отечественной авиапромышленности смелым прорывом в области криогенных авиационных технологий.
На тот период штатный летный состав включал 22 летчика-испытателя, 14 штурманов-испытателей и 12 операторов, и это потребовало специализации при испытании самолетов определенного типа. Образовались три летные службы, которыми руководили наиболее опытные летчики-испытатели. Первая специализировалась на Ту-160, Ту-144 и Ту-154 всех модификаций; вторая — на Ту-22М3, Ту-134 и их модификациях, третья —на семействе самолетов Ту-95/Ту-142. Действовала система выбора и назначения старшего летчика заказа (темы), который выполнял первый полет, оставался шеф-пилотом проекта в течение всего срока испытаний, а после сопровождал самолет в течение всего срока службы. При этом каждый летчик-испытатель был обязан освоить все типы опытных и серийных самолетов, находившихся на ЖЛИ и ДБ. С 1988 по 1990 г. ежегодный общий испытательный налет самолетов ЖЛИ и ДБ составлял около 3500 л.ч., при этом в год выполнялось не менее 1200 только испытательных полетов. Это обеспечивало нормальную загрузку коллектива и быстрый рост их летного мастерства.

Девяностые и «нулевые» годы

В 1991 г. начальником ЖЛИ и ДБ назначается М.В.Ульянов. В 90-е годы началось общее по авиационной отрасли сокращение заказов на новую авиатехнику, уменьшение финансирования работ, и свертывание объемов деятельности ЖЛИиДБ. Например, к середине 1990-х суммарный налет базы уменьшился до нескольких сот полетов в год. Несмотря на отсутствие финансирования, ЖЛИ и ДБ продолжала работать и испытывать новые самолеты. 2 января 1989 г. состоялся первый вылет самолета Ту-204, а 8 февраля 1999 г. управляемый Сергеем Борисовым взлетел последний из новых самолетов ОКБ — Ту-334, прекрасная машина, к сожалению не допущенная к эксплуатации. В конце 1990-х было создано ОАО «Туполев», в которое на правах филиала вошла ЖЛИ и ДБ. В 2001 г., с приходом к руководству предприятием И.С.Шевчука, начался нынешний этап развития ПАО «Туполев», характеризуемый расширением работ по новым самолетам. В 2004 г. начальником ЖЛИ и ДБ назначается В.Г.Коваленко, после него — В.А.Наумов, затем — А.Б.Косарев. Сегодня, встречая свое 70-летие, ЖЛИ и ДБ продолжает вносить большой вклад в испытания и доводочные работы самолетов стратегической и дальней авиации Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 и самолетов специального назначения семейства Ту-204/Ту-214.

Анатолий Смирнов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *