Юбилей Скрипача

Ту-12818 марта 1961 года летчик Михаил Козлов и штурман-оператор Константин Малхасян подняли в воздух Ту-128, а 24 апреля тяжелый двухместный барражирующий перехватчик ПВО впервые достиг сверхзвуковой скорости. Так началась история самолета-перехватчика, который в НАТО получил название Fiddler — «Скрипач».

Причиной появления уникального самолета стала необходимость прикрытия военных объектов от воздушных и ракетных ударов противника. Зенитно-ракетные комплексы С-25 и С-75, при всех их достоинствах, обладали ограниченными возможностями по дальности и мобильности. Создать на их базе сплошной пояс ПВО, способный защитить всю страну или хотя бы наиболее опасные направления, в северных и восточных районах СССР было нереально по экономическим соображениям.

Перехватчик Ту-128 проектировался на базе тяжелого и сравнительно маломаневренного опытного бомбардировщика Ту-98. Размах крыльев составлял почти 18 метров. Максимальная взлетная масса — 43700 килограммов. Высота полета — 15600 метров. Скорость — 1910 километров в час.

Для повышения боевой эффективности две из четырех ракет К-80 имели полуактивные радиолокационные головки самонаведения, еще две ракеты — тепловые ГСН. Большая расчетная дальность самолета в сочетании с возможностью длительного барражирования в зоне и на направлениях ожидаемых ударов авиации противника выносили рубежи перехвата целей до 1500 километров, не допуская самолеты не только к охраняемым объектам, но и к наземной системе ПВО.

Кроме того, комплекс мог работать в полуавтономном режиме в радиолокационном поле наземных РЛС дальнего обнаружения или станций самолетов ДРЛО (Ту-126), что давало возможность успешно применять Ту-128 в зонах, где отсутствовали системы автоматизированного наведения — в Сибири и на Дальнем Востоке. Согласно предварительным расчетам, новый комплекс имел высокую эффективность и мог обеспечить вероятность поражения цели при стрельбе двумя ракетами на уровне 76-77 процентов.

Бывший председатель Научно-технического комитета ВВС Советского Союза генерал-майор Анатолий Клягин рассказывал о летных испытаниях Ту-128С4. Во время одного из испытательных полетов самолет сорвался в штопор.

«Летчик Юрий Рогачев был ведущим на испытаниях Ту-128. Он штопорил с 11 тысяч метров до 1500 метров, все передавал голосом в эфир, поскольку не было тогда средств объективного контроля, спасаемых при катастрофе. Надо было зафиксировать, что летчик делал, как выводил из штопора», — вспоминал Анатолий Сергеевич.

В самый последний момент летчику-испытателю удалось прекратить падение и посадить машину. Однако при разборе полетов на экипаж обрушилась волна обвинений в срыве испытаний. Положение спас генеральный конструктор Андрей Туполев, который, выслушав все критические замечания, нецензурно выругался и приказал вернуть прежнюю форму крыла.

«За недобор скорости я отвечу перед правительством. Летчиков представить к наградам. Все вернули назад, закончили испытания. И это правильное было решение: если самолет был сделан как бомбардировщик, нельзя сэкономить и из него сделать истребитель», — вспоминает Клягин.

Самолетами Ту-128 были укомплектованы шесть полков авиации ПВО. Две трети всех выпущенных самолетов оставались на службе в 1980-е годы. Эксплуатация Ту-128 была прекращена с поступлением МиГ-31.

Единственной боевой операцией Ту-128 стало уничтожение разведывательных зондов НАТО. В музее 64-го истребительного полка в Омске есть упоминания, что в 1975 году истребители сбили над Казахстаном автоматический дрейфующий аэростат США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *